Цель: сформировать представление об опасности лесных пожаров для человека и природы, последствиях лесных пожаров.
Задачи:
- Научить правилам противопожарной безопасности;
- Воспитывать бережное отношение к лесу и стремление принять активное участие в его охране;
- Вызвать беспокойство за экологическое состояние природы нашего края, и желание созидательно взаимодействовать с природой.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, доска, фото с пожарами, листовки по противопожарной тематике, мяч.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Тема нашего занятия “Лес, огонь, человек”. Начать его я хочу с вопроса. Мы часто с вами слышим и говорим: “Лес – наше богатство!”.
– А что значит лес для человека? (Ответы детей.)
Тогда возникает другой вопрос: Почему надо беречь лес? (Ответы детей.)
Занимая около 40% территории суши, леса на Дальнем Востоке имеют огромное народнохозяйственное значение. Помимо лесозаготовок, большой ущерб дальневосточным лесам наносят лесные пожары.
Работа с презентацией.
Слайд 1. Записать тему занятия в тетрадь.
Слайд 2. Что называется лесным пожаром? Это стихийное, неуправляемое распространение горения по лесной площади (записать в тетрадь).
На земном шаре ежегодно возникает более 200 тысяч пожаров. Эти данные вселяют не меньшую тревогу, чем загрязнение Мирового океана и воздушной оболочки Земли. Поэтому охрану лесов от пожаров следует рассматривать как часть общей экологической проблемы – охраны окружающей среды.
Слайд 3. Существует несколько видов лесных пожаров:
– Низовой:
– Верховой;
– Почвенный (записать в тетрадь). Все ли они одинаково опасны? Нет,
беглый низовой пожар, уничтожая травяной покров и подстилку, способствует
прорастанию семян и ускорению всходов таких пород как сосна и лиственница.
Слайд 4. Причинами лесных пожаров являются:
– природные источники;
– антропогенные источники.
Слайд 5. Природными источниками пожаров могут быть: грозы, молнии, землетрясения, ураганы, торнадо, самовозгорание торфяника и т.д. (записать в тетрадь).
Слайд 6. Антропогенные источники (по вине человека): брошенная горящая спичка или окурок, оставшийся тлеющий пыж после выстрела охотника, загоревшийся промасленный обтирочный материал механизатора, разведенный костер под деревьями, непотушенный до конца костер, осколок стекла – может быть как зажигательная линза, травяные палы сухой травы и т.д. (Записать в тетрадь.)
Лесные пожары по вине человека начали возникать со времени появления на юге Д.В. первых людей. Прирученный огонь не только согревал людей, помогал готовить пищу, но и защищал от хищников. Однако первобытные люди тоже страдали небрежным обращением с огнем. Разбрасывание горящих головней от костра для отпугивания хищных зверей, ночная охота с горящими факелами, оставление незатушенных костров – все это приводило к возникновению лесных пожаров по вине человека.
Перерыв.
Сейчас давайте проверим, как вы запомнили причины пожаров.
Слайд 7. Кроссворд “ Причины пожаров” (кроссворд нарисовать на доске). Вопросы на слайде. Время на выполнение 5 минут.
Слайд 8. Все мы с вами знаем, что когда происходит пожар – образуется очень сильный и едкий дым. Из чего же он состоит и как влияет на организм человека?
- Угарный газ – вызывает ухудшение зрения, нарушения центральной нервной системы, головную боль.
- Диоксида серы – затрудняет дыхание, приводит к болезням легких.
- Оксиды азота – вызывают воспаление глаза, кашель.
- Сажа – канцероген, задерживает в организме ядовитые вещества.
(Записать в тетрадь.)
Слайд 9. Последствия пожаров для человека:
- Проблемы с органами дыхания;
- Повреждение иммунитета;
- Ухудшение зрения;
- Повреждения печени;
- Кожные заболевания;
- Сердечно-сосудистые заболевания;
- Сильные головные боли;
- Раковые заболевания.
(Записать в тетрадь.)
Слайд 10. Последствия пожаров для природы:
- Погибают хвойный подрост и молодняк;
- Поврежденные деревья заселяются вредными насекомыми и дереворазрушающими грибами;
- На месте бывших лесов образуются гари, луга, болота;
- Изменение водного режима рек; во время обильных осадков образуются наводнения;
- Уменьшается количество птиц и зверей, ценных растений;
- Уничтожаются запасы торфа.
(Записать в тетрадь).
Слайд 11. ПОЖАРООПАСНЫЙ СЕЗОН НАЧИНАЕСЯ В ПЕРИОД С МОМЕНТА СХОДА СНЕГОВОГО ПОКРОВА В ЛЕСУ ДО НАСТУПЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОЙ ДОЖДЛИВОЙ ОСЕННЕЙ ПОГОДЫ ИЛИ ОБРАЗОВАНИЯ СНЕГОВОГО ПОКРОВА.
Лучшие средства для тушения пожара: вода и песок.
Самой распространенной причиной лесных пожаров является неправильное разведение костра или неверное его тушение. Я сейчас вам раздам задание (Приложение 1), которое вы выполняете парами. Постарайтесь из предложенных вариантов выбрать те, которые считаете верными для разведения костра (возле выбранного варианта поставьте карандашом галочку).
Слайд 12. Правила разведения костра:
- Лучше всего раскладывать на старом выжженном кострище;
- Расчистить место – подальше от палаток, поближе к воде, убрать всю сухую траву;
- Нельзя разводить костер под раскидистым деревом, на торфянике;
- Снять дерн, выложить его по краям;
- Для растопки собирать сухие веточки, бересту;
- Использовать для костра поваленные деревья;
- Покидая привал – затушите костер. Залейте водой, засыпьте землей. Удостоверьтесь, что он действительно потух!
Давайте сейчас посмотрим видеоролик (Приложение 2).
Когда мы приходим в лес, на природу – мы приходим в гости, а в гостях нужно вести себя культурно. Но, к сожалению, не все люди умеют это делать и не знают правила экологически грамотного поведения на природе (Приложение 3).
Ребята, скажите, как нужно вести себя на природе, чтоб не причинять вреда ей и её жителям? (Ответы детей.)
Слайд 13. Лес – великий дар природы!
Итак, сегодня мы узнали, как огонь влияет на лес, сколько вреда приносят лесные пожары человеку и природе, еще получили много полезных советов: как развести костер и как его потушить. Надеюсь, вы узнали много интересного и полезного для себя!
Давайте сейчас проверим, как вы усвоили наше занятие с помощью викторины.
Вопросы для викторины: (педагог бросает по очереди учащимся мяч и задает вопрос, ребенок отвечает и кидает мяч назад)
- Для чего разжигают костер в лесу? (Уют, сушка, еда, комары.)
- Как называется огонь в лесу, разведенный человеком для уютного пребывания? (Костер.)
- Что может послужить началом пожара в лесу? (Окурок, молния, костер, торф, осколок.)
- Что может в лесу выполнить роль зажигательной линзы? (Осколок.)
- Естественные причины пожара в лесу. (Торф, молния.)
- Быстро ли горит торф? (Нет.)
- Какие виды лесных пожаров бывают? (Низовой, верховой, почвенный.)
- Что горит дольше: трава или дерево? (Дерево.)
- Как называется место, выжженное костром? (Кострище.)
- Можно ли разжигать костер под пологом деревьев? (Нет.)
- По чьей вине чаще всего происходит пожар в лесу? (Человек.)
- Чем защищены деревья от пожара? (Толстой корой.)
- Назовите пожароопасный сезон. (Лето, весна.)
- Огонь, выходящий из-под контроля человека. (Пожар.)
- Лучшие средства для тушения пожара? (Вода, песок.)
- Номер телефона пожарной службы. (01)
– Молодцы! Справились с заданиями и усвоили тему. На этом наше занятие закончено.
Спасибо за внимание. До свидания!
Если остается свободное время до конца урока, то можно предложить воспитанникам нарисовать листовки на противопожарную тематику.