Урок биологии по теме "Уход за кожей. Болезни кожи, профилактика. Травмы

Разделы: Биология


p>Цели урока:
  • Обучающие: сформировать представление о правилах ухода за кожей и её производными – ногтями и волосами; показать связь с процессами, происходящими во всём организме;
  • познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях.
  • Развивающие:  развивать память и логическое мышление; развитие познавательного интереса.
  • Воспитательные: соблюдение гигиенических требований к коже, одежде и обуви; воспитание  культуры здорового образа жизни.

Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.

Методы обучения: фронтальная беседа, сообщения учащихся, проблемное обучение.

Структура урока (этапы)

1. Организационный момент.
2. Активизация знаний (фронтальный опрос).
3. Изучение нового материала (ролевая игра)
4. Закрепление.
5. Подведение итогов (синквейн)

ХОД УРОКА

– Начать наш урок мне хотелось бы с загадки:

Вот одежда, так одежда!
В ней уютно и тепло,
Под дождём не промокает
И не мнётся ни за что!
А ещё – не выцветает,
И дышать легко нам в ней,
И носить её мы можем
Не снимая много дней.

– О чём идёт речь? (О коже).

I. – Тема нашего урока: «Уход за кожей. Болезни Кожи. Профилактика. Травмы». Мы должны сформулировать правила ухода за кожей, выявить причины и признаки кожных заболеваний, познакомиться с приёмами доврачебной помощи при ожогах и обморожениях.

II. Фронтальный опрос

Кожа – это самый большой орган тела человека. Кожа служит границей, отделяющей внутреннюю среду организма от внешней среды. Давайте вспомним:

1. Какое строение имеет кожа?
2. От чего зависит цвет кожи? (Меланина)
3. Что относят к производным кожи? (Волосы и ногти)
4. Какие функции выполняет кожа? (Защитную, выделительную, дыхательную, чувствительную, участвует в теплорегуляции и обменных процессах)

Это интересно:

– На 1 квадратном см находится около 50 болевых точек, 12 – холодовых и 1-2 – тепловых.
– Человеческий волос в 500 раз толще стенок мыльного пузыря, в 5раз толще капилляра, в 12 раз толще стенок альвеол.
– По прочности волос занимает среднее положение между медью и железом.
– Девичья коса может выдержать груз в 20 тонн.
– Ежедневно у человека сменяется 30-40 волос.

III. Изучение нового материала

Нормально выполнять свою функцию может лишь здоровая чистая кожа. Кожа – это своеобразный экран, отражающий процессы, происходящие в организме. Волдыри, сыпи, язвы – это как бы «кожная проба», показатель общего состояния здоровья. Чтобы кожа могла справляться с возложенными на неё обязанностями, за ней надо ухаживать. Потому что она, как пограничная ткань, подвергается воздействию огромного количества внешних и внутренних раздражителей.
Ну, а теперь, самое время узнать, что подходит для нашей кожи, а что – нет. И расскажет нам об этом косметолог  – в роли которого ученица класса. Она подготовила всем памятки о типах кожи и рекомендации ухода за ними. (Приложение 1)
После такого интересного  сообщения  я вам предлагаю определить тип своей кожи.

Опыт: Определение типа кожи.

Оборудование: косметические салфетки.

Возьмите салфетку, которая лежит у вас на столах и закройте ней лицо. Тщательно промокните лоб, виски, щёки, нос, подбородок. Разверните салфетку и рассмотрите получившийся отпечаток лица. На участках с жирной кожей остаются следы, если следов нет – кожа сухая.

– А как же необходимо ухаживать за волосами? Какой уход нужен рукам и ногтям? (Сообщение «Уход за ногтями и волосами»)

Это интересно:

– из всех микробов, имеющихся на руках, 95% находятся под ногтями.
– в 1 грамме подногтевой грязи насчитывается до 380 млн.микробов.
– на чистой коже за 10 минут гибнет 85% болезнетворных бактерий, на грязной – только 5%.
– во время мытья с кожи удаляется до 1,5 миллиардов микробов.

– Прослушав эту информацию, какой можно сделать вывод? (Мыть руки, содержать кожу в чистоте).
– А какое значение в нашей жизни имеет одежда? (Защита организма от  неблагоприятных условий среды и обеспечение нормальной терморегуляции).
– А теперь узнаем  о гигиенических требованиях к одежде. (Сообщение учеников «Гигиена одежды и обуви»).
В последние годы наблюдается «льняной бум» и объясняется это не только модой. Лён называют естественным кондиционером за его потрясающую способность дышать. Одежда из льна мало пачкается, прекрасно впитывает влагу и при этом быстро высыхает. Медики определили, что такая одежда даже лечит: у людей,прикованных к постели, не бывает пролежней, если они лежат на льняных простынях.
– Скажите, а какие высказывания вы слышали о коже? (Кожа – зеркало здоровья.)
– Как вы понимаете эти слова? (Поражение кожи является нарушением работы внутренних органов).
– Действительно, пожелтение кожи, склеры глаз – это заболевание печени и  желчного пузыря; угревая сыпь подростков – следствие перестройки эндокринной системы; нарушение кожных покровов – результат недостатка витаминов А, В, С.
–  А какие поражения кожи вы знаете? (Лишай, чесотка, ожоги, обморожения)
– Какие пути заражения?
При заболеваниях кожи необходимо обращаться  к врачу-дерматологу, который поможет решить проблемы с кожей.
Наиболее часто встречаются ожоги и обморожения.
Работая с учебником (стр.207-208), вам необходимо заполнить  таблицу,  указав признаки и  доврачебную помощь при ожогах и обморожениях  в тетради с печатной основой  № 160 стр. 67.

Учащиеся выполняют задания по рядам, затем читают записи и дописывают.

– Хочу обратить ваше внимание на проблемы обморожения: При действии температуры ниже – 30 происходит гибель клеток под действием холода непосредственно на ткани. Но большинство отморожений наступает  при температуре – 10, – 20 градусов, при этом  происходит спазм  сосудов и замедляется кровоток. Отморожение можно получить если ходить в тесной и влажной обуви.

– А сейчас, консультанты красоты проверят как вы усвоили правила ухода за  кожей.  Вам необходимо  прослушать высказывание и определить, где ложные, а где истинные.

1. Выдавливание угрей,  прыщей поможет быстрее избавиться от них  (Ложь. Выдавливание   прыщей может привести к возникновению инфекции и на коже остаются рубцы).
2. Общение с животными не влияет на состояние кожи человека  (Ложь, если гладить незнакомых кошек и собак, то можно заразиться лишаями).
3. Можно пользоваться маминой косметикой. (Ложь, она не подходит для  детской и подростковой кожи).
4. Употребление витаминов улучшает состояние кожи. (Правда)
5. Накрашенные ресницы можно не смывать несколько дней  (Ложь, можно получить заболевание глаз. Надо использовать ежедневно специальные средства  для снятия макияжа)

IV. Какие выводы вы сделали при изучении данной темы? (Кожа – это своего рода  визитная карточка организма. Чтобы кожа радовала глаз, мало одного ухода,  необходимо рационально питаться  высыпаться, вести здоровый образ жизни).

V. Молодцы. Подведя итог урока, давайте составим СИНКВЕЙН  к слову Кожа

1. Кожа
2. Прилагательное (2 слова): чистая, здоровая, красивая
3. Глагол (3 слова) – защищает,
4. Предложение Кожа – зеркало здоровья
5. Слово – резюме (Красота. Здоровье)

– Закончить урок мне хочется высказыванием с глубоким смыслом: «Кожа – зеркало здоровья». Ухаживайте за своей кожей, чтобы быть здоровыми и красивыми!

VI. Подведение итогов урока, выставление оценок