Эпиграф урока: “Ключ к решению любой биологической проблемы, в конечном счете, следует искать в клетке”.
Цели урока:
- Образовательная: обобщить, закрепить и систематизировать знания учащихся о строении прокариотической и эукариотической клеток, выявить черты их сходства и различия”
- Развивающая: развивать умение сравнивать, анализировать с логическими выводами и способствовать развитию творческих способностей учащихся.
- Воспитательная: выработать коммуникативные навыки при работе в группе.
Оборудование: мультимедийная презентация “Строение клетки”, микроскопы, готовые микропрепараты.
Ход урока
Нет ничего удивительного в том, что мы восхищаемся окружающей нас природой. Тихий шелест листвы деревьев, пение соловья, стрекотание кузнечиков… Но всё это видимая красота, ощущаемая, осязаемая.
А давайте попробуем заглянуть внутрь этой красоты, и может быть, эта невидимая внутренняя красота восхитит нас не меньше и даст нам возможность узнать больше об этой стороне живой природы.
Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир клетки, такой удивительный, такой таинственный, и в тоже время настолько далекий от наших повседневных представлений.
Но этот мир находится к нам ближе всего: это мир, который существует в каждом из нас и в любом живом организме, увеличенный более чем в 10 млрд. раз.
Эпиграфом нашего урока будет высказывание одного из ученых “Ключ к решению любой биологической проблемы, в конечном счете, следует искать в клетке”.
В путешествие отправляются 4 команды: “Грибная клетка”, “Животная клетка”, “Растительная клетка”, “Бактериальная клетка”.
Во время путешествия посетите четыре станции микромира, на которых вам будут предложены задания. Вы должны показать свои знания, эрудицию и сплоченность, вы должны быть внимательны к ответам товарищей по команде и соперников. На каждую команду заведен контрольный лист, в котором будут фиксироваться ответы команд. Поможет мне в этом учитель географии. В конце путешествия подведём итог.
- Станция “Как прекрасен мир клетки” Каждой команде по 4 вопроса о структуре и функциях органоидов клетки, о процессах происходящих в клетке. (правильный ответ 1 балл) (приложение 1)
- Станция “Я сравниваю и устанавливаю связь” Домашнее задание “Презентация клетки”. Во время презентации команды заполняют таблицу “Сравнительная характеристика клеток прокариот и эукариот”. За каждый правильный ответ – 2 балла. (приложение 2, приложение 3, приложение 4, приложение 5, приложение 6).
- Станция “Лаборатория исследования клетки”. Вам предстоит побывать в роли исследователей. Вам даны готовые микропрепараты без названия (только номер), необходимо найти растительную, животную, грибную и бактериальную клетки. За каждый правильный ответ 1 балл.
- Станция “Я делаю выводы”. А теперь пришло время подвести итоги нашего путешествия и ответить на мои вопросы. За каждый правильный ответ 2 балла.
- На какие группы делятся все организмы, имеющие клеточное строение? (прокариоты и эукариоты)
- Какие органоиды характерны для всех клеток эукариот? (митохондрии, лизосомы, ЭПС, рибосомы, цитоплазма, ядро, плазматическая мембрана)
- Какие органоиды характерны только для растительной клетки? (клеточная стенка, пластиды, вакуоль с клеточным соком)
- Каких черт в строении эукариотических клеток больше сходства или отличия? О чем это свидетельствует? (о единстве происхождения живого, клетка – универсальная единица жизни)
Подводим итог соревнования:
Сегодня мы постарались рассмотреть и обсудить только самое принципиальное. И, конечно, не на все поставленные вопросы смогли дать достаточно полные ответы. Но не стоит огорчаться. Кто знает, может быть, через 20-30 лет в учебники будут вписаны и ваши имена.
Ученым, чтоб решить секрет
Всех клеточных проблем.
Еще на много сотен лет
Работы хватит всем!