Навыки психической саморегуляции как внутренний ресурс (профилактика эмоционального выгорания педагогов)

Разделы: Школьная психологическая служба


“Ничто не является для человека такой сильной
нагрузкой и таким испытанием, как другой человек”.
Г. Фидгор

Практический интерес к синдрому выгорания обусловлен тем, что этот синдром —проявление всевозрастающих проблем, связанных с эффективностью труда и самочувствием работников. Синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) — сгорание, выгорание в зарубежной литературе. Впервые этот термина предложил Фроуденбергер для описания деморализации, разочарования и крайней усталости.

Синдром эмоционального выгорания - специфический вид профессиональной деформации лиц, работающих с людьми, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических сил и личностных ресурсов.

Напряженные ситуации педагогической деятельности:

  • взаимодействие с учащимися (непослушание, сложности в усвоении материала и др.);
  • взаимодействия с родителями учащихся;
  • перегруженность;
  • большой объем информации;
  • взаимоотношения с коллегами;
  • заработная плата.

Профессия учителя относится к разряду стрессогенных и требует от учителя больших резервов самообладания и саморегуляции.

Три главных компонента “эмоционального выгорания”:

  • эмоциональное истощение;
  • деперсонализация (равнодушное, негативное и даже циничное отношение к детям и их родителям);
  • сниженная рабочая продуктивность.

Высокий уровень саморегуляции повышает стрессоустойчивость и снижает риск выгорания педагога. Тренировать саморегуляцию может каждый человек, и особенно важно это для тех, кто не обладает природными задатками стрессоустойчивости или в результате жизненных стрессов утратил душевное равновесие.

Психотехники делятся на несколько групп: изменение содержания сознания; репродукция ресурсных состояний или позитивных образов; отражение своего социального “Я”; работа с иррациональными убеждениями; позитивное внушение или самовнушение, изменение содержания сознания; управление физическим “Я”.

Способы первой группы самые простые и доступные. Они основаны на переключении на объекты окружающего мира, на изменение направленности внимания, другую деятельность.

Вторая группа приемов. Эффективность достигается с помощью позитивных образов (памяти или воображения) или репродукции (воспроизведения) ресурсных психических состояний. К ним относятся воспроизведение приятных воспоминаний, образов, которые содержат позитивный заряд. К третьей группе способов саморегуляции относится умение ставить адекватные цели. Умение поставить цель по своим возможностям, временно уменьшить степень ее значимости при высокой эмоциональной напряженности, вовремя вновь актуализировать первоначальный замысел, суметь отключиться на время от мотивирующих влияний среды, снизить чувствительность к ситуации, особенно при отсутствии внешней поддержки и одобрения, представить себя уверенным и спокойным независимо от результатов — все это техники высокого уровня саморегуляции. Суть способов четвертой группы, базируется на самоконтроле и регуляция внешних проявлений эмоций. Формирование навыков самоконтроля и регуляции достигается благодаря сосредоточенности внимания на тонусе мышц, темпе движений и речи, дыхании. Для снижения эмоциональной напряженности (стресса) эффективными оказываются дыхательные упражнения. Так, например, чтобы для снятия излишнего возбуждения, рекомендуется использовать упражнения с длительной задержкой дыхания, которая возбуждает дыхательный центр в продолговатом мозгу, что по механизму отрицательной индукции усиливает торможение в коре головного мозга.

Риск выгорания смягчают привлекательная и стабильная работа, предоставляющая возможности для профессионального и личностного роста, для творчества, удовлетворенность качеством жизни в различных ее аспектах, наличие разнообразных интересов, перспективные жизненные планы. Реже “выгорают” оптимистичные и жизнерадостные люди, умеющие успешно преодолевать жизненные невзгоды и возрастные кризисы; те, кто занимает активную жизненную позицию и обращаются к творческому поиску решения при столкновении с трудными обстоятельствами, заботится о восполнении своих психоэнергетических и социально-психологических ресурсов. Снижают риск выгорания сильная социальная, профессиональная поддержка, круг надежных друзей и поддержка со стороны семьи. Реже “выгорает” тот, кто работает в организациях, где царит мощный коллективный дух.

Научить ребенка достойному поведению может только учитель, для которого такое поведение является стилем жизни. Уважать достоинство ученика способен только учитель, который осознает значимость труда, видит уважение и к себе как к личности.
Методика “Психологический портрет учителя” (Школьный психолог 2006 г., № 7) направлена на изучение таких профессионально важных качеств учителя как ценностные ориентации, психоэмоциональное состояние, самооценка, стиль преподавания и уровень субъективного контроля. В методике приведена характеристика позитивного портрета учителя.

Приоритетные ценности

Профессионально важные качества учителя — любовь к детям, стремление понять и помочь. Если общение с детьми не является приоритетной ценностью учителя, ему не стоит рассчитывать на любовь и доверие детей, даже если он прекрасно знает свой предмет и методику преподавания. Гуманистическая направленность учителя. Такому учителю близки интересы и проблемы учеников. В основе отношений лежит безусловное принятие ученика. Ученики безошибочно чувствуют учителя, готового отстаивать их интересы, и платят ему доверием и любовью. На его уроках они чувствуют себя комфортно. Благоприятная эмоциональная обстановка дает возможность плодотворно работать и сохранять психическое здоровье как учителя, так и ученика.

Психоэмоциональное состояние

Особенности поведения и восприятия учителя во многом обусловлены состоянием его нервной системы. При информационных и эмоциональных перегрузках, характерных для работы в школе, возможны нарушения двигательного и речевого поведения учителя, проблемы со здоровьем. Благополучное психоэмоциональное состояние, которое определяет эффективность работы учителя, дает возможность не терять самообладания в экстремальных ситуациях и принимать верные решения. Эмоциональная стабильность, предсказуемость и работоспособность учителя благотворно влияют на психологический климат в школе.

Самооценка

Самооценка, или самовосприятие, — это оценка человеком самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Представления учителя о принципах преподавания, вся его “личная педагогическая философия” во многом определяются его самооценкой. Позитивное самовосприятие, свойственное человеку, позволяет в полной мере реализовать свои возможности. Учителям, обладающим позитивным самовосприятием, легко создавать на уроке атмосферу живого общения, вступая с учащимися в тесный контакт и оказывая им психологическую поддержку. Они доверяют людям и ждут от них дружелюбия, а не враждебности; ученика всегда воспринимают как личность, заслуживающую уважения. Благодаря таким учителям возможно личностное развитие школьников.

Стиль преподавания

На формирование стиля оказывает влияние целый ряд факторов: личностные особенности, жизненные установки, опыт. Стиль преподавания может или способствовать эффективности работы учителя, или осложнять выполнение учителем своих профессиональных обязанностей. Демократический стиль учителя. Учитель привлекает учеников к принятию решений, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия: побуждение, совет, просьба. Удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения.

Уровень субъективного контроля

Уровень субъективного контроля показывает, какую меру ответственности за наши отношения с людьми и факты нашей жизни мы готовы взять на себя. Профессия учителя требует готовности отвечать за другого человека, иногда ценой своего душевного комфорта и личного времени. Высокий уровень субъективного контроля. Люди с высоким уровнем субъективного контроля принимают на себя ответственность за все, что происходит в их жизни, объясняя это своим характером и поступками, а не внешними обстоятельствами (помощь или препятствия со стороны других людей и обстоятельств). Такие люди не склонны подчиняться давлению других людей, остро реагируют на посягательства на личную свободу, обладают высокой поисковой активностью и уверенностью в себе.

Предложенная характеристика может служить “Информацией к размышлению” для реализации творческого потенциала.

Рекомендации

Когда необходимо подавлять свое раздражение?

— Ваше раздражение питает раздражение другого человека.
— Эмоциональный накал растет, не давая результатов.
— Ваш гнев частично уже нашел выход.
— Необходимо вместе подумать над решением проблемы в будущем, а не перемалывать прошлое.

Как подавить свое раздражение?

— Приказать себе остановиться.
— Использовать различные способы самоуспокоения.
— Предложить подавить раздражение обоюдно для того, чтобы можно было решить конфликт.

Как необходимо выслушать человека, охваченного гневом или страхом?

— Спокойно выслушать все, что он хочет сказать.
— Ответить на его вопросы.
— Даже если отрицательные эмоции оппонента накаляются, сохранять спокойствие и отвечать нейтральным тоном.
— Проявлять самообладание, показывать свою готовность, выслушать и утешить.

Когда необходимо махнуть рукой и уйти?

— Накал раздражения и враждебности слишком высок.
— Вы чувствуете, что ситуация стала мучительной: думаете только об этом, ощущаете все большее раздражение и разочарование.
— Взаимоотношения не стоят эмоциональных затрат. Нет большой необходимости сохранять взаимоотношения.
— Нет реального способа решить проблему или избавиться от Вашего раздражения и недоверия.
— Вы хотите идти дальше.

Как махнуть на все рукой и уйти?

— Сопоставить выгоды и издержки взаимоотношений.
— Убедить себя в том, что необходимо списать потери и оставить их за спиной.
— Подумать о том, что в случае прекращения взаимоотношений, потери будут меньшими.

— Разрешить самому себе махнуть на все рукой и уйти.
— Повторять себе, что все кончено, и время двигаться дальше.

Безопасное общение — это лучший способ избежать конфликта или разрешить его.

— Уделяйте внимание неречевым свидетельствам того, что слова говорящего расходятся с его мыслями или чувствами. Выносите это противоречие на открытое обсуждение.
— Следите за тем, чтобы у вас или у другого человека не было скрытых ложных предположений. Обсуждайте их открыто, так, чтобы ошибки можно было исправить.
— Старайтесь делать общение более открытым. Дипломатично говорите о том, что думаете или чувствуете и побуждайте к этому другую сторону.
— Избегайте неясностей. Если вам что-нибудь не понятно, то просите объяснить или дайте объяснение сами.
— Научитесь правильно слушать. Проявляйте при этом заинтересованность и уважение к говорящему. Выражайте сочувствие и давайте собеседнику понять, что он услышан и понят. Слушайте внимательно, не прерывая и не осуждая. Время от времени передавайте услышанное своими словами, чтобы показать, что вы следите за ходом изложения.
— Выражайте собственные чувства и желания в вежливой форме, используя “Я - высказывание”. Избегайте “Вы-высказываний, которые могут вызвать отрицательные эмоции у оппонента.
Очень важно определить скрытые интересы обеих сторон.
— Определение интересов и/или страхов другого человека, их обсуждение и удовлетворение иногда может быть достаточным для разрешения конфликта.
— Распознавание нужд другого человека и сообщение ему о своих интересах могут позволить вам разработать соглашение, которое удовлетворит обоих.
— Иногда вам потребуется отвлечься от внешних проявлений и отыскать истинные нужды и страхи, которые привели к конфликтной ситуации.
— В некоторых случаях для того, чтобы удовлетворить собственные интересы, вам необходимо будет дать приоритет интересам другого человека.

Таким образом, обучение педагогов приемам саморегуляции осуществляемое на тематических семинарах, тренингах и индивидуальных консультациях, при условии целенаправленной работы ими над собой, позволяет повысить уровень стрессоустойчивости.

Список литературы

  1. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. - СПб.: Речь, 2002.
  2. Новейшие технологии нейтрализации стрессов и оздоровления школьника практическое пособие/авт.-сост. В.В. Онишина. -М.: АРКТИ, 2008.
  3. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/авт.-сост. О.И.Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009.
  4. Школьный психолог № 7/2006 г.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3