Среда программирования Pascal ABC. Структура программы

Разделы: Информатика


Цели:

  • Обучающая: формирование представления о структуре программы на языке программирования Паскаль, изучение среды программирования Pascal ABC.
  • Развивающая: совершенствование умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать, развитие коммуникативных умений обучающихся.
  • Воспитательная: привитие студентам аккуратности при составлении алгоритмов и программ в тетради.

Задачи:

  • Повторить основные понятия темы «Алгоритмизация».
  • Разобрать пункты меню среды программирования Pascal ABC.
  • Изучить структуру программы.
  • Закрепить понятие структуры программы путем написания простейшей программы на языке программирования Паскаль.

Тип урока: комбинированный

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Ведущий метод обучения: объяснительно-иллюстративный.

Основные средства обучения: презентация  по теме урока, интерактивная доска, компьютер.

Программное обеспечение: операционная система Windows, среда программирования Pascal ABC, программное обеспечение интерактивной доски Notebook.

Структурные элементы урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Время
(мин)

1 Организационный Приветствие учащихся, объявление темы, цели урока   2
2 Актуализация знаний Проведение фронтального опроса Отвечают на вопросы 8
3 Усвоение новых знаний Объяснение нового материала с использованием презентации Усвоение новых знаний и овладение приемами работы в среде программирования Pascal ABC, делают записи в тетради. 20
4 Первичное закрепление знаний Объяснение структуры программы на примере программы, выводящей на сумму двух чисел. Написание в среде программирования Pascal АВС программы, выводящей на экран фамилию и имя ученика 13
5 Подведение итогов Выставление оценок активным обучающимся   2

Данный урок строится на использовании интерактивной доски. Приложение 1 содержит презентацию, созданную средствами программного обеспечения интерактивной доски SmartBoard Notebook.

Содержание урока:

I. Организационный момент (Приложение 1, слайд 1).

Здравствуйте, садитесь!
Сегодня на уроке Вы познакомитесь со средой программирования Pascal ABC. Также мы с Вами изучим структуру программы, и уже сегодня на уроке Вы самостоятельно напишите свою первую программу на компьютере и увидите результат её выполнения.
Но прежде чем приступать к новой теме, повторим материал прошлых уроков, который нам понадобиться на уроке.

II. Актуализация и проверка знаний.

№ п/п

Приложение 1

Вопрос

Ответ

Содержимое слайда

1. Слайд 2 Расположите в правильном порядке этапы разработки компьютерной программы:
  1. Постановка задачи.
  2. Разработка алгоритма решаемой задачи.
  3. Запись алгоритма на языке программирования.
  4. Трансляция программы.
  5. Отладка программы.
  6. Тестирование программы.
Обучающийся, перемещая объекты, устанавливает  соответствие.

2. Слайд 3 Дайте определение алгоритма. «Алгоритм — это строго определённая последовательность действий, направленная на достижение определённых целей за конечное число шагов». (Привалов Егор Николаевич) Обучающийся после ответа на вопрос, нажимает на знак вопроса. На экране появляется определение алгоритма. Используется анимация объекта.

3. Слайд 4 Установите соответствие между графическими блоками алгоритма и их названиями. Овал – начало, конец алгоритма;
прямоугольник – арифметическое действие или последовательность действий;
ромб – выбор действия в зависимости от истинности или ложности условия;
параллелограмм – ввод/вывод значений переменных и текста;
стрелки – направление выполнения шагов алгоритма
Используется инструмент Перо

4. Слайд 5 Сформулируйте определение трансляции программы. Трансляция – это процесс создания исполняемой программы из исходной, т.е. операторы языка программирования преобразуются в машинные коды. Используется анимация объекта.

5. Слайд 6 Расположите блоки в правильном порядке. Два вида трансляторов: интерпритатор и компилятор. Интерпритатор последовательно анализирует и исполняет каждую строчку программы. Компилятор проводит полный анализ написанной программы и формирует полностью готовый к исполнению машинный код. Обучающийся перемещает объекты.

6. Слайд 7 Перетащите все неверные варианты в корзину. Верный ответ:
Отладка – процесс исправления ошибок в программе.
Обучающийся перемещает объекты

7. Слайд 8 Перетащите все неверные варианты в корзину. Верный ответ:
Тестирование программы – это процесс изучения работы программы на как можно большем количестве наборов исходных данных.
Обучающийся перемещает объекты

8. Слайд 9 Установите соответствие между названиями типов данных. Integer – тип целых чисел;
Boolean – логический тип;
Char – символьный тип;
Real – вещественный тип;
String – строковый тип
Используется инструмент Перо

9. Слайд 10 Укажите тип величины, если значение величины равно:
‘компьютер’
151
0.15
‘компьютер’ – string
151– integer
0.15– real.
Обучающийся перемещает объекты

Молодцы! Наиболее активными были:______________, и чтобы Вам поставить оценку, предлагаю ответить на дополнительные вопросы:

  • Кто является автором языка программирования Паскаль? (Никлаус Вирт)
  • В каком году Вирт разработал Паскаль? (1970)
  • Приведите примеры других языков программирования? (Basic, Java, Си, Delphi)

III. Объяснение нового материала

Теперь переходим к теме нашего урока. Запускаем систему программирования Pascal ABC. Рабочее окно Pascal ABC содержит уже  знакомые нам элементы: это Строка заголовка окна, кнопки: Свернуть, Развернуть на весь экран, Закрыть. Ниже находится Строка меню, затем Панель инструментов.
Под панелью инструментов находится  Вкладка, т.е. та программа, которая сейчас открыта и Рабочее окно программы, т.е. окно в котором непосредственно будем набирать текст программы. По обе стороны от окна находятся Полосы прокрутки, которыми пользуются, если текст программы не вмешается в рабочее окно. Внизу экрана находится Строка состояния, показывающая на какой позиции стоит курсор: Строка 3, Столбец 4 (поменять положение курсора).
Для того чтобы лучше ориентироваться в среде программирования Pascal ABC, разберем основные пункты меню.
Первый пункт меню Файл. Как и других приложениях Windows мы видим пункт меню Новый (создаем новую программу), Открыть (открываем ранее сохраненную программу), Сохранить (можем сохранить программу с расширением pas), Сохранить все (используется, если нужно сохранить несколько открытых программ), Печать, Настройка страницы, Выход (выйти из программы).
Следующий пункт меню Правка. Здесь находятся команды для работы с текстом программы. Можно отменить действие, восстановить действие, вырезать, копировать, вставить, найти, заменить, найти далее (необходимо показать учащимся: выделить часть программы, скопировать, вставить).
Следующий пункт меню Вид. В этом пункте можно включить/выключить окна выполнения программы, окна отладки и др. Для этого нажимаем на соответствующую команду и видим, что появилось окно выполнения программы. Эти понятия для Вас являются новыми, и в процессе дальнейшего изучения Паскаля Вы познакомитесь с ними более подробно.
В пункте меню Программа можно начать выполнение программы. Обратите внимание на комбинации горячих клавиш. Запишите в тетрадях: выполнение программы: Программа – Выполнить, или F9 или на Панели инструментов нажать. Завершение выполнения программы: Программа – Завершить, или Ctrl+F2 или на Панели инструментов нажать .  (Приложение 1, слайд 11).
Выполнить программу по шагам. Если допущена ошибка в программе или необходимо проверить часть программы, вы выполняете её по шагам, т.е. нажимаете F7, и каждое нажатие этой клавиши соответствует выполнению одной конкретной команды. Следующий пункт Добавить выражение: нажимаем, вписываем выражение и оно появляется в окне отладки.
Следующий пункт Сервис. В программе Pascal ABC есть встроенные задачи, чтобы просмотреть их содержимое необходимо выбрать пункт Просмотреть задание. Выбираем тему, задание, нажимаем просмотр и по условию мы можем составить программу, а программа Pascal ABC проверит правильность выполнения задания.
В пункте меню Помощь находится встроенный электронный учебник.
На Панели инструментов находятся кнопки, которые наиболее часто используются.
Познакомимся со структурой программы на языке программирования Паскаль.
Вашему вниманию предлагается небольшой ролик: Структура программы. Ваша задача – внимательно слушать и постараться запомнить основные блоки программы. ЦОР «Структура программы» (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) Минобразования и науки России (http://fcior.edu.ru/). Длительность: 1 мин.
Итак, перед Вами структура программы (Приложение 1, слайд 12):

Блоки, выделенные зеленым цветом, являются необязательными и включаются в программу по мере необходимости (на слайде настроена анимация зеленых блоков, после объявления названия раздела, блок исчезает с экрана).
Рассмотрим структуру программы на примере алгоритма решения квадратных неравенств (Приложение 1, слайд 13):

Напишем простейшую программу, выводящую на экран сумму двух целых чисел. Открываем среду программирования Паскаль ABC.

Program Example_1; {заголовок программы: служебное слово Program и имя, в котором не должно быть пробелов, оно должно состоять только из букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных символов}

Var x, y, z: integer; {раздел описания переменных; перечисляются все переменные, которые будут использованы в программе, а так же указывается тип этих переменных. В данном случае мы находим сумму двух целых чисел (x, y). Так как нам даны целые числа, то и результат суммы будет тоже целое число}

Begin  {начало раздела операторов}.

Writeln (‘Введите два целых числа’);  {оператор вывода, выводит на экран текст, заключенный между апострофами}
Readln (x, y); {оператор ввода, читает данные вводимые с клавиатуры. В нашей программе необходимо ввести два целых числа, после их ввода, переменной x присваивается значение, равное первому введенному числу, а переменной y присваивается значение равное второму введенному числу}.
z:=x+y;  {оператор присваивания работает так: сначала вычисляется сумма переменных x и y, а затем, полученное значение присваивается переменной z}
Writeln (‘сумма чисел равна’, z); {оператор вывода, выводит на экран текст, заключенный между апострофами и значение переменной z}.

End{конец раздела операторов}.

IV. Закрепление изученного материала

Задание. Написать программу, выводящую на экран приветствие и Вашу фамилию, имя.

V. Подведение итогов

– Молодцы! Сегодня на уроке Вы написали свою первую программу на компьютере. Домашнее задание: написать программу, выводящую на экран произведение двух чисел.