Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщение школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. Поэтому в последние годы очень важным методом этой работы стало создание школьных музеев. И мы считаем, что экскурсионная работа является одним из важнейших направлений музейной деятельности.
Как учитель истории в нашем ВПК я занимаюсь экскурсионной работой.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у молодежи патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Особая роль в патриотическом воспитании должна принадлежать военной истории, соприкасаясь с которой, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу народа, равняется на лучших его представителей, учится на героических примерах жизнедеятельности наших великих предков, дедов и отцов беззаветному служению Отечеству, готовности встать на его защиту. Историческая подготовка в определенной мере призвана решить задачи духовно-нравственного и идейного обеспечения процесса патриотического воспитания.
Сегодня как никогда важен выбор средств обучения и воспитания, приобщения школьников к миру духовных ценностей истории и культуры. И мы считаем, что экскурсионная работа является одним из важнейших средств.
В определенной мере экскурсия является компенсацией за нереализованные возможности урока. Это и дополнительный источник исторических знаний, и возможность обогатить содержание программных тем, и возможность поставить ребенка в ситуацию, где он с большим удовольствием, чем на уроке в классе, пополняет свои знания по истории культуры — ведь эти знания приобретаются в неформальной обстановке.
Большинство экскурсий — это увлекательное действо, когда забываешь про все на свете, в том числе и про задание, которое получил от учителя накануне.
В деятельности нашего военно-патриотического клуба мы выделяем несколько направлений экскурсионной работы.
Первое направление – места связанные с историей героической защиты нашей Родины от иноземных захватчиков.
Второе направление – места, связанные с работой школьных музеев боевой славы.
Третье направление – история военно-воздушных сил России, в рамках создания музея истории авиации и активной работы авиамодельного кружка
Цель школьной экскурсии — создать условия для развития личности ребенка в процессе деятельности и общения (в т.ч. и формирование потребности в самообразовании и повышении культурного уровня).
Сформулировав цель, ставим задачи предстоящей деятельности. Чаще всего задачи школьной экскурсии это:
- способствовать развитию нравственной личности средствами краеведения;
- обеспечить условия для формирования и развития общеучебных навыков;
- способствовать расширению, углублению и систематизации предметных знаний;
- способствовать решению образовательных и воспитательных задач данного образовательного учреждения;
- содействовать формированию полной картины особенностей природы, хозяйства, жизни населения в разные исторические эпохи на территории своего края;
- способствовать развитию личностных качеств учащихся в деятельности, отвечающей их индивидуальным потребностям;
- формировать потребность в исследовательской деятельности в выбранном учащимися направлении;
- способствовать творческому развитию и самовыражению учащихся в процессе общественно-полезной деятельности и общения;
- способствовать формированию национальной, социальной, речевой, экологической культуры; реального патриотизма;
- способствовать осознанному выбору профессии;
- способствовать формированию системы наглядного материала для обеспечения краеведческого принципа преподавания школьных предметов.
Среди всех задач мы выделяем как важнейшие первую и вторую.
В методике проведения экскурсий можно выделить несколько модулей.
Модуль 1 – подготовительный.
Для реализации цели мы перед экскурсией проводим подготовительную работу:
- беседы, где рассказываем об объекте экскурсии, о событиях, связанных с темой экскурсии;
- знакомимся с литературой;
- рассматриваем иллюстрации;
- формулируем задачи.
Модуль 2 – проведение экскурсии.
Здесь мы выделяем такие виды экскурсий:
- пассивные (когда дети самостоятельно осматривают объект);
- активные (когда с учащимися работает экскурсовод, который использует методы показа и рассказа);
- практические (когда дети непосредственно могут работать с элементами экспозиции);
Модуль 3 – заключительный.
Возвращаясь, домой с экскурсии, если это
автобусная, проводим викторину по
увиденному на экскурсии. Опыт
показывает, что этот вид
деятельности помогает детям лучше усвоить,
запомнить, продумать, обратить внимание на
подробности.
Модуль 4 – результат. Результатом экскурсии может быть:
- письменная работа на специальном бланке;
- сочинение;
- изготовление фотомонтажа;
- изготовление макета;
- выпуск школьной газеты.
За время работы нашего военно-патриотического клуба было проведено более 40 экскурсий. Особо запомнились ребятам такие экскурсии как: Бородино, Дубосеково, Снегири, музей Таманской мотострелковой дивизии, музей ВОВ на Поклонной горе, музей пограничных войск, музей Гарнаева П.В., ЦУП, ЦАГИ, Звездный городок и ряд городов России, которые связаныс событиями Великой Отечественной войны.
Мы знаем, что каждая экскурсия должна реализоваться в каком-то конкретном результате. Для этого ставим перед детьми конкретную цель. Но иногда результат может быть и совсем неожиданным. Вот об этом мне и хотелось бы рассказать.
Пример 1. Мы с классом должны были подготовить к годовщине битвы под Москвой литературно-музыкальную композицию.
Стали работать над сценарием. В процессе работы
ребята заинтересовались:
– А где?
– А кто? А что?
– А как разворачивались события?
Решили съездить на экскурсию на Волоколамское
шоссе, на разъезд Дубосеково, где сражались
герои-панфиловцы.
Посетили мемориальный комплекс. С огромным
вниманием ребята слушали экскурсовода.
Возложили цветы на могиле героев-панфиловцев в
деревне Нелидово и прошли к музею.
В музее с огромнейшим трепетом душевным (что было
видно по лицам детей) рассматривали экспонаты,
внимали экскурсоводу.
И вдруг мои мальчишки оцепенели. Замерев, они
долго стояли у макета сражения.
Уже по дороге домой они бурно обсуждали проблему.
Оказалось, они захотели создать макет фрагмента
сражения.
Это событие заинтересовало и нашего
руководителя Михаила Анатольевича.
Организуя ребят, советуя им, он возглавил
техническую часть, а я как историк помогала им
теоретически.
И закипела работа. Ребята строгали, пилили,
работали с пеной, красили, лепили… В процессе
работы перелопатили горы литературы и о технике,
и об оружии и о событиях.
И создали свой макет. На праздник пригласили
ветеранов. Ребята выступали и показали свой
макет. Ветераны были первыми благодарными
зрителями. Их искреннюю благодарность ребята
помнят до сих пор. Потом макет был представлен на
окружной конкурс проектов, где занял I место.
Я думаю, что этот урок патриотизма детям
запомнился на всю оставшуюся жизнь.
А вот 2 пример. Группу учеников 9 класса,
заинтересовали события Отечественной войны 1812 г.
Решили поехать в Бородино, чтоб своими глазами
увидеть героические места.
Прибыв на место, мы узнали, что нас ожидает
интереснейшее событие. Мы попали (совсем
случайно) на реконструкцию сражения 1941-1945 гг.
Ребят настолько захватило это действо:
- авиабомбардировка в начале;
- наступление вражеской техники;
- штурм наших укреплений;
- рукопашный бой;
- переход наших войск в контрнаступление;
- сражение;
- победа;
Также мы побывали в музее и на поле битвы 1812
года.
Ребята были поражены. Всю дорогу домой они
восхищенно повторяли: «В какой же стране мы
живем! Как же не гордиться таким народом».
Перелопатили горы литературы о двух
Отечественных войнах. С огромным вниманием
посмотрели множество документальных фильмов,
обсуждали, вспоминали увиденное.
Результатом был стенд, оформленный ребятами как
фотомонтаж, из отснятых ими кадров.
И это еще не все. На следующий год уже в первые дни
учебного года ребята задавали один и тот же
вопрос: « А мы поедем в Бородино? »
Сами нашли в Интернете дату реконструкции. И мы
ездили снова, хотя и не совсем удачно. Был
сильнейший снегопад, слякоть. 12 октября этого
года мы ездили уже в третий раз. И каждый раз мы
видим что-то новое, узнаем новые подробности,
глубже проникаемся уважением и к людям,
готовящим это мероприятие и к героическому
прошлому нашей Родины.
В определенной мере, экскурсия является компенсацией за нереализованные возможности урока, факультатива, кружковой работы. Это и дополнительный источник исторических знаний, и возможность обогатить содержание программных тем, и возможность ребенку самому создать экспонат музея. Ребята активно пополняют свои знания по истории культуры, ведь эти знания приобретаются неформальной обстановке.
Я уверена в том, что экскурсионная деятельность в военно-патриотическом воспитании занимает очень важное место.