Каждый руководитель должен заботиться о повышении компетентности тех, кем он руководит. Почти каждый человек обладает значительным потенциалом для личного и профессионального роста, и по мере удорожания человеческих ресурсов становится все более важно задействовать этот потенциал.
Развитие людей – это ключевой элемент управленческой эффективности.
М. Вудкок.
Происходящие в обществе социально-экономические изменения предъявляют новые требования к личности педагога. На первый план выдвигается способность быть субъектом своего профессионального развития, в условиях социальной неопределенности самостоятельно находить решения социально и профессионально значимых проблем.
Педагогическая деятельность заключает в себе ряд особенностей, позволяющей характеризовать ее как потенциально аффектогенную. Она вызывает определенные личностные изменения, в том числе развитие профессиональной деформации, которая является издержками профессии, на ее формирование влияет длительное внутренне напряжение, личностные особенности, условия труда и т.д. (С. П. Безносое, P.M. Грановская, Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк и др.).
Деформации происходят от того, что под влиянием условий труда или возраста у работника ослабевают, угасают некоторые позитивные психические качества. Например, у педагога снижается эмпатия, сопереживание воспитанику; вначале заостряются пограничные психические качества (например, эмоциональное истощение) и затем появляются негативные признаки, например, эмоциональное равнодушие, безразличие к воспитаннику; необходимый личностный профиль педагога, обязательно включающий эмпатию, распадается, личность перестает соответствовать профессиональным нормам специалиста.
Деформация личности проявляется и в том, что по мере накопления профессиональных штампов и роста ригидности педагог перестает соответствовать социальной профессиональной норме (требованиям профессии к человеку) или индивидуальной (требованиям человека к самому себе).
Настроение людей, идущих на работу, определяет лицо руководителя, морально-психологический климат коллектива, от которого зависит повышение производительности труда, успешное выполнение, огромных задач, здоровье людей, благоприятный морально-психологический климат в коллективе создает условия для формирования развитой (гармоничной) личности.
Труд педагога дошкольного образования специфичен по всем его основаниям: начиная с нормативной, объективной структуры — цель, задачи, предмет, средства и условия труда, и заканчивая его субъективной стороной — особенностями профессионально важных и профессионально значимых личностных качеств. Не случайно педагогическая профессия в работе с дошкольниками отличается повышенными требованиями к социальной перцепции, коммуникативным способностям, умению взаимодействовать с детьми интенсивно, продуктивно и творчески.
Профессиональная деформация — деструкции, возникающие в процессе выполнения профессиональной деятельности и негативно влияющие на ее продуктивность, они искажают личностные качества, способствуют накоплению негативных признаков (Н.А. Корнеева).
Профессиональные деструкции — изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса (Э.Ф. Зеер).
Профессиональные деформации личности — самоорганизация личности по пути упрощения системы (собственной личности, взаимодействия), что затрудняет ее выход за пределы ситуативно-обыденного в профессиональной жизни. Это определенного рода новообразование личности (А.В. Козлова).
Майер А. А. определяет профессиональные деформации как негативные изменения личностного и деятельностного плана, возникающие под воздействием профессии. Они носят деструктивный (разрушающий) характер и способны при определенных условиях стать устойчивыми личностными и поведенческими характеристиками педагога дошкольного образования.
Руководителю образовательного учреждения необходимо знать и учитывать виды деструкций, вероятность и причины их приобретений в зависимости от стадии профессионального становления. (приложение 1)
Управленческая деятельность директора по профилактике профессиональных деформаций и улучшения условий труда должна носить целенаправленный характер.
Современные тенденции в образовании требуют от руководителя поиска инновационного и системного подхода к работе с педагогами по профилактике профессиональных деформаций и улучшений условий труда. Большинство исследователей в области психологии труда в целом отмечают его положительное воздействие на человека, но в неблагоприятных условиях (перенапряжение нервной системы, перегрузки, резкие изменения режима работы, монотонность, конфликтная обстановка, тяжелые условия труда — недостаточное освещение, шумы, вибрации, производственная пыль и др.) могут возникнуть различные нарушения в профессиональном развитии, деформации, а также профессиональные заболевания (А. К. Маркова, 1996).
Законодательные нормативно-правовые акты обязывают работодателя (его представителей) обеспечить выполнение требований по защите прав работников на здоровье и безопасные условия труда. Обеспечение безопасности участников образовательного процесса – проблема, с которой сталкиваются все руководители образовательных учреждений.
В соответствии с пунктом 4.1.1. Государственного стандарта РФ (ГОСТ Р 12.0.0006-200 “Общие требования к системе управления охраной труда в организации”) руководство организации, несущее ответственность за охрану труда, должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями.
Политика МДОУ “Детский сад № 39 комбинированного вида” в области охраны труда и предупреждения профессиональных деформаций работников направлена на обеспечение безопасных и здоровых условий труда, постоянное сокращение и исключение случаев производственного травматизма, профессиональных деструктивных проявлений. (приложение 2)
Политика разработана в соответствии с государственной стратегией в области охраны труда для образовательных учреждений.
Целью Политики является исключение случаев производственного травматизма, снижение уровня профессиональных деформаций среди работников МДОУ. К основным определяющим профессиональной деформации относятся стереотипы профессиональной деятельности, механизмы психологической защиты, застой профессионального развития, психофозиологические изменения, пределы профессионального развития.
Реализация основополагающих принципов возможна при соблюдении обязательных условий:
- выявление степени реакции у сотрудников в здоровьесбережении;
- овладение сотрудниками знаниями о своих ресурсах и возможностях, умением объективно их оценивать и использовать для совершенствования профессионализма личности в здоровьесбережении;
- целенаправленная работа по минимизации профессиональных деструкций.
Основополагающий принцип менеджмента управления дошкольным образовательным учреждением - многообразие используемых форм профилактики деструктивных проявлений, направленных на их минимизацию и компенсацию, с учетом видов компенсаций и деформаций педагога дошкольного образования.
Виды компенсаций деформаций педагога дошкольного образования (Спиридонов В.):
- особые формы самопринятия и самоподтверждения: оценочно-нагруженный образ своей профессии и себя как профессионала (мифология профессии, завышенная самооценка по профессионально важным шкалам и др.);
- устойчивые способы работы с самим собой (средства поддержания “рабочей” формы и иные средства саморегуляции, индивидуальные приемы подготовки к началу работы, средства преодоления пресыщения деятельностью, обнаружение возможностей, которые содержит профессия, для решения личностных проблем и др.);
-профессиональный образ жизни (планирование распорядка дня, недели, месяца; при возможности планирования карьеры четкое различение или, наоборот, принципиальное неразличение профессиональных и бытовых ситуаций и др.);
- индивидуальный стиль деятельности (способы прогнозирования развития профессиональных ситуаций, особенности саморегуляции, индивидуально удобные темп и приемы организации работы и др.).
Вариативные техники здоровьесбережения нацелены не столько на снятие, купирование соматических и психических расстройств, сколько на обращение к более высоким уровням саморегуляции: инструментальному, смысловому, экзистенциальному, которые отвечают задачам развития конкретных способностей (коммуникативных, рефлексивных, гностических и т.д.), что, позитивно влияет на эффективность профессиональной деятельности педагога, восстановление его работоспособности и стрессоустойчивости в течение рабочего дня. В плане деятельности образовательных учреждений МДОУ по реализации политики представлены: мероприятия, форма их проведения, количество и периодичность занятий, а также определен круг ответственных за организацию лиц. (приложение 3)
В практике деятельности образовательных учреждений используются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:
- стретчинг (рисунок 1, рисунок 2);
- постизометрическая релаксация (приложение 4);
- мудры (приложение 5);
- гимнастика для глаз (приложение 6);
- отдых в комнате психологической разгрузки;
- музыкотерапия;
- дыхательная гимнастика (приложение 7);
- оздоровительный бег;
- целевые прогулки на природу;
- фитотерапия (приложение 8).
Элементы здоровьесберегающих технологий используются на основе:
- доступности содержания,
- вариативности,
- дифференциации оздоровительных комплексов.
Степень их реализации, создание условий для минимизации профессиональных деформаций выявляется через участие ДОУ в смотре-конкурсе. (приложение 9)
Инновационный всплеск в образовании вызывает необходимость быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию, преодолевать трудности в реализации инновационных проектов, в генерировании новых идей. Что чревато высокой эмоциональной напряженностью педагогической деятельности, педагогической индифферентностью. Поэтому перед управленческой командой МДОУ стоит задача профессионального развития и саморазвития педагогов.
В контексте личностно-ориентированного подхода, педагог рассматривается нами как целостная личность, индивидуальность. В соответствии с этим сопровождение направлено на создание для каждого индивидуального профессионального маршрута, внутри которого разрешаются функции: полноценная адаптация молодых специалистов, раннее вхождение в профессию, содействие в становлении индивидуального стиля, профилактика профессиональных деструкций разных возрастных категорий, помощь в достижении профессионального мастерства и развитии личностно-профессиональных качеств.
Отбор методических средств осуществляется в соответствии с риском деструктивных проявлений разных категорий работников. (приложение 10)
Особое значение имеет определение критериев результативности реализации Политики учреждения в области охраны труда и предеупреждения профессиональных заболеваний.
Целенаправленная деятельность директора по профилактике деструктивных проявлений, систематизация данной работы обеспечивают создание в МДОУ здоровьесберегающей среды. Позволяют сделать вывод, что реализация модели адаптивной системы управления, сопровождение педагогов, направленное на обеспечение условий оптимальной самореализации в профессии, профилактику деструкций, адаптацию к быстро меняющимся условиям педагогической деятельности обеспечивает достижение результатов:
Позитивное взаимоотношение педагогов с воспитанниками, коллегами, родителями. Сплочение коллектива педагогов. Констатация среды, ее гармонизация, межличностные отношения, сокращение количества конфликтных ситуаций.
Формирование осознанного здоровьесберегающего поведения педагогов. Положительная динамика физического здоровья: сокращение случаев профессиональных заболеваний и продолжительности больничных листов.
Снижение риска деструктивных проявлений, формирование стрессоустойчивости и навыков саморегуляции, активизация способности педагогов к саморазвитию.
Личностный и профессиональный рост педагогов. Активное позиционирование результатов коллектива на уровне города и области. Участие в конкурсах профессионального мастерства, соревнованиях.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть:
сегодня на разных уровнях (России, Свердловской области, городского округа Первоуральск) в рамках проекта “Наша новая школа” говориться о новой модели образования, обеспечивающей не только высокий уровень подготовки выпускника, но и способствующей освоению практических навыков культуры здоровья, здорового образа жизни, формированию осознанной потребности быть здоровым. Несомненно, здоровье является критерием качества жизни и жизненных ресурсов человека. Выстраивая управленческую модель организации образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения исходной позицией руководителя должно являться то, что сохранение и укрепление здоровья воспитанников во многом зависит от организации условий образовательной среды. Здоровьесберегающая среда образовательного учреждения представляет собой комплекс социально-психологических, воспитательно-образовательных и физиолого-гигиенических условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение здоровья участников образовательного процесса, эффективность которых зависит от ежедневной деятельности всего педагогического коллектива, а в специфических условия дошкольного образования и обслуживающего персонала.
Каждый участник образовательного процесса должен иметь полное представление о характере собственной деятельности для обеспечения развития детей, сохранения и укрепления их здоровья. Считаем, что здорового ребёнка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.
Эффективность работы педагога – это будущая эффективность и продуктивность его воспитанников.
Список литературы
1. Андерсон Б. “Растяжка для поддержания гибкости мышц и суставов”. М., 2009.
2. Вульфов Б. З. Педагогика рефлексии. М., 1999.
3. Гатальская Г. В. В школу – с радостью. Практическая психология для учителя. М., 2000.
4. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. М., 1999.
5. Лободин В. Т., Лавренова Г. В., Лободина С. В. “Как сохранить здоровье педагога” М., 2008.
6. Майер А. А. Профессиональные деформации педагога дошкольного образования// Управление № 6, 2010.
7. Макарова И. Н. “Комплекс упражнений супертонус” (новейший медицинский справочник) М., 2010.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996.
9. Москвина Н. Б. Минимизация личностно-професиональных деформаций педагогов // Педагогика 2005. № 5
10. Стрельникова А. Н. “Техники оздоровительного дыхания”. М., 2005.
11. Сыманюк Э. Э. Профессионально обусловленные деструкции педагогов. М., 2003