Цель: рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности пресмыкающихся как первых настоящих наземных позвоночных, раскрыть их происхождение; познакомиться с разнообразием, установить место и роль рептилий в природе и жизни человека.
Оборудование: таблицы с изображением пресмыкающихся и схем их строения, видеофильм.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Опрос прошлой темы: Тест “ Класс земноводные”
1. От каких рыб произошли земноводные?
а) От хрящевых;
б) от карпообразных
в) от кистеперых
г) от осетровых. (0,5 балла)
2. Какие особенности строения свидетельствуют о наземном образе жизни земноводных?
а) Верхнее расположение ноздрей;
б) глаза защищены веками;
в) плавательные перепонки между пальцами;
г) кожное дыхание (1,5 балла)
3. Название земноводных определяется тем, что у большинства представителей:
а) личинка и взрослое животное обитают на суше;
б) личинка – в воде, а взрослое животное на суше;
в) личинка - на суше, взрослое животное – в воде;
г) личинка и взрослое животное обитают в воде. (1 балл)
4. В чем заключается принципиальное отличие земноводных от рыб?
а) особый тип организации конечностей;
б) неподвижное соединение головы и туловища;
в) наличие глаз
г) наличие хвостового плавника (1 балл)
5. Какой тип дыхания у земноводных на суше?
а) кожное дыхание
б) легочное дыхание
в) при помощи жабр
г) отсутствует (1 балл)
6. Выпишите признаки рыб, которые характерны для головастика.
А) Сердце двухкамерное;
Б) сердце трехкамерное;
В) кожное дыхание;
Г) легочные мешки;
Д) один круг кровообращения;
Е) два круга кровообращения;
Ж) конечности наземного типа;
З) боковая линия;
И) между пальцами плавательная перепонка;
К) органы дыхания - жабры. (4 балла)
7. Каким образом земноводные приспособились к жизни в условиях суши и в воде? (5 баллов)
Ответы: В, Б, Б, А, Б; б) А, Д, З, К.
2. Новая тема
Рассказ учителя: Рептилии, или пресмыкающиеся, - первый класс настоящих наземных позвоночных. Важнейшие особенности строения и биологии рептилий помогли их предкам покинуть воду и широко расселиться по земле. К таким особенностям прежде всего относятся внутреннее оплодотворение и откладка яиц, богатых питательными веществами и покрытой защитной оболочкой, что способствует развитию их на суше. У них появился чешуйчатый покров, предохраняющий тело от механических повреждений и высыхания, а кожа почти полностью утратила железы... По мере роста пресмыкающиеся линяют, сбрасывая верхний слой покровов - эпидермис (надкожицу).
Возникновению рептилий способствовали изменения в климате: он становился суше. Считается, что основной предковой группой ископаемых и современных пресмыкающихся явились котилозавры, давшие начало в каменноугольном периоде крокодилоподобным существам, обитавших в воде.
В ходе эволюции в конце палеозоя и начале мезозоя котилозавры дивергировали. От них взяли начало более прогрессирующие ветви пресмыкающихся: черепахи (пермский период палеозоя) и ихтиозавры (триасовый период).
Расцвет пресмыкающихся начался в триасовый период и длился всю мезозойскую эру. Рептилии полностью приспособились к жизни на суше, распространились по всему земному шару: это были летающие ящеры, гигантские ящеры, динозавры, бронтозавры, игуанозавры. От примитивных котилозавров произошли звероподобные рептилии.
В конце мезозоя началось массовое вымирание пресмыкающихся, потомками их явились птицы и млекопитающие. В течении кайнозоя возникли молодые группы рептилий ящерицы и змеи. Из древнейших форм в современном мире сохранились первоящеры (гаттерия), многочисленные виды крокодилов и черепах.
Просмотр видеофильма про пресмыкающихся.
Самостоятельная работа по учебнику.
Учащиеся выполняют в тетради таблицу: “Внешнее и внутреннее строение пресмыкающегося в сравнении с земноводными”.
Сходство в строении | Особенности строения | |
Внешнее строение Скелет Мускулатура Дыхательная система Пищеварительная система Кровеносная система Выделительная система Нервная система Размножение. |
Проверка таблицы. (Один ученик читает свои записи, другие подправляют и дополняют)
Учитель: Класс Пресмыкающиеся включает четыре отряда: Первоящеры, Чешуйчатые (Подотряды: Ящерицы, Змеи), Крокодилы, Черепахи.
Игра 2 “Кто лишний”. (Учащиеся на скорость и правильность по учебнику выполняют работу по карточкам) Определить, кто лишний и объяснить свой ответ.
1) уж, желтопузик, кобра, удав; (желтопузик – безногая ящерица, остальные – змеи)
2) хамелеон, крокодил, тритон, черепаха; (тритон - земноводное остальные – пресмыкающиеся)
3) гадюка, круглоголовка, ящерица, веретеница (гадюка – змея, остальные - ящерицы)
Учитель: Для представителей каждого отряда имеются свои признаки. Задание по учебнику, каждому ученику раздаются карточки с названиями пресмыкающихся и с признаками.
Ученики выходят к доске и прикрепляют свои карточки в соответствующие графы таблицы:
Название отрядов и подотрядов | Представители | Признаки отряда и подотряда |
Крокодилы Черепахи Ящерицы Змеи |
2, 4. 6, 7 1, 5, 8 9, 10, 12, 13 9, 11, 13, 14, 16 |
Карточки для 2 графы:
варан, аллигатор, веретеница, гадюка, желтопузик, карета, геккон, слоновая черепаха, агамы, гюрза, эфы, кайман
Карточки для 3 графы:
1) позвоночник, грудина, ключицы, ребра соединены с верхним щитом панциря;
2) хвост сжат с боков;
3) кожа покрыта чешуйками
4) кожа покрыта роговыми щитками;
5) отсутствие зубов;
6) мощная челюсть с острыми зубами;
7) парные мускусные железы;
8) части тела втягиваются под панцирь;
9) кожа покрыта роговыми чешуйками и щитками;
10) подвижное соединение головы и туловища;
11) конечности отсутствуют;
12) наличие конечностей;
13) раздвоенный язык;
14) плохо выражены отделы тела;
15) подвижные веки;
16) сросшиеся веки.
Работа в тетради: переписать таблицы.
Учитель: Значение пресмыкающихся.
Большинство пресмыкающихся сдерживают рост моллюсков, мелких грызунов и других животных, которыми они питаются. Многие из них в ходят в цепи питания ряда наземных животных: лисиц и хорьков. В ряде стран мясо и яйца черепах используют в пищу, кожа крокодилов, крупных змей и ящериц идет на изготовление обуви, сумок, ремней и т.д.
В медицине широко используется яд змей. Из его фармакологическая промышленность производит сыворотки от укусов особо опасных ядовитых змей. Из змеиного яда изготавливают ценные препараты (випралган, випраксин, випратокс и др).
В последнее время появилась угроза исчезновения целого ряда видов пресмыкающихся, поэтому были приняты меры, запрещающие их отловов и истребление.
Учитель. Принадлежат рептилии к группе холоднокровных животных и распространяются в жарком поясе. В Республике Татарстан встречаются представители двух отрядов – один вид из отряда черепах (черепаха болотная) и семь видов из отряда чешуйчатых: три вида ящериц (веретеница ломкая. ящерица прыткая, ящерица живородящая) и четыре вида змей (уж обыкновенный, медянка, гадюка обыкновенная, гадюка степная) В Красную Книгу РТ занесены 5 видов пресмыкающихся:
- черепаха болотная;
- веретеница ломкая;
- медянка, или серый уж;
- гадюка обыкновенная;
- гадюка степная;
Записать в тетради и запомнить.
Ядовитые змеи
Ежегодно сокращается численность этих животных из - за антропогенного воздействия.
Когда встретите в лесу змею, не пытайтесь ее поймать или прижимать к земле. Дайте уползти животному. Помните: сами ядовитые змеи кусают человека только в случае самообороны.
Самой распространенной ядовитой змеей в России является гадюка обыкновенная, распространена практически повсеместно. Длина тела 70-80 см, иногда 1 метр. Отмечается очаговое скопление гадюк, где их плотность достигает 80–90 особей на гектаре. Чаще всего на одном гектаре в среднем живет 8-10 гадюк. После зимней спячки гадюки появляются на поверхности земли в апреле-мае. Массовое появление детенышей гадюки приходится на август. Помните: только что родившийся детеныш гадюки уже ядовитый.
Самой ядовитой на планете считается морская змея, обитающая в Тиморском море у побережья Австралии. Ее яд в сто раз сильнее, чем у самой ядовитой сухопутной змеи - тайпана.
Для закрепления: какие утверждения верны.
Дом. задании: стр.196-203 всем приготовить кроссворд “Пресмыкающиеся”.