Цели и задачи урока:
- знакомство учащихся с событиями советской истории 1937 - 1938 годов;
- проследить хронологические этапы политических репрессий в СССР;
- формирование представлений о механизмах репрессий;
- формирование собственного мнения учащихся и репрессивной политике сталинского режима и последствиях репрессий.
Тип урока: комбинированное занятие.
Формы работы: мозговой штурм, работа в группах, презентации, дискуссия, демонстрация.
Оборудование и материалы:
- Компьютер, мультимедийный проектор с экраном;
- Копии официальных документов партии и НКВД по репрессивным операциям;
- Подборка статей из советской печати 1937-38 г.г. о "врагах народа" и борьбе с ними либо копии архивных документов из дел репрессированных;
- Региональная "Книга памяти жертв репрессий";
Предварительная подготовка:
- учащиеся заранее ознакомлены с планом урока, основными проблемными вопросами для обсуждения;
- работа с текстами документов и "Книгой памяти";
- создание слайдовой презентации;
- сбор информации о судьбе членов свой семьи в условиях тоталитарного режима;
- работа с ресурсами сети Интернет.
План урока:
- Предпосылки и суть "Большого террора";
- Механизм "Большого террора", его основные события и этапы;
- Последствия "Большого террора".
- Подведение итогов занятия.
ХОД УРОКА
1. Предпосылки и суть "Большого террора"
Вступительное слово учителя:
В истории советского государства всегда было место для репрессий. С помощью этого механизма укреплялась власть, с помощью этого механизма ликвидировались те, кто не подходил под стандарты, определённые властью. Наибольшего размаха репрессии достигли в 1930-х годах, когда во главе НКВД стоял Н.Ежов. В этот период террор против населения СССР стал по истине большим. Впервые выражение "Большой террор" для обозначения репрессивной политики советского государства использовал в названии своей книги английский Р. Конквест. В народе этот период называли по имени наркома внутренних дел Николая Ежова - "ежовщина" Однако, по мнению многих исследователей, возлагать всю ответственность за эти события на одного человека, какой бы огромной властью он ни обладал, не совсем верно. Поэтому в последнее время для обозначения этих событий все чаще используется название "Большой террор".
Мозговой штурм:
Учащимся предлагается называть те ассоциации, которые вызывают у них слова "Большой террор" и "репрессии". Предлагаемые варианты записываются без обсуждения и отбора. Затем учитель зачитывает получившийся список, пытается сгруппировать и/или объединить сходные ассоциации, обращает внимание учащихся на самые важные и те, которые будут затронуты в ходе урока.
Слово учителя:
"Большой террор" можно рассматривать как серию тщательно спланированных централизованных карательных операций против различных категорий населения, которые воспринимались руководством страны в качестве потенциальных или реальных врагов режима. Эти операции фактически начались в июле - августе 1937 г. (хотя подготовка к ним проводилась еще с осени 1936 г.) и продолжались до ноября 1938 г., когда были так же централизованно, по приказу из Москвы, прекращены.
"Большой террор" имел беспрецедентные масштабы и охватил все регионы и все слои общества, от высшего руководства партии и государства и командного состава армии до рабочих и крестьян.
Нас сегодня, прежде всего, интересует, как затронули репрессии 1930-х годов наших родственников, наши семьи, наших соседей и земляков, а значит, и нас с вами.
Но для начала давайте вспомним, какие события первой половины 30-х годов предшествовали "Большому террору".
Экспресс-опрос учащихся по материалу предыдущих занятий.
В зависимости от содержания предшествующих занятий может возникнуть необходимость "освежить" в памяти учащихся исторический контекст рассматриваемых событий. Для этого предлагается провести экспресс-опрос по пройденному материалу.
Примерные вопросы:
- Какие цели преследовала внутренняя политика советского государства в начале 30-х годов?
- Какие экономические меры предусматривали первые две "пятилетки"?
- Какие последствия повлекло за собой убийство С.М. Кирова 1 декабря 1934 г.?
- Какие новшества декларировались Конституцией СССР 1936 г.?
2. Механизм "Большого террора", его основные события и этапы
Слово учителя:
Как уже говорилось, "Большой террор" был хорошо спланирован и проводился централизованно. Для того, чтобы понять, как это происходило, обратимся к официальным документам того времени.
Работа в группах. Анализ документов:
Группам из 3-5 учащихся предлагаются для ознакомления и анализа копии официальных документов советской власти 1937-1938 г.г. - постановлений и решений Политбюро ЦК ВКП(б), приказов НКВД, секретных телеграмм. Группы должны кратко сформулировать ответы на следующие вопросы:
- Каким органом и когда принят документ, кем подписан?
- Кому адресован, кто должен был его исполнять?
- Каково основное содержание документа (ключевые положения)?
- Какую официальную цель преследовал?
По окончании работы группы поочередно представляют свои результаты. Учитель на доске выписывает основные моменты, в т.ч. цифры, основные группы людей, затронутые репрессиями, при необходимости корректирует и дополняет их.
Слово учителя:
Как мы узнали из документов, планы террора имели конкретное выражение в цифрах людей, которые подлежали репрессиям. Эти квоты устанавливались заранее, до каких бы то ни было расследований, т.е. произвольно. Но самое поразительное, что исполнители на местах не только выполняли их, но еще и обращались в Политбюро с просьбами об увеличении квот. И их просьбы зачастую удовлетворялись. В итоге операция, которая должна была длиться 4 месяца, растянулась более чем на год и коснулась 200 000 человек сверх тех квот, которые были установлены вначале. О том, как работали следственные органы говорит такой пример: "тройка" Краснодарского края за один день 20 ноября 1937 г. рассмотрела 1252 уголовных дела. Если предположить, что "тройка" работала без перерыва все 24 часа, то на одно дело было затрачено 1 мин. 15 секунд. Эта же "тройка" за день 1 ноября 1938 г. вынесла 619 смертных приговоров - на одно дело затрачено 2,5 минуты.
Дискуссия:
Учитель предлагает учащимся следующие вопросы для обсуждения:
Как вы считаете, в чем была цель развернутой властями репрессивной кампании?
Как бы вы объяснили перевыполнение планов на местах и просьбы об увеличении квот? Почему люди с готовностью выполняли "разнарядки", вынося и приводя в исполнение приговоры в отношении своих же земляков и сограждан?
Давайте познакомимся с несколькими реальными историями людей, подвергшихся репрессиям, чтобы понять, кто и почему становился их жертвами.
Вариант 1: Выступления учащихся:
При наличии подготовленных сообщений учитель дает слово учащимся для выступлений. Поощряется использование в них фотографий и документов из семейных архивов, писем, дневников и т.д. После выступлений другие учащиеся имеют возможность задать выступавшим вопросы.
Вариант 2: Работа в группах. Анализ публикаций в прессе или архивных документов:
Группы из 3-5 учащихся получают копии статей из советской печати 30-х годов о борьбе с "врагами народа" (желательно, подобранных из региональных или местных изданий) или архивных документов из личных дел репрессированных. После ознакомления с текстом каждая группа должна кратко ответить на следующие вопросы:
- О каком человеке идет речь? Кем он был, чем занимался?
- Когда он был арестован и в чем обвинен?
- Какие имелись доводы и доказательства его вины?
- Когда осужден и к какой мере наказания приговорен?
Слово учителя:
Как мы видим, организаторы репрессий и их пропагандисты широко использовали такие понятия как "враг народа", "изменник родины", "вредитель": "Образ врага" целенаправленно насаждался в массовое сознание. На самом же деле, предсказать, кто и когда станет следующей жертвой абсурдных обвинений, было практически невозможно. Репрессии коснулись и многих их организаторов и исполнителей. Но на смену одним пришли новые.
Вопрос к учащимся:
- Как вы считаете, зачем власти нужно было создавать "образ врага"?
Слово учителя:
В 1937 году на Пленуме ЦК ВКП(б) И.В. Сталин в своем докладе выдвинул концепцию "усиления классовой борьбы по мере продвижения к социализму".
В стране было немало трудностей. В народе накопилось огромное недовольство тяжелыми условиями жизни, преступлениями предшествующих лет. Кто же был основным "классовым врагом"? Кто виновен в плохой работе дорог, невыполнении плановых норм, срыве показателей? Легче всего в этом было обвинить неких злоумышленников, засевших в руководстве страны, регионов, предприятий; иностранных шпионов; подпольщиков, желающих свергнуть советскую власть:
25 ноября 1938 г. Н.И. Ежова на должности наркома внутренних дел СССР сменяет Л.П. Берия. Как отмечают исследователи со смещением Ежова и назначением Берия репрессии в СССР вошли в обычное русло. Закончатся они только со смертью И.В. Сталина, которая завершит целую эпоху.
3. Последствия "Большого террора"
Слово учителя:
Точные и окончательные "итоги" "Большого террора" до сих пор не известны. В различных источниках число его жертв заметно отличается. По оценкам общества "Мемориал", сделанным на основе доступных архивных документов, число репрессированных по политическим обвинениям составило около 2 миллионов человек, из которых более 700 тысяч человек были расстреляны. Были уничтожены три четверти членов ЦК - почти все ближайшие соратники Ленина, 95 процентов высшего генералитета. И еще тысячи и тысячи - с рангами и без них, видных и совсем рядовых людей:
4. Подведение итогов занятия
Учащимся предлагается высказаться по вопросу: "Нужно ли сейчас (спустя 70 лет) хранить память о событиях "Большого террора" и пытаться восстановить ее? Почему?"
Учителю желательно акцентировать внимание на следующих вариантах ответов:
Репрессии коснулись почти каждой семьи, каждого города, села. Поэтому "Большой террор" - часть нашего личного прошлого, связанная с прошлым всей страны ничуть не меньше, чем Великая Отечественная война;
Психология людей за прошедшие 70 лет во многом осталась прежней (стремление подчиниться системе, страх перед властью и ее носителями по-прежнему сохраняются), а значит, события, подобные "Большому террору", могут повториться.
Источники.
- "Большой террор и его отголоски": Методическое пособие для учителей истории и обществознания - Воронеж: Издательство Профсоюза Литераторов, 2008.
- www.memorial.krsk.ru