Экскурсионная деятельность в военно-патриотическом воспитании

Разделы: Внеклассная работа


Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщение школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. Поэтому  в последние годы очень важным методом этой работы стало создание школьных музеев. И мы считаем, что экскурсионная работа является одним из важнейших направлений музейной деятельности.

Как учитель истории в нашем ВПК я занимаюсь экскурсионной работой.

Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизнедеятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.

Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. И мы считаем, что экскурсионная работа является одним из важнейших средств.

В определенной мере экскурсия является компенсацией за нереализованные возможности урока. Это и дополнительный источник исторических знаний, и возможность обогатить содержание программных тем, и возможность поставить ребенка в ситуацию, где он с большим удовольствием, чем на уроке в классе, пополняет свои знания по истории культуры — ведь эти знания приобретаются в неформальной обстановке.

Большинство экскурсий — это увлекательное действо, когда забываешь про все на свете, в том числе и про задание, которое получил от учителя накануне.

В деятельности нашего военно-патриотического клуба мы выделяем несколько направлений экскурсионной работы.

img1.gif (5501 bytes)

Первое направление – места связанные с историей героической защиты нашей Родины от иноземных захватчиков.

Второе направление – места, связанные с работой школьных музеев боевой славы.

Третье направление – история военно-воздушных сил России, в рамках создания музея истории авиации и активной работы авиамодельного кружка

Цель школьной экскурсии — создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения (в т.ч. и формирование потребности в самообразовании и повышении культурного уровня).

Сформулировав цель, ставим задачи предстоящей деятельности. Чаще всего задачи школьной экскурсии это:

  • способствовать развитию нравственной личности средствами краеведения;
  • обеспечить условия для формирования и развития общеучебных навыков;
  • способствовать расширению, углублению и систематизации предметных знаний;
  • способствовать решению образовательных и воспитательных задач данного образовательного учреждения;
  • содействовать формированию полной картины особенностей природы, хозяйства, жизни населения в разные исторические эпохи на территории своего края;
  • способствовать развитию личностных качеств учащихся в деятельности, отвечающей их индивидуальным потребностям;
  • формировать потребность в исследовательской деятельности в выбранном учащимися направлении;
  • способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся в процессе общественно-полезной деятельности и общения;
  • способствовать формированию национальной, социальной, речевой, экологической культуры; реального патриотизма;
  • способствовать осознанному выбору профессии;
  • способствовать формированию системы наглядного материала для обеспечения краеведческого принципа преподавания школьных предметов.

Среди всех задач мы выделяем как важнейшие первую и вторую.

В методике проведения экскурсий можно выделить несколько модулей.

 Модуль 1 – подготовительный.

Для реализации цели мы перед экскурсией проводим подготовительную работу:

  • беседы, где рассказываем об объекте экскурсии, о событиях, связанных с темой экскурсии;
  • знакомимся с литературой;
  • рассматриваем иллюстрации;
  • формулируем задачи.

Модуль 2 – проведение экскурсии.

Здесь мы выделяем такие виды экскурсий:

  • пассивные (когда дети самостоятельно осматривают объект);
  • активные (когда с учащимися работает экскурсовод, который использует методы показа и рассказа);
  • практические (когда дети непосредственно могут работать с элементами экспозиции);

Модуль 3 – заключительный.  Возвращаясь,  домой с экскурсии, если это автобусная, проводим   викторину  по   увиденному  на  экскурсии.  Опыт   показывает,  что  этот  вид
деятельности помогает детям лучше усвоить, запомнить, продумать, обратить внимание на подробности.

Модуль 4 – результат. Результатом экскурсии может быть:

  • письменная работа на специальном бланке;
  • сочинение;
  • изготовление фотомонтажа;
  • изготовление макета;
  • выпуск школьной газеты.

За время работы нашего военно-патриотического клуба было проведено более 40 экскурсий. Особо запомнились ребятам такие экскурсии как: Бородино, Дубосеково, Снегири, музей Таманской мотострелковой дивизии, музей ВОВ на Поклонной горе, музей пограничных войск, музей Гарнаева П.В., ЦУП, ЦАГИ, Звездный городок и ряд городов России, которые связаныс событиями Великой Отечественной войны.      

Мы знаем, что каждая экскурсия должна реализоваться в каком-то конкретном результате. Для этого ставим перед детьми конкретную цель. Но иногда результат может быть и совсем  неожиданным. Вот об этом мне и хотелось бы рассказать.

Пример 1. Мы с классом должны были подготовить к годовщине битвы под Москвой литературно-музыкальную композицию.

Стали работать над сценарием. В процессе работы ребята заинтересовались:
– А где?
– А кто? А что?
– А как разворачивались события?

Решили съездить на экскурсию на Волоколамское шоссе, на разъезд Дубосеково, где сражались герои-панфиловцы.
Посетили мемориальный комплекс. С огромным вниманием ребята слушали экскурсовода.
Возложили цветы на могиле героев-панфиловцев в деревне Нелидово и прошли к музею.
В музее с огромнейшим трепетом душевным (что было видно по лицам детей) рассматривали экспонаты, внимали экскурсоводу.
И вдруг мои мальчишки оцепенели. Замерев, они долго стояли у макета сражения.
Уже по дороге домой они бурно обсуждали проблему. Оказалось, они захотели создать макет фрагмента сражения.
Это событие заинтересовало и нашего руководителя Михаила Анатольевича.
Организуя ребят, советуя им, он возглавил техническую часть, а я как историк помогала им теоретически.
И закипела работа. Ребята строгали, пилили, работали с пеной, красили, лепили… В процессе работы перелопатили горы литературы и о технике, и об оружии и о событиях.
И создали свой макет. На праздник пригласили ветеранов. Ребята выступали и показали свой макет. Ветераны были первыми благодарными зрителями. Их искреннюю благодарность ребята помнят до сих пор. Потом макет был представлен на окружной конкурс проектов, где занял I место.
Я думаю, что этот урок патриотизма детям запомнился на всю оставшуюся жизнь.

А вот 2 пример. Группу учеников 9 класса, заинтересовали события Отечественной войны 1812 г. Решили поехать в Бородино, чтоб своими глазами увидеть героические места.
Прибыв на место, мы узнали, что нас ожидает интереснейшее событие. Мы попали (совсем случайно) на реконструкцию сражения 1941-1945 гг. Ребят настолько захватило это действо:

  • авиабомбардировка в начале;
  • наступление вражеской техники;
  • штурм наших укреплений;
  • рукопашный бой;
  • переход наших войск в контрнаступление;
  • сражение;
  • победа;

Также мы побывали в музее и на поле битвы 1812 года.
Ребята были поражены. Всю дорогу домой они восхищенно повторяли: «В какой же стране мы живем! Как же не гордиться таким народом».
Перелопатили горы литературы о двух Отечественных войнах. С огромным вниманием посмотрели множество документальных фильмов, обсуждали, вспоминали увиденное.
Результатом был стенд, оформленный ребятами как фотомонтаж, из отснятых ими кадров.
И это еще не все. На следующий год уже в первые дни учебного года ребята задавали один и тот же вопрос: « А мы поедем в Бородино? »
Сами нашли в Интернете дату реконструкции. И мы ездили снова, хотя и не совсем удачно. Был сильнейший снегопад, слякоть. 12 октября этого года мы ездили уже в третий раз. И каждый раз мы видим что-то новое, узнаем новые подробности, глубже проникаемся уважением и к людям, готовящим это мероприятие и к героическому прошлому нашей Родины.

В определенной мере, экскурсия является компенсацией за нереализованные возможности урока, факультатива, кружковой работы. Это и дополнительный источник исторических знаний, и возможность обогатить содержание программных тем, и возможность ребенку самому создать экспонат музея. Ребята активно пополняют свои знания по истории культуры, ведь эти знания приобретаются  неформальной обстановке.

Я уверена в том, что экскурсионная деятельность в военно-патриотическом воспитании  занимает очень важное место.

Приложение