Цель: убедить учащихся в необходимости вести здоровый образ жизни, формировать умения заботиться о своём питании.
Задачи урока:
- расширить знания учащихся по проблеме питания;
- изучить классификацию пищевых добавок, раскрыть их значение и обсудить возможные нежелательные последствия их применения;
- привлечь внимание учащихся к составу продуктов, которые мы покупаем в магазине, вызвать желание учащихся контролировать потребление нежелательных и вредных пищевых добавок с целью сохранения своего здоровья;
- самостоятельно решать экспериментальные задачи по определению белков в продуктах питания
- развивать умения учащихся работать с различными источниками информации, умения выделять главное, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Планируемые результаты обучения.
В ходе занятия учащиеся будут знать:
- определение понятий: пищевые добавки, ароматизаторы, консерванты, пеногасители, стабилизаторы, синтетическая пища;
- о нежелательных последствиях применения некоторых пищевых добавок;
- о сущности процессов, происходящих при варке овощей;
- о содержании нитратов в овощах и о способах их уменьшения при варке.
- используя таблицу, ребята будут уметь: расшифровывать коды некоторых пищевых добавок;
- уменьшать содержание нитратов при использовании овощей.
Материалы и оборудование к уроку:
- этикетки различных продуктов,
- лупы (которые пригодятся для чтения некоторых этикеток, так как производители используют часто очень мелкий шрифт);
- выставка продуктов питания, овощей;
- проектор, презентация;
- химические приборы и реактивы для определения белков в образцах пищи.
- оформление доски (название канала ТВ и телепередач написаны на листах бумаги и прикреплены магнитами на доску, можно подготовить картинки, этикетки с упаковок пищевых продуктов).
Ход урока
Ведущий 1.Здравствуйте, дорогие телезрители. Начинает работу телеканал «Здоровая пища».
Ведущий 2. Вашему вниманию предлагаем следующие телепередачи:
13.00. Вы встретитесь с кандидатом химических наук с выступлением на тему «Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу». Он расскажет вам о том, что нужно знать о продуктах питания. В действительности “проблема питания” - это обширная и очень важная тема, как для человечества в целом, так и каждого отдельного человека. Сегодня мы поговорим, уважаемые слушатели, о пищевых добавках и некоторых продуктах питания и дадим вам несколько полезных советов, которые, я надеюсь, вам пригодятся.
Ведущий 1. 13.30. Телепередача «Здоровье» с Еленой Малышевой. Мы проведём практическое занятие по расшифровке кодов пищевых добавок, поговорим о нежелательном воздействии пищевых добавок на организм.
Ведущий 2. 14.00. Вместе с маленькой кинокамерой вы попадете в химическую лабораторию, в которой будут проводиться эксперименты
Ведущий 1. 14.30. Встреча с главным редактором журнала ЗОЖ. Он расскажет, как обезопасить себя от вредных веществ в обычной жизни
Ведущий 2. 15.00. На вопросы телезрителей отвечает главный редактор в программе “Вы нам писали”. В нашу редакцию приходит много писем, и мы постараемся ответить на некоторые из них.
Ведущий 1. 15.30. Телекроссворд.
Ведущий 2. Слово для доклада предоставляется главномуредактору – кандидату химических наук, доценту … Тема выступления: «Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу?»
Главный редактор:“Человек - существо странное. Сначала он, вопреки здравому смыслу, разрушает собственное здоровье, а затем, прилагая неимоверные усилия, стремится его поправить. Понять это очень трудно. Посудите сами. Человек сознательно пренебрегает условиями, предоставленными ему природой для здорового образа жизни: он заточает себя в “каменный мешок”, служащий ему жильём, окружает вещами, употребляет продукты питания, по большей части не просто вредные, но и опасные для здоровья. Люди создали мощную индустрию, которая призвана сохранять продукты питания, перерабатывать и значительно видоизменять всё то, что человек вырастил сам или взял у природы: консервировать и рафинировать, вялить и сушить, стерилизовать и разрыхлять, превращать в желе и студни, ароматизировать, коптить, жарить, замораживать, подкрашивать, насыщать углекислым газом. Человек может смешивать пищевые продукты в самых невероятных сочетаниях, каких никогда не встретишь в естественных условиях. Создается впечатление, что человек патологически ненавидит не только всех, кто его окружает, но и самого себя, поскольку одержим, произвести как можно больше несъедобных продуктов и накормить ими весь мир, а взамен получить деньги и …болезни.
В последние годы нашу страну захлестнула волна импорта продуктов питания. Основными поставщиками продовольственных товаров стали Голландия, Дания, Германия, США, Франция, Израиль. Известно, однако, что в каждой экономически развитой стране, существуют три категории продуктов питания:
- для внутреннего рынка,
- для экспорта в другие развитые страны,
- для экспорта в страны “третьего мира” и, к сожалению, в Россию.
Товары с опасными добавками очень дешевы в странах производителях и не предназначены для продажи на внутреннем рынке.
Вот почему в наших магазинах часто можно увидеть продукцию, которая не отвечает международным стандартам качества: она изготовлена из второсортного сырья, содержит патогенную микрофлору, личинки, токсины, а так же специфические наполнители и всевозможные добавки, вредные для здоровья человека. Кроме того, поставщиков не всегда заботят сроки хранения этих продуктов. Наши производители так же научились насыщать продукты всевозможными добавками. Предполагается, что покупатель сам решает, приобретать ему данный продукт или нет. Как же в такой ситуации обезопасить себя? Предлагаю на этот вопрос ответить профессору химику…
Профессор: Что нужно знать каждому, кто идёт в магазины за продуктами? Как следует мыть фрукты и овощи, поступившие к нам из – за рубежа? Каким продуктам питания следует отдавать предпочтение, а о каких следует забыть навсегда?
Информация первая. Обязательно ознакомьтесь с тем, что написано на упаковке кондитерских изделий, напитков, маргарина и другой продукции (смотрите там, где написан состав продукта). Обратите внимание на букву Е с индексом, означающую виды пищевых добавок. (Презентация)
Добавки классифицируют согласно Европейской цифровой системе (Е) и трёхзначным кодом: Е100 – 182 (красители), Е200 – 299 (консерванты), Е300 – 399 (антиокислители), Е400-499 (стабилизаторы), Е500–599 (эмульгаторы), Е600–699 (усилители вкуса и аромата), Е900 – 999 (пеногасители). (Приложении №1)
Список официально запрещённых пищевых добавок в России гораздо короче, чем в других странах.
Пищевые добавки | |||
Опасны | Запрещены | Повышают риск раковых заболеваний | Могут привести к аллергическим реакциям и кишечным расстройствам |
Е102, Е110, Е120, Е124, Е127, Е155, Е180, Е201, Е220, Е222, Е501-503, Е620, Е636 | Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152, Е240, Е924а, Е924b, Е952, Е510, Е513, Е527 | Е131, Е142, Е153, Е210-219, Е230, Е249, Е252, Е280, Е281, Е283, Е330 Е926, Е954 | Е103, Е104, Е264, Е622, Е626, Е627-630, Е633, Е634 |
При ООН и Всемирной организации здравоохранения существует комитет по пищевым добавкам. Туда поступают документы о побочных эффектах пищевых добавок. При необходимости их могут запретить. Известны коды некоторых пищевых добавок, они внесены в таблицу 1, которая перед вами. (Приложение №2).
Ведущий 1: Вас приветствует передача «Здоровье» с Еленой Малышевой:
Малышева: Недавно английские учёные из Исследовательского центра по изучению астмы и аллергии пришли к выводу, что некоторые красители и пищевые добавки могут негативно влиять на настроение и поведение детей. Трёхлетним ребятишкам две недели давали фруктовый сок, в котором было растворено 20 мг различных красителей и 40 мг консерванта Е 211 (бензоат натрия). В следующие две недели дети получали сок без этих добавок. При кормлении “химией” дети хуже концентрировали внимание, были склонны к вспышкам гнева, с трудом засыпали. Многие из “гиперактивных” добавок не только влияют на психику, но вызывают аллергические реакции. По данным тех же учёных, почти все газировки содержат бензоат натрия (Е 211). Красители используются в 78% детских десертов, 93% конфет, 24% детских сыров, 32% чипсов. Задумайтесь, нужны ли вам эти продукты, а может быть, следует заменить их безвредными?
Ведущий 2: Химическая лаборатория. Работают здесь две группы лаборантов. Первая группа расшифровывает коды пищевых добавок (с индексом Е) на этикетках и делает вывод о целесообразности применения данного продукта, учитывая сведения об их влиянии на организм. Работа оформляется в виде таблицы (Приложение №4).
Лаборант: «Нашалаборатория исследовала состав некоторых пищевых продуктов по их этикеткам, и установила, что некоторые из них опасны для здоровья!»
Ведущий 1. Мы надеемся, что теперь вы будете внимательны при покупке продуктов. Проанализируйте дома те продукты, которые вы любите и часто покупаете, и определите, нет ли в них вредных веществ. Обращаемся к вам с просьбой: присылайте этикетки от упаковок пищевых продуктов к нам в редакцию, мы будем вам благодарны за это. (Домашнее задание)
Ведущий 2.Вторая группа лаборантов исследует в предложенных пищевых продуктах наличие белков с помощью характерных реакций. На столе реактивы: растворы гидроксида натрия (10%), сульфата меди (II), мясо (говядина), кубик «Магги».
Опыт №1. Поместим в пробирку 1г. мясного фарша, прильем не более чем на одну треть пробирки воды и вскипятим смесь в течение нескольких минут. Отольем 1,5-2 мл полученного бульона в чистую пробирку, разбавим его равным объёмом раствора щелочи и добавим 4-5 капель раствора сульфата меди (II). О чём свидетельствует красно-фиолетовое окрашивание раствора?
Опыт №2. Раскрошим кубик, зальем водой, прокипятим, охладим и повторим предыдущий эксперимент. Сравниваем анализ экспериментальных данных содержания белков в образцах пищевых продуктов.
Ведущий 1. Выступает редактор журнала ЗОЖ (ФИО).
Я расскажу, как обезопасить себя от вредных веществ в обычной жизни.
Информация первая. Обратите особое внимание на обеззараживание поверхности фруктов, некоторых овощей, которые проходят особую обработку перед отправкой потребителю. Сначала промойте водой из-под крана, затем опустите на 0,5-1 мин в воду, содержащую 2-3 капли настойки йода. Для полной безопасности добавьте в воду в качестве сорбента одну чайную ложку крахмала. И снова ополосните водой, лучше кипячёной.
Информация вторая. Активным противоядием от тяжёлых металлов служат витамины: А, С, Е и группы В.
Информация третья. Важно знать, какие продукты препятствуют образованию злокачественных опухолей, и какие продукты способны выводить токсины из организма. Постоянное употребление витаминов А, Е, С, а так же овощей семейства крестоцветных (капуста кочанная, брюссельская) в значительной степени снижают риск заболевания раком. Все жёлтые и зелёные фрукты и овощи обогащены каротином (предшественник витамина А), витаминами: С и Е и хорошо выводят токсины из организма. Источником витамина Е служит растительное масло, капуста, зёрна злаков, салат, печёнка, яйца, отруби. Надеюсь, что эта информация полезна для вас, ведь, здоровье - самое главное богатство человека. Позаботьтесь о себе и своих близких и будьте здоровы!
Ведущие говорят вместе: “Предлагаем телепередачу! “Вы нам писали…” Ее ведёт редактор отдела писем. Отвечаем на письма наших читателей.
Письмо № 1 написала нам ученица 9 б класса Лена К: “Мой брат обожает всякие сухие супы и кубики, которые разводятся кипятком, а мама говорит, что они вредны для здоровья. Что же в них такого привораживающего, и права ли мама?” |
Ответ: “Бульонные кубики – не более чем вкусовая добавка: вкус обеспечивает глутамат натрия – аминокислота, содержащаяся во многих натуральных продуктах. Что касается сухих супов, то в них входят вещества, как положительно, так и отрицательно влияющие на организм. Так, в состав большинства включено пальмовое масло, которое нарушает обмен липидов и увеличивает риск развития атеросклероза. И вообще, это не еда, а скорее корм для человека. Всегда предпочтительнее потратить 20 минут и сварить, например, вкусный и питательный овощной суп.
Письмо № 2. “Говорят, что спортсмены, выпившие бутылку кока-колы, не проходят тест на допинг. Неужели она так вредна? А ведь её пьют маленькие дети” - спрашивают нас учащиеся 9 класса |
Ответ: “Спортсмены не любят кока-колу из-за кофеина, который до 1 января 2004г. считался допингом. Спортсменов действительно снимали с соревнований, если содержание кофеина превышало норму. Например, Международная федерация лёгкой атлетики отобрала золотую медаль у Натальи Садовой, чемпионки по метанию диска. Уровень кофеина в её моче соответствовал трём чашкам кофе или литру кока-колы. По данным института питания чрезмерное увлечение напитком повышает давление, может стать причиной гастрита, язвы желудка”.
Письмо № 3. “Дорогая редакция журнала! Очень просим вас рассказать о том, как отличить настоящий шоколад?”, - пишут нам девочки 8 класса. |
Ответ: “Дорогие девочки!
Ищите на этикетке три основных компонента – какао тёртое, какао-порошок и какао-масло. Если имеются другие жиры и масла, перед вами – не настоящий шоколад; в составе настоящего шоколада могут присутствовать: сахар, эмульгатор, (лецитин - некоторые источники утверждают, что добавка Е 322, как ни странно, полезна), ароматизатор (часто это ванилин) и некоторые другие добавки; настоящий шоколад тает во рту – температура плавления какао-масла близка к температуре человеческого тела. Температура плавления пальмового масла чуть выше. После такого шоколада во рту остаётся привкус растительного жира. Многие любят сладкое, а особенно шоколад. Возможно, вам пригодятся наши советы.
Письмо № 4. Пришло нам от Андрея К., он пишет: “Хотелось бы узнать, как обезопасить себя от отравления нитратами, ведь овощи и фрукты могут принести не пользу, а вред?” |
Ответ: “Опасность отравления нитратами действительно существует. Но её не стоит преувеличивать, так как нитраты химически активны и даже при обычном хранении их содержание в плодах уменьшается на 30-50%. При мытье и чистке теряется 10-15%, при варке – 40-70%. Уменьшить вредное влияние нитратов можно с помощью аскорбиновой кислоты. Не стоит увлекаться внесезонными тепличными овощами, например, съедание 2 кг тепличных огурцов, съеденных за один приём, могут вызвать опасное для жизни отравление, часто происходят отравления арбузами и дынями, которые вообще не рекомендуется покупать раньше конца августа-месяца. Известно, что в разных частях растения содержание нитратов различно. Наш корреспондент основательно изучила этот вопрос и приготовила на эту тему несколько советов: как снизить в некоторых овощах содержание нитратов ”. (Приложение №3). К сожалению, из-за недостатка времени, мы не можем ответить на все ваши письма, но обещаем вам, что сделаем это в следующем выпуске журнала. Благодарим за внимание!
Ведущий 2. Игра для любителей кроссвордов. Проводим конкурс на химическую эрудицию. Желающие участвовать разгадывают кроссворд. Ответы принимаем в форме СМС. Победителя ожидает приз! Задание: отгадайте по вертикали слова и дайте определение понятию “витамины”.
- Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека содержится 65 % и более. (Вода)
- Эти вещества - природные полимеры, во всех живых организмах играют исключительно важную роль: участвуют в построении клеток и тканей, являются ферментами, гормонами, дыхательными пигментами, защитными веществами и др. Важнейшие компоненты пищи человека. (Белки).
- Химический элемент, содержится в белках, несправедливо названный “безжизненный”. (Азот)
- Углевод, полисахарид - основная часть продуктов питания - в муке его содержится 75-80%, в картофеле- 25%. (Крахмал).
- Биологические катализаторы. (Ферменты).
- Очень полезный молочнокислый напиток. (Кефир).
- Кислота, которая вырабатывается в желудке человека. (Соляная).
- Питательные вещества, источник энергии в организме, калорийность составляет 3770 кДж/100г. Один из основных компонентов клеток и тканей живых организмов. (Жиры).
Ведущий 2.Победитель может в редакции получить приз- витамин С (лимон)
Ведущий 1. На этом наш телевизионный канал «Здоровая пища» заканчивает свою работу. Завершить нашу работу хотелось бы словами великого Шекспира: “Здоровье дороже золота”, помните об этом!»
Ведущие говорят вместе: “Благодарим вас за внимание и понимание. До свидания, до новых встреч!”
Рефлексия: (Приложение №5)
Литература:
- Энциклопедический словарь юного химика. /Под ред. Трифонова Д.Н. – М.: “Педагогика-Пресс”, 1999. – 368 с.: ил.
- Попов С.В. Валеология в школе и дома (О физическом благополучии школьников), - СПб.: СОЮЗ, 2007г. 256с.
- Назаренко В.М. Экологическая безопасность в быту. Что нужно знать, когда покупаешь продукты и готовишь пищу. // Химия в школе. – 5, 2008г.