Адаптация детей к ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Проблема адаптации детей к ДОУ – одна из главных в работе воспитателей и родителей. Адаптационный период является серьёзным испытанием для малышей раннего возраста.

Поэтому целью эксперимента стало создание психолого-педагогических условий для адаптации детей к дошкольному учреждению.

Для себя мы поставили такие задачи:

  • Обеспечение эмоционального благополучия воспитанников.
  • Формирование навыков эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми и сверстниками.
  • Развитие предметной деятельности как ведущей деятельности детей раннего возраста.
  • Совершенствование двигательных функций.
  • Совершенствование оптико-пространственных и слуховых функций, сенсорноперцептивной деятельности.

Чтобы процесс адаптации протекал наиболее успешно я составила перспективный план работы на этот период, в котором учла и составление графика приёма детей в группу, и мероприятия с родителями,.и привлечение к работе узких специалистов, учитывала психические и физические особенности, эмоциональный настрой и состояние здоровья ребёнка.

Вся работа входе эксперимента была разделена на этапы. Так первый этап заключал в себе подготовительно-информационную работу. Изучали проблему адаптации, анализировали литературу. Подготавливала методические пособия. Беседовала и получала необходимые рекомендации специалистов нашего ДОУ.

На втором этапе я с социальным работником нашего ДОУ, организовывали посещение будущих воспитанников на дому. Предварительно сообщали о дате и цели посещения. Социальный работник в ходе нашей беседы с родителями заполняла социальный лист-анкету. Знакомились с малышом.

В результате анализа бесед с родителями составили график приёма детей в.группу. Так как знакомство детей происходит в летний период, мы приглашали детей вместе с родителями на наши прогулки. Малыши могли пообщаться с другими детьми , вовлекались в совместные игры, исследовали участок для прогулок, что приводит ребёнка к более спокойному, уравновешенному состоянию.

Перед поступлением детей в ДОУ мы пригласили родителей посетить «родительскую гостиную»,где родители познакомились со специалистами нашего ДОУ, его спецификой работы, услугами предоставляемыми в детском учреждении, а также мы провели небольшую экскурсию по нему. Родители имели возможность познакомиться и с групповой комнатой с её обстановкой, особенностями устройства, спальной, горшечной, приёмной комнатами, игрушками и пособиями. Многие родители впервые сталкиваются с этой проблемой и поэтому они очень обеспокоены, взволнованы и интересуются всем с чем будет сталкиваться их малыш. Поэтому на этом этапе нужно как можно больше дать информации о детском учреждении, провели беседы об особенностях адаптации.

Многие родители посетили библиотеку ДОУ, где имели возможность познакомиться и взять для домашнего чтения методическую литературу, журналы, детскую литературу, соответствующую возрасту ребёнка. Втечении первого адаптационного месяца родители имели возможность ознакомиться с устными и письменными рекомендациями специалистов. Для безболезненного протекания этого процесса мы составили график приёма вновь поступающих детей: 1 неделя – в группе или на прогулке вместе с мамой, 2 неделя – 2-3 часа без мамы, 3 неделя – до обеда, 4 неделя – оставляем на сон. Для создания благоприятного эмоционального фона у ребёнка, повышения доверия к воспитателю и оказания помощи ребёнку при возникновении стрессовой ситуации, возникающей, при расставании с родителями мы составили перспективный план работы.

План включает в себя игры на формирование коммуникативных навыков, побуждению к контакту с взрослыми, созданию радостной атмосферы в группе. Мы использовали эмоционально-тактильные игры «Коза», «Еду-еду», «Два солдатика» и т.д. игры-забавы мыльные пузыри, солнечные зайчики, воздушные шары и т.д. пальчиковые индивидуальные игры «Пальчик-мальчик», «Ути-ути» и т.д. подвижные игры «Догони мяч», «Прокати машину», «Соберите шарики». Музыкальные игры и игрушки. Игры с песком и водой одни из любимых и естественных деятельностей детей. У нас в группе есть специально изготовленный стол для этих игр с мини-песочницей и мини-бассейном. Эти игры успокаивают детей, вносят равновесие в их душевное состояние. Оказывали психологическую поддержку и родителям детей. В конце каждого дня в уголке для родителей мы размещаем информацию, в которой сообщаем о прошедшем дне в группе, тематику игр, занятий, их цели. На протяжении всего адаптационного периода родители могли ознакомиться с письменными консультациями по этой проблеме, а также советами психолога, социального, музыкального, медицинского работников.

Первое родительское собрание мы организовали в сентябре и провели его в игровой форме «Хочу в детский сад!» Родители могли познакомиться друг с другом, пообщаться, поделиться опытом, своим мнением по проблеме. Я провела анкетирование родителей целью, которого было получить более подробную информацию о ребёнке и семье. В результате анализа анкет мы выяснили, что к нам пришли дети 37,5% не хотят или боятся общения с другими детьми, а 62,5% идут на общение с удовольствием. Порадовало, что 93,7% семьи благополучные.25% дети были частоболеющими.

В ходе общения с родителями нам помогала педагог-психолог нашего ДОУ. Она подготовила и провела весёлые игры с родителями для психоэмоциональной разгрузки. Предоставила устные рекомендации по поводу игр и домашних занятий с детьми в период адаптации. Для родителей были выпущены буклеты с информацией по вопросам адаптации.

Для более наглядного ознакомления родителей с жизнью детей в группе выпущен фоторепортаж, который могли просмотреть они и через Интернет. Необходимость индивидуальных встреч и бесед диктовалась самими родителями их интересом, переживаниями по каким-либо вопросам.

Родители с большим интересом и желанием влились в жизнь ДОУ и группы. Папы помогли с благоустройством и ремонтом детской площадки, все вместе организовывали и ремонтировали игровую среду в групповой комнате, мамы обновили своими руками уголок ряженья и помогли в изготовлении материалов и пособий для игр и занятий.

В вечерний отрезок для родителей открывали мини-видеозал. Просматривали информационные диски созданные нашими специалистами. На эти просмотры мы приглашали и специалистов, которые давали компетентные комментарии по поводу просмотренного фильма. Мы обсудили такие диски как «С улыбкой в детский сад», «Умные пальчики». Помощь специалистов мы привлекли и при подготовке совместного детей и родителей мероприятия «Выходной с мамой». Дети и мамы могли вместе действовать, общаться, играть.

В этот сложный для малышей период очень важно мамино присутствие, понимание, желание быть рядом. Они учились вместе рисовать по манке, сухому песку, готовить солёное тесто и лепить из него. Читали и обыгрывали потешки. Учились рассматривать иллюстрации в книжках. Пили вкусный чай.

По окончании адаптационного периода мы вновь пригласили родителей на чаепитие «На огонёк», чтобы обсудить прошедший период, проанализировать все успехи и неудачи.

Педагог-психолог подвела итог адаптированности детей, так как на протяжении всех этих месяцев она вела наблюдение за детьми, беседовала с родителями, оказывала помощь советами и рекомендациями.

Я провела анкетирование родителей «Успешность адаптации ребёнка в детском саду». Исследуя позже анкеты, выяснилось, что все дети идут в садик с желанием, настроение у них бодрое. Часто болеющих детей в группе тоже нет.

Дети приобрели много новых культурно-гигиенических навыков. Так как период адаптации протекал спокойно без стрессовых ситуаций.

Мы ввели детей в воспитательный процесс, проводили необходимые запланированные занятия, соответствующие этому возрасту. И познакомили с ними родителей, а также с программными требованиями. Заключил эту встречу видеофильм из жизни детей в группе, где они играют в общие игры, самостоятельные и занимаются индивидуально.

Необходимо помнить, что процесс адаптации станет наиболее безболезненным и успешным, если он определяется систематичностью, повторяемостью воспитательных воздействий.

Результатом использованных методов, приёмов, мероприятий стал спокойный, ровный процесс адаптации в ходе, которого дети обрели различные новые навыки самообслуживания, контактирования с детьми и взрослыми, активно участвуют в совместных играх и занятиях.

Но на этом процесс тесного общения с родителями, педагогико-психологической помощи родителям и детям не заканчивается, а наоборот открывает двери с новым знаниям и совместному общению на другом уровне.

Приложение 1

Приложение 2