Цели:
- Обучающая: формирование представления о структуре программы на языке программирования Паскаль, изучение среды программирования Pascal ABC.
- Развивающая: совершенствование умения анализировать, сравнивать, систематизировать и обобщать, развитие коммуникативных умений обучающихся.
- Воспитательная: привитие студентам аккуратности при составлении алгоритмов и программ в тетради.
Задачи:
- Повторить основные понятия темы «Алгоритмизация».
- Разобрать пункты меню среды программирования Pascal ABC.
- Изучить структуру программы.
- Закрепить понятие структуры программы путем написания простейшей программы на языке программирования Паскаль.
Тип урока: комбинированный
Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.
Ведущий метод обучения: объяснительно-иллюстративный.
Основные средства обучения: презентация по теме урока, интерактивная доска, компьютер.
Программное обеспечение: операционная система Windows, среда программирования Pascal ABC, программное обеспечение интерактивной доски Notebook.
Структурные элементы урока:
№ п/п |
Этапы урока |
Деятельность преподавателя |
Деятельность обучающегося |
Время |
1 | Организационный | Приветствие учащихся, объявление темы, цели урока | 2 | |
2 | Актуализация знаний | Проведение фронтального опроса | Отвечают на вопросы | 8 |
3 | Усвоение новых знаний | Объяснение нового материала с использованием презентации | Усвоение новых знаний и овладение приемами работы в среде программирования Pascal ABC, делают записи в тетради. | 20 |
4 | Первичное закрепление знаний | Объяснение структуры программы на примере программы, выводящей на сумму двух чисел. | Написание в среде программирования Pascal АВС программы, выводящей на экран фамилию и имя ученика | 13 |
5 | Подведение итогов | Выставление оценок активным обучающимся | 2 |
Данный урок строится на использовании интерактивной доски. Приложение 1 содержит презентацию, созданную средствами программного обеспечения интерактивной доски SmartBoard Notebook.
Содержание урока:
I. Организационный момент (Приложение 1, слайд 1).
Здравствуйте, садитесь!
Сегодня на уроке Вы познакомитесь со средой
программирования Pascal ABC. Также мы с Вами изучим
структуру программы, и уже сегодня на уроке Вы
самостоятельно напишите свою первую программу
на компьютере и увидите результат её выполнения.
Но прежде чем приступать к новой теме, повторим
материал прошлых уроков, который нам
понадобиться на уроке.
II. Актуализация и проверка знаний.
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
Содержимое слайда |
|
1. | Слайд 2 | Расположите в правильном порядке этапы разработки компьютерной программы: |
|
Обучающийся, перемещая объекты, устанавливает соответствие. |
2. | Слайд 3 | Дайте определение алгоритма. | «Алгоритм — это строго определённая последовательность действий, направленная на достижение определённых целей за конечное число шагов». (Привалов Егор Николаевич) | Обучающийся после ответа на вопрос, нажимает на знак вопроса. На экране появляется определение алгоритма. Используется анимация объекта. |
3. | Слайд 4 | Установите соответствие между графическими блоками алгоритма и их названиями. | Овал – начало, конец алгоритма; прямоугольник – арифметическое действие или последовательность действий; ромб – выбор действия в зависимости от истинности или ложности условия; параллелограмм – ввод/вывод значений переменных и текста; стрелки – направление выполнения шагов алгоритма |
Используется инструмент Перо |
4. | Слайд 5 | Сформулируйте определение трансляции программы. | Трансляция – это процесс создания исполняемой программы из исходной, т.е. операторы языка программирования преобразуются в машинные коды. | Используется анимация объекта. |
5. | Слайд 6 | Расположите блоки в правильном порядке. | Два вида трансляторов: интерпритатор и компилятор. Интерпритатор последовательно анализирует и исполняет каждую строчку программы. Компилятор проводит полный анализ написанной программы и формирует полностью готовый к исполнению машинный код. | Обучающийся перемещает объекты. |
6. | Слайд 7 | Перетащите все неверные варианты в корзину. | Верный ответ: Отладка – процесс исправления ошибок в программе. |
Обучающийся перемещает объекты |
7. | Слайд 8 | Перетащите все неверные варианты в корзину. | Верный ответ: Тестирование программы – это процесс изучения работы программы на как можно большем количестве наборов исходных данных. |
Обучающийся перемещает объекты |
8. | Слайд 9 | Установите соответствие между названиями типов данных. | Integer – тип целых чисел; Boolean – логический тип; Char – символьный тип; Real – вещественный тип; String – строковый тип |
Используется инструмент Перо |
9. | Слайд 10 | Укажите тип величины, если значение
величины равно: ‘компьютер’ 151 0.15 |
‘компьютер’ – string 151– integer 0.15– real. |
Обучающийся перемещает объекты |
Молодцы! Наиболее активными были:______________, и чтобы Вам поставить оценку, предлагаю ответить на дополнительные вопросы:
- Кто является автором языка программирования Паскаль? (Никлаус Вирт)
- В каком году Вирт разработал Паскаль? (1970)
- Приведите примеры других языков программирования? (Basic, Java, Си, Delphi)
III. Объяснение нового материала
Теперь переходим к теме нашего урока. Запускаем
систему программирования Pascal ABC. Рабочее окно Pascal
ABC содержит уже знакомые нам элементы: это Строка
заголовка окна, кнопки: Свернуть,
Развернуть на весь экран, Закрыть. Ниже
находится Строка меню, затем Панель
инструментов.
Под панелью инструментов находится Вкладка,
т.е. та программа, которая сейчас открыта и Рабочее
окно программы, т.е. окно в котором
непосредственно будем набирать текст программы.
По обе стороны от окна находятся Полосы
прокрутки, которыми пользуются, если текст
программы не вмешается в рабочее окно. Внизу
экрана находится Строка состояния,
показывающая на какой позиции стоит курсор:
Строка 3, Столбец 4 (поменять положение курсора).
Для того чтобы лучше ориентироваться в среде
программирования Pascal ABC, разберем основные
пункты меню.
Первый пункт меню Файл. Как и других
приложениях Windows мы видим пункт меню Новый
(создаем новую программу), Открыть
(открываем ранее сохраненную программу), Сохранить
(можем сохранить программу с расширением pas), Сохранить
все (используется, если нужно сохранить
несколько открытых программ), Печать,
Настройка страницы, Выход (выйти из
программы).
Следующий пункт меню Правка. Здесь
находятся команды для работы с текстом
программы. Можно отменить действие, восстановить
действие, вырезать, копировать, вставить, найти,
заменить, найти далее (необходимо показать
учащимся: выделить часть программы, скопировать,
вставить).
Следующий пункт меню Вид. В этом пункте
можно включить/выключить окна выполнения
программы, окна отладки и др. Для этого нажимаем
на соответствующую команду и видим, что
появилось окно выполнения программы. Эти понятия
для Вас являются новыми, и в процессе дальнейшего
изучения Паскаля Вы познакомитесь с ними более
подробно.
В пункте меню Программа можно начать
выполнение программы. Обратите внимание на
комбинации горячих клавиш. Запишите в тетрадях:
выполнение программы: Программа – Выполнить, или
F9 или на Панели инструментов нажать. Завершение выполнения
программы: Программа – Завершить, или Ctrl+F2 или на
Панели инструментов нажать . (Приложение 1,
слайд 11).
Выполнить программу по шагам. Если допущена
ошибка в программе или необходимо проверить
часть программы, вы выполняете её по шагам, т.е.
нажимаете F7, и каждое нажатие этой клавиши
соответствует выполнению одной конкретной
команды. Следующий пункт Добавить выражение:
нажимаем, вписываем выражение и оно появляется в
окне отладки.
Следующий пункт Сервис. В программе Pascal
ABC есть встроенные задачи, чтобы просмотреть их
содержимое необходимо выбрать пункт Просмотреть
задание. Выбираем тему, задание, нажимаем
просмотр и по условию мы можем составить
программу, а программа Pascal ABC проверит
правильность выполнения задания.
В пункте меню Помощь находится
встроенный электронный учебник.
На Панели инструментов находятся кнопки, которые
наиболее часто используются.
Познакомимся со структурой программы на языке
программирования Паскаль.
Вашему вниманию предлагается небольшой ролик:
Структура программы. Ваша задача – внимательно
слушать и постараться запомнить основные блоки
программы. ЦОР «Структура программы»
(Федеральный центр
информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Минобразования и науки России (http://fcior.edu.ru/).
Длительность: 1 мин.
Итак, перед Вами структура программы (Приложение 1, слайд 12):
Блоки, выделенные зеленым цветом, являются
необязательными и включаются в программу по мере
необходимости (на слайде настроена анимация
зеленых блоков, после объявления названия
раздела, блок исчезает с экрана).
Рассмотрим структуру программы на примере
алгоритма решения квадратных неравенств (Приложение 1, слайд 13):
Напишем простейшую программу, выводящую на экран сумму двух целых чисел. Открываем среду программирования Паскаль ABC.
Program Example_1; {заголовок программы: служебное слово Program и имя, в котором не должно быть пробелов, оно должно состоять только из букв латинского алфавита, цифр и некоторых специальных символов}
Var x, y, z: integer; {раздел описания переменных; перечисляются все переменные, которые будут использованы в программе, а так же указывается тип этих переменных. В данном случае мы находим сумму двух целых чисел (x, y). Так как нам даны целые числа, то и результат суммы будет тоже целое число}
Begin {начало раздела операторов}.
Writeln (‘Введите два целых числа’);
{оператор вывода, выводит на экран текст,
заключенный между апострофами}
Readln (x, y); {оператор ввода, читает данные
вводимые с клавиатуры. В нашей программе
необходимо ввести два целых числа, после их
ввода, переменной x присваивается
значение, равное первому введенному числу, а
переменной y присваивается значение
равное второму введенному числу}.
z:=x+y; {оператор присваивания работает так:
сначала вычисляется сумма переменных x
и y, а затем, полученное значение
присваивается переменной z}
Writeln (‘сумма чисел равна’, z); {оператор вывода,
выводит на экран текст, заключенный между
апострофами и значение переменной z}.
End. {конец раздела операторов}.
IV. Закрепление изученного материала
Задание. Написать программу, выводящую на экран приветствие и Вашу фамилию, имя.
V. Подведение итогов
– Молодцы! Сегодня на уроке Вы написали свою первую программу на компьютере. Домашнее задание: написать программу, выводящую на экран произведение двух чисел.