Организм как единое целое. 10-й класс

Разделы: Биология

Класс: 10


Цели.

  1. Содействовать самообучению учащихся.
  2. Способствовать формированию умений самостоятельного поиска, анализа нового материала, выявление и применение значимых в данный момент знаний. Развивать умение информационно-коммуникативного общения.
  3. Воспитывать инициативность, коллективистическую идентификацию: гуманность, как забота о товарище, так и требовательность к нему.

Оборудование: Карточки с групповыми заданиями, таблица, иллюстрирующая уровни организации живой природы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа по разноуровневым карточкам.

2. Устный фронтальный опрос домашнего задания под руководством ученика-консультанта.

3. Прием “горячий стул”: ученик сидит спиной к доске, одноклассники дают определение термина написанным на доске, задача ученика – их угадать. Термины: двойное оплодотворение, бесполое размножение, интерфаза, профаза I, бластула, зигота.

III. Новая тема

1. Введение: Мы уже познакомились с процессом деления клеток, бесполым и половым способами размножения, с эмбриональным и постэмбриональным развитием. На рост и формирование организмов оказывают влияние факторы окружающей среды. На ранних стадиях развития защитные системы еще не сформированы, поэтому зародыш и окружен специальными оболочками. Однако есть факторы, перед которыми данная защита оказывается недостаточной, причем их можно избежать.

Сообщения учащихся о вреде влияния алкоголя и курения на развитие зародыша человека.

Влияние алкоголя на деторождение.

Алкоголь разрушает не только мозг. Столь же губительно он действует на репродуктивные ткани, на зародышевые клетки и на потомство. А это значит, что он губит будущее.

Влияние алкоголя на потомство идёт по двум направлениям: первое — употребление алкоголя сопровождается глубокими изменениями в половой сфере, включая атрофию репродуктивных органов.

Второй путь воздействия алкоголя — это прямое его действие на зародышевую клетку. Когда человек находится в алкогольном опьянении, все клетки его организма оказываются насыщенными этиловым ядом, в том числе и зародышевые. Повреждённые алкоголем зародышевые клетки обуславливают начало деградации. Еще хуже, если другая (женская) клетка при слиянии окажется алкоголизированной, в зародыше тогда произойдет как бы накапливание дегенеративных свойств, что особенно тяжело отражается на развитии плода, на судьбе ребёнка.

Особенно значительное влияние на потомство оказывает приём спиртного женщинами. Как острое, так и хроническое отравление алкоголем действует в высшей степени губительно на зародышевую плазму. Под влиянием алкоголя внутренние элементы зародышевой клетки подвергаются глубоким изменениям, которые кладут начало наследственным вырождениям, или дегенерациям. Родившиеся от пьяных родителей, умственно отсталые люди неизбежно дают такое же потомство, и происходит всё нарастающее снижение интеллектуального уровня народа.

Для искусственного выплода цыплят 160 яиц положили в сарай, под которым находилось помещение для перегонки спирта. К сроку появилась только половина цыплят, 40 из них погибли, а 25 вылупились уродливыми, с обезображенными клювами, без когтей. А ведь здесь были только пары алкоголя, которые проходили через толщу пола, а зародыши были защищены скорлупой.

Если же человек вследствие алкоголизма своего отца стал слабоумным или эпилептиком, то он обнаруживает тенденцию передавать своё слабоумие или эпилепсию потомкам, хотя сам может совершенно не употреблять спиртного. Дети с тяжёлыми психическими нарушениями, ложатся на всю жизнь бременем на плечи родителей и общества. И чем выше душевое потребление алкоголя в стране, тем больше рождается неполноценного потомства, что неизбежно приводит к вырождению нации.

Влияние табакокурения на деторождение.

Не так давно в Ростове-на-Дону был проведен опрос более трех тысяч студентов и студенток, среди которых были и учащиеся медицинских училищ. В результате этого опроса выяснился один удивительный факт: чуть ли не 90% молодежи практически ничего не знали о влиянии курения на детородные функции человека. То, что причиной рака, инфаркта, инсульта может быть табачный дым, знали хорошо, а вот про его влияние на ход беременности — увы! В это трудно поверить, но это так.

Вероятно, ростовские студенты не являются исключением. Аналогичные результаты можно, наверное, получить, опросив юношей и девушек из других городов.

Обычно, когда речь заходит о вреде табака, многие с иронией вспоминают, что капля никотина убивает лошадь. Между тем ирония здесь беспочвенна: капли никотина, действительно, достаточно, чтобы убить это животное.

Как ни печально, но женщины наиболее подвержены курению в возрасте от 20 до 35 лет, то есть именно в период активного деторождения. У курящих женщин примерно на треть увеличивается риск бесплодия. Но главный вред табачный дым наносит, безусловно, зародышу. Курение беременной женщины вызывает: спазм маточных сосудов с замедлением маточно-плацентарного кровотока, продолжающийся 20-30 минут после одной выкуренной сигареты; подавление дыхательных движений плода; появление в крови плода никотина и других токсических веществ, что приводит к задержке роста, массы тела и рождению ребенка с ее дефицитом; отмечается развитие легочной патологии, как у новорожденного, так и у детей более старшего возраста; увеличивается риск перинатальной смертности и синдрома внезапной смерти в неонатальном периоде - довольно загадочного явления, когда ребенок в возрасте до года вдруг, без видимых причин, умирает.

Никотин выделяется с молоком матери, поэтому кормящая женщина, если она курит, отравляет своего ребенка, который будет расти слабым, хилым и более подверженным различным заболеваниям, чем дети, родители которых не курят. У ребенка возможна задержка психомоторного развития и энцефалопатии.

В последнее время все чаще в газетах, журналах, брошюрах и статьях о вреде табака встречается понятие "пассивное курение". Смысл его понятен: некурящий человек находится в одном помещении с курящими и дышит тем же дымом. Так вот, анализ результатов проведенного Всемирной организацией здравоохранения исследования пяти тысяч случаев дородовой смертности показал с абсолютной достоверностью: если в семье курит только муж, то за счет пассивного курения жены значительно повышается вероятность гибели плода. Более того, пороки развития у детей, родившихся в таких семьях, неважно: с пассивным или активным курением, выявляются почти в два раза чаще, чем у некурящих родителей. В следствия курения возможны пороки развития - "волчья пасть", то есть расщепление твердого нёба, и "заячья губа", то есть расщепление верхней губы.

Самое же существенное — табак, как и алкоголь, принося сомнительное удовольствие родителям, губят их детей. И это можно избежать! Помните об этом!

С момента рождения, постепенно у организмов формируются механизмы саморегуляции, сохранение целостности. Определить их – задача нашего урока.

Тема урока: Организм как единое целое.

2. Новая тема: Если одноклеточный организм устроен просто, то у многоклеточного не только клетки различаются по форме и размерам, но и есть разнообразные ткани строго выполняющие свою функцию.

Какие у вас возникают ассоциации при слове многоклеточный организм?

Ответы учеников – мозаика, механические часы, пирамида из кубиков, смена времен года.

Рассказ учителя: Одним из механизмов обеспечивающих сохранность, целостность организмов является постоянное приспособление к окружающей среде.

Существует два уровня приспособления организмов к окружающей среде:

1. Клеточный – происходит на уровне клеток, характерен и для одноклеточных и для многоклеточных организмов. Например: В весенний период происходит активный рост организма и не просто синтез белка в рибосомах клетки, как строительного материала, но и образование полисом.

2. Тканевый – происходит на уровне тканей, характерен многоклеточных организмов. Например: при тренировках у атлетов развивается мышечная система, а у стрелков или охотников – особая острота зрения.

3. Каким образом еще поддерживается сохранность и целостность организма? Ответ на этот вопрос найдете самостоятельно, согласно инструкционной карточке. Время на работу – 7 минут. Работать будете в группах по 4 человека, руководитель группы предоставит устный отчет.

По инструкционной карточке ученикам предлагается выполнить задания разного уровня:

  • базовый – содержание составляют задания, с помощью которых может быть обеспечено достижение стандартных требований к ЗУНам;
  • дополнительный – задания “обогащают” знания, расширяют кругозор и развивают “жажду” познания;
  • развивающий – материал стимулирует развитие ребенка, способствует росту самопознания, формированию личностной позиции.

Символы, обозначающие уровни изучения материала:

  • базовый;
  • дополнительный;
  • развивающий.

Инструкционная карточка № 1

  1. Прочитать текст саморегуляция, устно дать определение. Из текста выявить способы поддержания стабильности организации живого; перечислить в тетради.
  2. Вспомните, какие системы органов у животных являются регулирующими обмен веществ. Приведите примеры устно.
  3. Прочитайте текст анабиоз, запишите определение в тетради. Подумайте, является ли анабиоз примером саморегуляции? Как можно использовать знания о анабиозе в практической деятельности?

Инструкционная карточка № 2

  1. Прочитать текст биологические часы, дайте определение в тетради. Устно приведите примеры.
  2. Многие утверждают, что ночью в тишине гораздо продуктивнее подготовка к экзаменам, чем днем. Согласны ли Вы с этим? Обоснуйте ответ.
  3. Найдите, когда колебания внутренней среды организма можно рассматривать, как один из факторов поддерживающих ее постоянство.

IV. Закрепление

1. Отчет по групповой работе.

Ответы учащихся разных групп.

2. Проблемные вопросы, способствующие применению знаний по новой теме:

  • Маки и тюльпаны – влаголюбивые растения. Почему они могут расти пустынях? Какой уровень приспособленности: клеточный или тканевый?
  • Интересный факт: осенью деревья, растущие вдоль освещенных аллель, дольше не сбрасывают листву. Объясните это явление.

3. Благодаря чему организм является единым целым?

4. Подведение итогов по ассоциациям: в начале урока, Вы предложили несколько вариантов ассоциаций многоклеточного организма. Какая из них больше раскрывает особенности строения и жизнедеятельности организмов? Механические часы.

V. Подведение итогов, выставление оценок в журнал