Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения в развитии

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Наш детский сад является учреждением компенсирующего вида. Основное направление работы – это коррекция речевых нарушений у дошкольников. Многими исследователями отмечается связь между недоразвитием речи и психофизическими процессами.

Л. И. Белякова, Ю. Ф. Гаркуша, О. Н. Усанов, Э. Л. Фигередо, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина отмечают, что для детей с речевым недоразвитием характерны: недостаточный объём сведений об окружающем, о свойствах и функциях предметов действительности; нарушение грамматического строя речи; недоразвитие артикуляционной, общей и мелкой моторики; ограниченные возможности распределения внимания, недостаточная его устойчивость; отставание в развитии словесно-логического мышления; общая психофизическая расторможенность; сниженный уровень развития вербальной памяти, восприятия (различных видов).

Использование нетрадиционных форм работы позволяют улучшить артикуляционную моторику, увеличить словарный запас, развить фразовую, а потом и связную речь. Также увеличить уровень развития памяти, внимания, восприятия, мышления, мелкой моторики.

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, была поставлена цель: формирование и развитие всех сторон речи, моторики, а также активизация психических процессов через использование нетрадиционных форм логопедического воздействия.

Задачи.

1. Развитие лексической стороны речи:

  • расширение и активизация словаря (формировать предметную отнесенность слова, обобщающую функцию и понятийно-обобщающую функцию слова);
  • формирование умения правильно употреблять слова.

2. Развитие грамматического строя речи:

  • словообразования;
  • словоизменения;
  • согласование слов в предложении;
  • грамматически правильно строить предложения (простые, сложносочиненные и сложноподчиненные);
  • составление рассказов и сказок.

3. Активизация речевой моторики.

4. Развитие силы голоса и дыхания.

5. Развитие мелкой моторики.

Система занятий построена в соответствии с рабочей программой и основывается на дидактических принципах.

1. Принцип систематичности и последовательности, реализуемый через постепенное овладение практическими навыками и умениями в области нетрадиционной техники изображения. Так, на первых занятиях детям предлагаю научиться рисовать пальчиками. А в конце учебного года рисование кисточкой, восковыми мелками.

2. Принцип доступности, опирающийся на психологические особенности детей с ОНР (недостаточный объём сведений об окружающем и концентрации внимания; эмоциональная незрелость; замкнутость; тревожность) и психофизиологические недостатки (ограниченный объём движений общей моторики. Ослабленный мышечный тонус мелкой моторики, дефицит или задержка в развитии зрительного и слухового внимания, восприятия и памяти). При организации занятий следует учитывать идею о “зоне ближайшего развития”: сначала детей знакомим с известными событиями и явлениями окружающей действительности, а затем с незнакомыми предметами и явлениями.

3. Принцип индивидуализации, построенный на учёте индивидуально-личностных особенностей детей с ОНР. Гиперактивные дети на занятиях с использованием нетрадиционных форм работы успокаиваются, усваивают больше материала. Ребята, у которых преобладают процессы торможения включаются в работу быстрее и стремятся сделать её быстрее и качественно.

4. Принцип связи речи с психическими процессами. Все психические процессы у ребёнка – память, внимание, воображение, мышление, целенаправленное поведение – развиваются при непосредственном участии речи. Ребёнок при помощи речи и не только получает новую информацию, но и приобретает возможность её по-новому усваивать, благодаря использованию нетрадиционных форм работы. Обогащение и расширение лексического запаса должно идти за счёт знакомства с новыми изобразительными материалами, нетрадиционными приёмами изображения, а также через игру в песок.

С целью логопедического воздействия в работе с детьми, имеющими нарушения речи, используются следующие нетрадиционные формы: изотерапия, песочная терапия, сказкотерапия.

Изотерапия способствует не только преодолению речевого недоразвития и развития творчества у детей, но и повышению самостоятельности в повседневной деятельности, индивидуальности и развитию моторики.

Изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает её особенно ценной для работы с теми, кто недостаточно хорошо владеет речью, затруднён в словесном описании своих переживаний. Т. е. для коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии речи.

На занятиях, где используется изотерапия - пытаюсь обучить ребят различным приёмам изображения. Вместе с детьми комбинируем различные техники исполнения. Мы познакомились с кисточкой и научились рисовать различные линии, использовали свои пальчики в художественной деятельности и “тычки” (<Рисунок 1>, <Рисунок 2>), отпечатки листьев (<Рисунок 3>, <Рисунок 4>), кляксография, зубочистки, ватные палочки. Все свои действия ребёнок проговаривает (почему он взял именно этот цвет, какое у него настроение когда он рисует, нравиться ли ему). После того как ребёнок нарисовал, обсуждается что он нарисовал, нравиться ли ему, что он использовал для написания картинки. Детям это нравится, нетрадиционные методы работы хорошо усваиваются воспитанниками, и спада активности на занятиях обычно не наблюдается.

Также на логопедических занятиях я использую песочную терапию. Заходя в кабинет с песочницей, дотрагиваясь до песка и позволяя рукам играть с ним, перебирать, разговаривать с ним и слушать его, как будто попадаешь в волшебную страну, где внутренний мир становится реальностью, которую можно пощупать. Стоит только вспомнить с каким удовольствием не только дети, но и взрослые зарываются в песок на пляже, строят замки и целые миры из песка! Само ощущение песка в руках, крохотных крупинок, которые отражают наше экзистенциальное одиночество в этом огромном мире с одной стороны, и целостности со всем миром с другой, вызывает самые разнообразные чувства. Поэтому кабинет с песочницей становится совершенно особенным местом для детей.

Для того чтобы вместе с ребёнком отправиться в увлекательное путешествие по стране Песочных игр был изготовлен водонепроницаемый деревянный ящик (<Рисунок >, <Рисунок 6>). Внутренняя поверхность ящика окрашена в голубой цвет (дно ящика символизирует воду, а борта небо). На дне нарисованы морские обитатели, поэтому, когда ребёнок отодвигает песок, он может их увидеть и назвать (<Рисунок 7>, <Рисунок 8>).

Перед тем как приступить к работе, дети вспоминают тему занятия с помощью волшебного мешочка, загадки, героя-игрушки. А затем ребята, получив коробочку с необходимыми игрушками (киндер-сюрпризы, совочки, формочки – соответственно с темой занятия) садятся к песочнице. Мы начинаем работу с песком - делая отпечатки кистей рук. Ребёнку задаётся вопрос: “Что ты чувствуешь?”. Ребёнок отвечает: “Я чувствую тепло (прохладу) песка. Маленькие песчинки. И т.д.”. Затем предлагается “поскользить” по поверхности песка (как змейка, машинка); “пройтись” ладошками, каждым пальчиком оставляя следы; оставить отпечатки кулачков, рёбер ладоней. После этого можно составлять предложения, рассказы, сказки с игровым материалом (<Рисунок 9>, <Рисунок 10>, <Рисунок 11>).

Опыт работы показал, что использование песочной терапии даёт положительные результаты:

- у детей значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

- дети чувствуют себя более успешными;

- на занятиях нет места монотонности и скуке;

- ребята быстрее и качественнее усваивают материал;

- накапливается словарь;

- развивается связная речь;

- развитие тактильно-кинестетичекой чувствительности и мелкой моторики.

Сказкотерапия – способствует развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). В занятиях используются следующие виды сказок:

1. Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики).

2. Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков).

3. Фонетические (уточнение артикуляции заданного звука, автоматизация, дифференциация звуков).

4. Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса).

5. Сказки, способствующие формированию связной речи

Для проведения занятий был изготовлен “Язычок”, домик для язычка, сказочный сундучок, а также для каждого упражнения подобраны картинки для правильного исполнения артикуляционной гимнастики. Для постановки сказок используются куклы на палочках, куклы - рукавички, бибабо (<Рисунок 12>, <Рисунок 13>, <Рисунок 14>).

Общепризнанно значительное воздействие на эмоциональную сферу детей сказки, которая вызывает у детей умения находить решение в нестандартных ситуациях, нацеливать на открытие нового и осознание своего опыта.

Таким образом, включение в логопедические занятия элементов изотерапии, сказкотерапии и песочной терапии - это увлекательные и доступные форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания, что так необходимо для правильной, чистой, грамматически оформленной, выразительной речи, а также для развитие и нормализации мелкой и артикуляционной моторики.