Цель: создать условия для формирования образного представления об эпохе Петра I через изучение его личности.
Задача обучения: развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе образного изучения личности Петра I и его роли в развитии России.
Задачи учения:
- определить задачи, стоящие перед Россией к концу XVII века;
- составить психологический портрет Петра I;
- выявить взаимосвязь между личностными характеристиками Петра I и способностью решить стоящие перед ним задачи.
Личностная значимость:
Не существует однозначной оценки выдающейся личности: чем она активнее, тем больше оценок получает ее деятельность и тем важнее умение отвечать за свои поступки.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма организации обучения: лабораторно-практическая работа в малых группах.
Основные виды деятельности учащихся: работа с учебными текстами и иллюстрациями; обсуждение в группах; сообщение о результатах работы, общий вывод.
Средства обучения: учебные тексты и пособия (О.Д.Ушаков «Правители России. Цари и императоры»), иллюстрации (В.А.Серов «Петр Великий», Н.Н.Ге «Петр I допрашивает своего сына Алексея», портретные изображения Петра I), слайдовая презентация – Приложение 2 (в связи с предоставленной автором презентацией, значительно превышающей допустимые размеры, ссылка на нее не приводится. Прим. ред.), инструкции по организации работы в группах.
Домашнее задание: стр.98-99, стр.180-181 читать; стр.182 вопрос 3.
Этапы урока:
1. Организационный (30 сек.)
2. Вводно-мотивационный (1-2 мин.)
3. Актуализация знаний (5 мин.)
4. Изучение нового материала:
4.1. Лабораторная работа в группах
(10-15 мин.)
4.2. Практическая работа –
выступление групп (10-15 мин.)
5. Первичное закрепление (2-3 мин.)
6. Выводы по уроку
7. Организация домашнего задания
ХОД УРОКА
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 | – Добрый день! Я рада приветствовать вас в нашей исследовательской лаборатории. Устраивайтесь поудобнее: мы начинаем работу. | Учащиеся перед началом урока распределены в 3 группы. Каждая группа имеет пакет необходимых материалов. |
2 | Вводное слово учителя: Истоки одаренности и тем более гениальности выдающихся исторических деятелей – вечная загадка. Когда обращаешься к исполинской фигуре Петра I, невольно задаешься вопросом об истоках известных качеств реформатора. Как становятся великими? Каким темпераментом отличаются исторические личности? Какими чертами характера должен обладать реформатор? В этих вопросах мы и попытаемся сегодня разобраться, составив образное представление о личности Петра I. Слайд «Сегодня на уроке» |
|
3 | Давайте вспомним, какие задачи
требовали решения в конце XVII века, в то время
когда Петр только начинал формироваться как
личность, и которые ему предстояло решать, став
царем. Слайд «задачи внутренней и внешней политики» |
Учащиеся называют известные им из
изученного ранее материала задачи: Переустройство войск в регулярную армию Замена налоговой системы (ее упрощение) Завоевание выхода к незамерзающим морским путям, для развития внешней торговли Изменение системы центрального и местного управления Освобождение крепостных крестьян Административно-территориальная реформа |
4.1 | Раскройте свои рабочие материалы, лежащие на ваших столах. Внимательно изучите данные Петру характеристики и иллюстрации, изображающие Петра в разные периоды его жизни. На основании этих материалов составьте психологический портрет личности Петра I, указав тип его темперамента и наиболее яркие черты характера. Ваша цель выяснить, был ли Петр I в силу своего характера способен решать стоящие перед Россией задачи. | В материалы групп включены: характеристики Петра I, данные историками и современниками (Приложение 1); иллюстрации картин «Петр I» В.А.Серова, «Петр допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Н.Н.Ге; паспорта 4-х типов темперамента (Приложение 4); иллюстрации в учебнике на стр. 123 и 128 |
4.2 | Итак, приступим к обсуждению результатов нашей работы. Для этого один представитель группы зачитывает, а другой заносит на слайд составленную характеристику. | Представители от групп выступают с результатами своей работы. При этом дети не знают, что каждая группа работает над конкретным типом темперамента. |
5 | Что же у нас с вами получилось?
Почему Петра I можно считать и сангвиником, и
холериком, и флегматиком? Внимательно вчитайтесь в тему урока, какие выводы вы можете сделать? А сейчас я попрошу вас закрепить первые впечатления об этой загадочной личности. Составьте синквейн о Петре I, выделив самые значимые, по вашему мнению, моменты изученного сегодня. Это будет ваш групповой психологический портрет Петра I. В ваших материалах вы найдете правила составления синквейна. |
Ребята высказывают мнение о том, что
Петр I фигура в истории спорная, неоднозначная,
загадочная и многогранная, что дать однозначную
оценку этому человеку нельзя, что в деятельности
великих каждый видит то, что ему ближе по духу. Он развил бурную деятельность, сломал старые устои, нарушил традиции и даже построил новую столицу, чтобы избавиться от старины. Схема синквейна дана в рабочих материалах (Приложение 3). Результаты работы групп снова выносятся на слайды. |
6 | Ребята, какое лично для вас значение
имеет сегодняшний урок? Мы увидели, насколько многогранна и противоречива личность Петр I. Нам еще много предстоит о нем узнать на следующих уроках, изучая его деятельность и ответить на вопрос «Почему мятежный Петр искал бурю?». Слайд «УПЗ» |
Учащиеся делают вывод, что любые их поступки не будут иметь одинаковой оценки у разных людей. Все будет зависеть от личного к тебе отношения. |
7 | Сегодня вы прекрасно поработали на
уроке и получили отличный результат. Всем
огромное спасибо. А сейчас откройте дневники и
запишите домашнее задание. Слайд «домашнее задание» |
Учащиеся записывают домашнее задание в дневник |
Синквейны:
Группа 1:
Петр I
Деловитый, отзывчивый
Создал, построил, казнил
Люблю тебя, Петра творенье
Реформатор
Группа 2:
Петр I
Невыдержанный, вспыльчивый
Создавал, реформировал, правил
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда
Император
Группа 3:
Царь?
Гордый, целеустремленный
Реформировал, построил, создал
Царь Петр любил порядок
Император