(Слайд № 1, 2. Презентация)
Цели:
- выяснить особенности сельского хозяйства Якутии;
- изучить отрасли сельского хозяйства Якутии;
- формировать у обучающихся умения работать с различными источниками географической информации и заданиями практико-ориентированного характера.
Оборудование: политико-административная карта Якутии, учебники, атласы Якутии, историко-культурный атлас Якутии (во время урока учащиеся могут подходить к стенной карте, к историко-культурному атласу). (Слайд № 3)
План урока (слайд № 4)
1. Мотивационный момент
2. Актуализация знаний
3. Изучение новой темы:
- схемы;
- исторический экскурс;
- работа по группам.
4. Между защитой заданий группами здоровьесберегающая пауза
5. Рефлексия
Ход урока
1. Мотивационный момент (слайд № 5)
Мотивация на изучение темы: каждый день в каждой семье начинается с завтрака.
- Откуда берутся продукты питания? (С фабрик, сельскохозяйственных ферм)
- Какие продукты питания, произведенные в Якутии, в Нерюнгри у вас на столе? (Хлеб, колбасы, сосиски, мясо, сметана, молоко, овощи)
2. Актуализация знаний (слайд № 6)
а) Вспомните схему АПК, а потом показ слайда № 1.
б) Особенности климата Якутии (слайд № 7).
Резко-континентальный климат умеренного пояса, суровая продолжительная зима, короткое теплое лето, относительное жаркое для северных широт, малое количество осадков.
3. Изучение новой темы: “Сельское хозяйство Якутии”
1 задание
По картам атласа стр 36-40 составьте схему “Сельское хозяйство Якутии” (вычерчивается схема, проецируется слайд № 8, 9).
(Слайд № 10)
Исторический экскурс. (Развитие сельского хозяйства Якутии)
Русские “посельщики после своего обоснования на наиболее удобных для земледелия Центрально-Якутской равнине начали внедрять земледельческие культуры. В XVII в. началось земледелие в долинах рек Амги, Лены, Олекмы, а чуть позже на пашнях Амгинской слободы.
В основном, русские крестьяне, выращивали картофель с 1806 г., якуты – с 1837 г., но занимались и хлебопашеством. Большая часть сельского населения занималось животноводством до революции и в советский период, а сегодня животноводство остается основной отраслью сельского хозяйства Якутии.
(Задания по карточкам даются обучающимся без ответов и выводов)
2 задание
На дом 5 группам было дано опережающее задание по карточкам.
Сейчас будет защита заданий.
Каждая группа получает 5 жетонов одного цвета:
I группа – красные;
II группа – желтые;
III группа – синие;
IV группа – зелёные;
V группа – коричневые.
Членам каждой группы при ответе по карточке – задание даются жетоны от других групп.
Группа, получившая наибольшее количество жетонов за свои ответы лидирует.
Карточка № 1 (слайд № 11)
1. Охарактеризуйте по тексту учебника и картам атласа агроклиматические ресурсы. Стр.36 атласа, стр.201 учебника.
Ответ: Якутия находится в зоне рискованного земледелия, но в основном для своего роста и созревания растения получают достаточно тепла. В течение лета сумма среднесуточных t = +10 составляет 1200–1500.
Для растениеводства в Якутии наиболее опасен недостаток влаги. Коэффициент увлажнения от 0,2 до 0,5.
Растениеводство в республике дает гарантированный урожай только в том случае, если будет достаточно орошения.
2. Почему Якутию называют зоной рискованного земледелия?
3. Что такое акведук? – Лотковые водотоки, поставленные на рамочные столбчатые опоры для проводки вод через глубокие речные долины и овраги. Они применялись для орошения земель.
4. Стр. 287, таблица 27, 28, 29.
Охарактеризуйте:
- посевные площади сельскохозяйственных культур;
- валовой сбор основных сельскохозяйственных культур;
- динамику валового сбора и урожайности основных сельскохозяйственных культур.
5. Вывод группы: растениеводство в Якутии ориентировано на обеспечение населения свежими, высококалорийными, витаминизированными продуктами питания. Решает продовольственную проблему и обеспечивает домашних животных дополнительными и комбинированными кормами. (Слайд № 12)
4. Здоровьесберегающая пауза. (Слайд № 13)
Имитация работы на своем огороде
- полив огорода (наклоны)
- прополка (взмахи рукой)
- сбор урожая (приседания)
Карточка № 2 (слайд №14)
1. Сделайте анализ карт “Животноводство” (стр.39), “Оленеводство”. Выясните: какова динамика поголовья крупного рогатого скота, лошадей, птиц, оленей в последние годы; чем объясняется рост или снижение численности сельскохозяйственных животных.
2. Найдите на карте “Животноводство” (стр.39) территории природные для развития коневодства.
3. Почему олень называется “природным универмагом”, т.е. магазином, где все есть.
Вывод группы: (слайд № 15)
В последние десятилетия все более острой нехваткой становится нехватка угодий и пастбищ, поэтому повысить продуктивность животноводства возможно при использовании дальних участков и летников, как это было в традиционном хозяйстве якутов.
Большая часть лошадей находится в центральных улусах и в бассейнах реки Вилюй и Колымы. Сегодня есть возможность восстановить былое поголовье лошадей, поднять уровень коневодства.
Карточка № 3 (слайд № 16)
1. Выявите на карте “Пушной промысел и звероводство” (стр.42) пушно-промысловые районы и определите их специализацию.
2. Охота – это занятие, с древних времен приносившее Якутской земле и славу, и беду. (Продолжите дальше, стр.195 учебника)
3. По карте “Рыбный промысел” (стр.43 атласа). Определите промысловых рыб и структуру рыбного промысла.
4. Почему птицеводство Якутии может быть высокоразвитой отраслью? (Стр. 193 учебника)
Вывод группы: В наше время люди начали возрождать обычаи предков и охотиться в соответствии с неписанными правилами охотничьей морали, ограничивающие истребление животных. Рыболовством местное население занимается с древнейших времен. В водоемах Якутии обитает около 50 видов разных рыб, из них 38 видов во внутренних водоемах (слайд № 17).
Карточка № 4 (слайд № 18)
1. В настоящее время сельхозугодия составляют 1700 тыс. га, куда входят и пашня и пастбища.
Кому принадлежит сегодня земля?
Ответ: стр. 184 учебника. Из 170 тыс. га планируется 700 000 га передать фермерам, 1 млн га останется у сельских жителей. Вопрос купли-продажи земли не узаконен, о превращении земли в товар при рыночной экономике идут еще дискуссии, но без рынка земельных ресурсов не может быть рыночной экономики.
2. В 1924 г. Были сформированы качества, которые необходимы человеку, ведущему крестьянское хозяйство:
а) здоровье;
б) сила и привычка к систематической работе в любое время года;
в) способность предвидеть, какие части хозяйства нужно непрерывно улучшать;
г) умение разбираться, что существенно, чем лучше заняться в настоящее время, а что пока отложить;
д) знание культурных растений данной местности животных, почвы, климата.
Задание: обсудите указанные качества, какие еще качества необходимо человеку крестьянское хозяйство (фермеру) и почему?
Карточка № 5 (слайд № 19)
- Может ли Якутия полностью обеспечить себя продуктами питания?
- Как вы думаете, может ли сельскохозяйственная продукция, произведенная в Якутии, считается экологически чистой?
- Следует ли коренному населению для оздоровления популяции возвратиться к традиционному питанию.
- Используя текст учебника и карту “Экологические проблемы” стр 50 атласа, выявите основные виды воздействия сельскохозяйственного производства на природу Якутии.
- а) составьте схему сельского хозяйства
Нерюнгринского района.
б) вы решили заняться фермерской деятельностью: приобрести землю для сельскохозяйственного использования поселка Чульман. Какой специализации будет Ваше хозяйство и почему?
Рефлексия (слайд № 20)
- Слушаем отзывы руководителей о работе членов групп.
- Количество жетонов у группы.
Заключение делает учитель, благодарит всех за работу и выставляет оценки на отдельном листке.
Использованная литература
- Е.А. Жижина “Поурочные разработки по географии” Население и хозяйство России. “Вако”, 2005 г., Москва.
- А.И.Сивцева, С.Е.Мостахов, З.М.Дмитриева. География Якутской АСС – учебное пособие. 1990 г., “Книжное издательство”, Якутск.
- И.И. Жирков, К.И. Жирков, Г.Н. Максимов, О.М. Кривошапкина. География Якутии. Учебник для 9 класса средней школы, 2007, Национальное книжное издательство “Бичик”, Якутск.
- Атласы: Якутия Историко-культурный, 2007, Москва.
- Республика Саха Якутия, 2000, ЯГУ.