Открытый урок по теме "Жизнь – это движение!"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • в интересной игровой форме обобщить, закрепить знания, полученные по теме,
  • научить видеть проявления изученных закономерностей окружающей среды,
  • совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач,
  • расширить кругозор учащихся,
  • развивать коммуникативные способности, умение работать парами и группами.

ХОД УРОКА.

Учитель: «Сэр Исаак Ньютон почти божественным разумом первый доказал с факелом математики движение планет, пути комет, приливы и отливы океанов. Он исследовал различие световых лучей и появляющиеся при этом различные свойства цветов, чего ранее никто не подозревал. Прилежный, умный и верный истолкователь природы, древности и Священного писания, он утверждал своей философией величие Всемогущего Бога. Пусть смертные радуются, что существовало такое украшение рода человеческого.»
Это слова из эпитафии Исаака Ньютона. Ему, автору классической механики, посвящен наш урок-игра по теме: «Жизнь – это движение».

Первый этап нашего урока назовём – «РАЗМИНКА».

Для этого нам понадобиться мешок, в который мы соберём все знания, полученные на уроках.

Вопросы:

– Какие тела называются материальными точками?
– Что такое ускорение?
– Как определить среднюю скорость движения?
– Если положение тела определяется двумя координатами, то как называется такая система отсчета?
– В каких единицах измеряется ускорения движения тела?
– Как определить путь, пройденных телом при постоянной скорости его движения?
– Если тело заданно тремя координатами, то какая это система отсчета?
– В каких единицах измерения в системе СИ, измеряют путь ?
– Как определить путь, пройденный телом при равноускоренном ускорении?

– Разминка окончена.

Второй этап – «ФИЗИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ»

Воспользуемся раздаточным материалом для его написания.

Вопросы:

  • В каких из перечисленных случаях можно считать тела материальными точками, а в каких – нельзя?
  • Земля вращается вокруг своей оси.
  • Земля движется по круговой орбите вокруг Солнца.
  • Какую систему координат следует выбрать для определения положения подводной лодки?
  • Переведите 54 км/ч в метры секунду.
  • Изменение скорости в единицу времени – это …

Проведем взаимопроверку.

Ключ:

  Вопрос Ответ
1 В каких из перечисленных случаях можно считать тела материальными точками, а в каких – нельзя? Земля вращается вокруг своей оси. Не материальная точка.
2 Земля движется по круговой орбите вокруг Солнца. Материальная точка.
3 Какую систему координат следует выбрать для определения положения подводной лодки? Трехмерная.
4 Переведите 54 км/ч в метры секунду. 15
5 Изменение скорости в единицу времени – это Ускорение

Третий этап

На доске дан график, который характеризует движение материальной точки. Что мы можем определить и, что охарактеризовать с его помощью ? ( вид движения, найти ускорение, путь). Воспользуемся раздаточным материалом для данного задания.

1. Определим вид движения тела на разных участках. Составьте задачу по данному рисунку (равноускоренное, равномерное, равнозамедленное)

2. Ускорение: а > 0, а < 0, а = 0.

3. С помощью какой формулы, мы можем определить путь?

Четвертый этап – «ФИЗИЧЕСКОЕ ЛОТО»

На ваших раздаточных материалах – формулы кинематики. Да вот беда, когда печатала, Я, сделала массу ошибок. Исправить их. Вам 3 минуты. Давайте осуществим взаимопроверку.

Осуществим взаимопроверку с помощью ключа:

Пятый этап – «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАДАНИЕ»

Измерение ускорения тела

Мы повторили разные виды движения тел, а теперь проведем эксперимент, итак переходим к пункту № 4 нашего урока – исследовательское задание.
У меня есть тележка и две направляющие рейки (обычные линейки), что мы можем сделать с данным оборудованием? (Провести эксперимент) Что нам ещё потребуется? (Секундомер).

Наблюдение движения тележки по наклонной плоскости

– Что можно узнать из этого эксперимента ? (Ускорение)
– Какие физические величины мы может определить (Путь, время движения)
– Что можно сказать о характере движения ?
– Какую цель мы поставим перед собой, выполняя данный эксперимент ? Записали.
Для его проведения мне понадобиться тайместер.
Длина линейки 100 см, следовательно путь равен 1 м (S = 1 м),
Пускаем тележку по наклонной плоскости и определяем время её движения (t = ), для более точного определения ускорения, давайте определим ещё раз время движения. Теперь найдем среднее время. Запишем в нашу карту урока полученные нами данные:

Определили и подсчитали.

Вывод: Тело движется равноускоренно с ускорением равным ________ м/с2

Шестой этап – «КРОССВОРД»

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4