Эта чудесная вода - без нее никуда

Разделы: География


Цели:

  • Ознакомить со значением экологически чистой воды в жизни человека.
  • Рассмотреть причины загрязнения водоёмов.
  • Воспитывать бережное и экономное отношение к воде.

Оборудование и наглядность: физическая карта мира,  глобус, музыкальное сопровождение (шум воды), презентация «Вода в нашей жизни» (Приложение 1), схема функционирования  станции очистки воды.

ХОД УРОКА

Группа детей и учитель выходят на сцену. В руках у них глобус, карта, энциклопедия и другие книги.

Учитель: Здравствуйте, дети, учителя и уважаемые гости!

Ученик 1:  Мы – любители и защитники природы.

Учитель: Сегодня поговорим о богатстве нашей Земли, о самом удивительном веществе нашей природы, об источнике жизни всего живого на нашей планете.

Все:  О воде.

(Звучит шум воды.)

Ученик: Вода – бесценный дар природы.

Учитель: Вода – одно из главных богатств на Земле. Почему так говорят?

Ученик:  Потому, что без воды мы не можем жить. Мы же её пьём, едим, водой умываемся, а летом ещё купаемся.

Ученик:  Да, жизнь без воды невозможна! Посмотрите на модель нашей планеты – глобус.

Ученик: Глобус как глобус!

Ученик: А ты попробуй его быстро вращать.

Ученик: Ой, да он весь голубого цвета!

Учитель: А где мы можем встретить воду в жизни?

Ученик: Мы, мы знаем! (Читают стихотворение)

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде:
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране,
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Ледником в горах зовётся,
Лентой серебристой вьётся.
Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке,
И снежинке,
И в росинке.
Нам откликнется всегда
Океанская вода.
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить:
Без неё нам не прожить.

Ученики: Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими лужицами. В воде мы моемся, купаемся, плаваем, катаемся по ней на санках, конках и лыжах. Воду мы пьём и едим, потому, что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. На самом деле – это солевой раствор.
Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы. Вода не только "поит", но ещё и кормит – по морям и океанам плавают тысячи рыболовных судов. Вода "добывает" электрический ток на электростанциях. Вода моет города, машины, дороги. Вот она какая, вода!

Ученик: А я знаю много интересного о воде.

Учитель: Мы с удовольствием послушаем тебя.

Ученик: 

– Тело новорождённого состоит из воды на 86 %, старика – около 50 %.
– Человек может прожить без пищи 3-4 недели, а без воды лишь несколько дней.
– Вода дороже золота, утверждали бедуины, всю жизнь кочевавшие в песках. Они знали, что никакие богатства не спасут путника в пустыне, если иссякнут запасы воды.
– Ежедневно человек выпивает 2, 5 литра воды и 1, 5 литра получает через кожу – душ, ванну.
– Основная часть мозга – вода. (На самом деле – это солевой раствор.)

Ученик: Да, это очень интересно!

Учитель: А где мы с вами можем встретить сразу много воды?

Ученики:  В реке.

Ученик: А ведь наш город Москва стоит на реке Москва-реке, рядом с нашей школой протекает речка Сетунь, обе эти реки являются  притоками великой Волги.

Учитель: Ребята, а вы любите купаться? (Да)
– А знаете ли вы, что в Москва-реке,  Сетуне  небезопасно купаться, ведь вода в ней грязная.

Ученик: Интересно, почему?

Учитель: А вот давайте мы с вами вместе и выберем, что наносит вред нашей московской воде. Прочитайте слова на экране и ответьте на вопрос.

  • бытовой мусор,
  • нефть,
  • водные животные,
  • мазут,
  • отходы заводов и фабрик,
  • водные растения

Учитель: Ребята, а если вы увидите, что в реку сбрасывают отходы промышленного предприятия, как поступите?

  • пройдёте мимо;
  • позовёте взрослых;
  • сообщите в общество по охране природы.

Ученик: Пройти мимо нельзя!

Ученик: Позвать взрослых?! А может им всё равно!

Ученик: А что такое общество охраны природы?

Ученик: А я знаю, что это. В этом обществе люди занимаются охраной воздуха, почвы, воды, восстановлением и охраной лесов от пожаров, а также охраной животных и растений. Здесь заботятся о здоровье человека.

Ученик:

Вот в это общество я и обращусь.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода  

В. Огнецвет.

Ученик: Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны моря покрывают большую часть поверхности планеты. Воды одного только Тихого океана хватило бы для нужд человека на долгие годы. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А ведь людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Берегите и экономьте воду, своевременно ремонтируйте сломанные краны. От загрязнения воды страдает всё живое, гибнет природа!

Ученик: 

Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей.
В увеселительных походах,
Не растопчи её полей.
В вокзальной сутолоке века
Ты оценить её спеши.
Она твой давний, добрый лекарь,
Она союзница души.
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую
Нас много, а она одна.

В. Шефнер

Ученики: 

 – Не загрязняйте реки и озёра!
– Не бросайте мусор в реки!
– Не оставляйте отходы на берегу!
– Закрывайте краны!

Учитель:  Молодцы вы у меня! Настоящие защитники природы.
Воду очищают на станциях, перед тем как она приходит к нам по трубам. Она расположена в Москве, на Рублёвке. Подача воды на станцию производится водозаборными станциями. Вначале воду избавляют от микробов. Уничтожают имеющиеся вирусы и бактерии.
Следующий этап – очистка воды с помощью химического реагента. Его добавляют в мутную речную воду. Растворяясь, он обволакивает невидимые глазу частицы, которые делают воду мутной. Мелкие частицы и реагент образуют хлопья, которые потом можно легко удалить.
Затем поступившую в резервуары воду планируется окислять озоном, очищая её по всем биологическим параметрам.  Избавившись от вирусов, бактерий и вредных мелких частиц, вода отправляется на следующую процедуру – песочную. Представьте школьную промокашку, через которую фильтруют воду. Примерно по такому же принципу воду фильтруют через 4-х метровый слой кварцевого песка, который задерживает содержащиеся в ней частицы грязи.  После всех принятых "процедур" наша вода перестала быть мутной. Самое время отправляться на чистку с помощью активированного угля. Он прекрасно впитывает в себя содержащиеся в воде углероды и одновременно обогащает воду полезной микрофлорой. Здесь же в воду добавляют фтор и хлор, без которых никак нельзя. Но в небольших количествах.  Далее воду отправляют в резервуары, а оттуда в город. Но прежде её качество тщательно проверяют работники местной лаборатории. Здесь делается 65 различных анализов на качество и безопасность – бактериологические, органолептические, технологические и многие другие. И только после этого медики дают добро на отправку чистой воды в город.
Сегодня, открыв кран на кухне, мы наливаем в стакан чистую воду, о которой так долго мечтали.

Ученик: Как много интересного, удивительного и полезного мы узнали о воде.

(Звучит шум воды)

Учитель: А ведь о воде говорили и великие люди.
– "Вода – краса природы", – говорил С. Аксаков.
– " Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь. Ты самое большое богатство на свете", – написал Антуан де Сент-Экзюпери.
В сказках мы читаем о живой и мёртвой воде, так давайте посмотрим презентацию «Вода в жизни человека», и ответим на вопрос6Как вода учит нас жизни, определяет наши поступки?

Ученик: Верим, что наш урок «Это чудесная вода, без неё никуда» пойдёт на пользу каждого из вас. Мы дарим вам памятки о воде.

Памятка

  • Берегите воду!
  • Закрывайте водопроводные краны (500 литров воды вытекает из незакрытого крана в течение суток, если струйка толщиной лишь со спичку).
  • Своевременно ремонтируйте краны.
  • Не засоряйте водоёмы.
  • Не оставляйте мусор на берегу.