Пояснительная записка.
Данная работа является авторской разработкой урока с применением ИКТ. В создании разработки урока использовались программы: Power Point (презентация, используемая в качестве наглядного пособия для учащихся, с представленными вариантами возможных заданий, выполняемых на уроках), Word (конспект урока и тезисы работы).
Предмет: история.
Класс: 5.
Название курса: история Древнего мира.
Название темы: Древний Египет.
Содержание урока и презентации соответствует обязательному минимуму содержания исторического образования и объему времени, отводимого на изучение данной темы по Базисному учебному плану.
Роль и место данной темы в курсе.
Данная тема является важной частью раздела “Древний Восток. Культурное наследие народов Древнего Востока”, т.к. в ней закладываются основы понимания особенностей и закономерностей хозяйственного, социально-политического и культурного развития великих цивилизаций Древнего Востока.
Основные вопросы темы урока.
Местоположение и природа Египта. Основные занятия жителей Египта.
Возникновение, развитие государства в Древнем Египте.
Урок 1.
“Государство на берегах Нила”.
Цель урока: показать особенности геостратегического положения и природно-климатических условий Древнего Египта, явившихся предпосылками возникновения одной из древнейших цивилизаций.
Задачи урока:
- изучить местоположение и особенности природно-климатических условий Древнего Египта; сформировать понимание того, что Нил играл решающую роль в жизни египтян;
- продолжить работу над формированием понятия “государство” и умения называть существенные признаки понятия;
- продолжить формирование у учащихся умений работы с историческими источниками, показывать на исторической карте и описывать словами местоположение древнейших государств;
- воспитание граждан правового, демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих уважительное отношение к человеку труда.
Основные понятия: папирус, пороги, дельта, оазис, разливы, ил, государство, фараон.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование:
- Учебник: Вигасин А.А. История Древнего мира: 5 кл. М.: Просвещение. 2004.
- Приложение. Презентация.ppt (Компьютерная презентация “Государство на берегах Нила”).
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний: продолжение работы по развитию у школьников умения описывать местоположение страны. Беседа по вопросам:
- На каком материке находится Египет? (Карта полушарий – Слайд 1),
- В какой части Африки расположен Египет? (Стороны света – Слайд 2)
- В долине какой реки расположена страна Египет? (Карта “Африка”, “Древний Египет” – Слайд 3).
Совместное формулирование темы урока (Слайды 4–5).
Высказывание предположений: чем сегодня Египет привлекает туристов из разных стран мира? Что детям известно о Египте? (Слайд 6).
III. Изучение новой темы. План:
- Страна Египет.
- Нил – река жизни.
- Что такое “государство”.
- Объединение Египта.
1. Страна Египет.
Работа с опорным конспектом (анимированная схема), отработка понятий: Нил, пороги, дельта, оазис, разливы, ил, каналы, дамбы. Беседа по вопросам:
- В какое море впадает Нил?
- Какое море омывает берега Египта на востоке?
- Где проходила граница Египта на юге?
- Что находилось на западе Египта? (Слайды 7–8).
Работа с текстом учебника § 6 пункт 2:
- Как египтяне объясняли причины разлива Нила?
- Как вы можете объяснить причины разлива Нила?
Знакомство с животным и растительным миром Египта (Слайды 9–16).
Использование приобретённых знаний при выполнении теста и решении познавательных задач:
- Страна Египет расположена по берегам реки ..?., на материке ..?..
- О чём рассказывал древний египтянин?
“Задыхался я, горло моё горело, и сказал я: “Это вкус смерти” (Слайд 17). - Как вы понимаете слова греческого историка Диодора Сицилийского, что “Египет укреплён со всех сторон самой природой”? (Слайд 18).
Составление рассказа о географическом положении и особенностях природно-климатических условий Древнего Египта по опорным словам и словосочетаниям (Африка, Нил, дельта, пороги, Средиземное море, оазисы, пустыня) (Слайд 19).
2. Нил – река жизни.
Анализ документа “Хвалебная песня Нилу”, Беседа:
- О роли Нила в жизни Древнего Египта (Слайд 20),
- О благоприятных для земледелия природных условиях Египта (Какие 3 условия необходимы для земледелия?) (Слайды 21–22).
3. Что такое “государство”.
Совместное составление значения понятия “государство” (Слайды 23–26).
4. Объединение Египта.
При сообщении о борьбе между Северным и Южным царствами, используются анимационные приемы, обращается внимание школьников на короны царей обоих царств, на то, что царь объединенного Египта стал носить двойную корону. Просмотр слайдов презентации: карта “Объединение Египта” (Слайд 27).
В ходе изучения палетки фараона Нармера даётся познавательное задание: рассмотреть древнеегипетское изображение и ответить на вопрос “Кто победил в борьбе за власть над Египтом?”. Учащиеся делают выводы о том, что в борьбе между Северным и Южным царствами одержал победу царь Южного Египта. Палетка фараона Нармера (Слайды 28–29).
Вводится термин “фараон” – правитель Египта (Слайд 30), первая столица Египта – город Мемфис (Слайд 31), работа с лентой времени, решение задачи на формирование историко-временных представлений учащихся: сколько примерно времени прошло со времени образования единого государства в Египте? (Слайд 32).
IV. Закрепление изученного материала: решение познавательной задачи “Исправь 7 ошибок”: В Юго-Западной Африке простираются огромные пустыни. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил. По берегам реки растут высокие сосны. В водах Нила обитают пираньи и белые акулы. Впадая в Чёрное море, река разделяется на несколько рукавов, образующих огромный квадрат – дельту. Всесильным владыкой Египта был король. Удивительная страна Финикия возникла в долине реки Нил. (слайд 33).
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
(Слайд 34): § 6. Изготовить первую страничку рекламного буклета туристического агентства о Египте.
Используемые образовательные ресурсы.
1. Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: 5 кл. М.: Просвещение. 2004.
2. Методические пособия:
- О.В. Арасланова. История Древнего мира: 5 кл. Поурочные разработки к учебнику: Вигасина А.А. и др. – М.: ВАКО, 2004.
- В.Г. Петрович, Н.М. Петрович “Уроки истории”: 5 класс. – М.: Творческий центр, 2002.
- О.А. Северина, История древнего мира. 5 класс: Поурочные планы. В 2 ч. – Волгоград, 2002. и др.
- Я иду на урок истории: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 1999.
3. “История Древнего мира и Средних веков” (конструктор информационных объектов). CD.
4. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2007 г., 2009 г. CD.
5. Ресурсы сети Internet:
- авторские презентации А. И. Чернова (г. Москва), А. Худобца (г. Киев), других авторов, опорные конспекты С. Селеменева (г. Новосибирск) и др.
- https://urok.1sept.ru
- http://iclass.home-edu.ru
- http://lesson-history.narod.ru
- http://school-collection.edu.ru
- http://schools.perm.ru
- http://www.history.perm.ru
- http://www.bergerfoundation.ch
- http://www.kemet.ru
- http://som.fio.ru
- http://www.ikt.oblcit.ru и др.
Перечень приложений.
Приложение. Презентация.ppt (Компьютерная презентация “Государство на берегах Нила”).