Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
Цель урока: повторение, закрепление и углубление знаний детей о классе рыб, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.
Задачи урока:
- Образовательные: повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; познакомить с некоторыми морскими рыбами, с особенностями расположения чешуи на поверхности тела некоторых из них.
- Развивающие: развитие познавательной активности, творческих и
коммуникативных способностей учащихся.
Совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Развитие эстетических представлений и художественного вкуса. - Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем, воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности в процессе учения; воспитание взаимопомощи, взаимовыручки.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашем уроке.
Этап урока | Содержание | Задачи этапа |
1. Организация детей на урок. |
(Слайд 1). |
Мотивационный компонент урока, настрой на создание успеха, доверия. |
2. | Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное
явление природы. Она превратила когда – то пустынную и мрачную планету
Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных
пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде. Одни из самых
многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в
озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах. Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, в путешествие с определённым заданием, на подводном спускательном аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами и изучения их строения и поведения. Во время экспедиции мы (обращение к плану). 1. Вспомним отличительные признаки строения рыб. Наша экспедиция будет проходить под девизом:
У нас всё готово к экспедиции. Начинаем погружение (звучит музыкальное сопровождение с шумом волн.) (Слайд 3). |
Воспитание у детей чувства прекрасного, умения увидеть
красоту в окружающем мире природы.
Отражение структурных компонентов урока, доступность их для осознания детьми.
Девиз использован для единения класса с учителем, придания уроку положительной идеи. Изображения погружения на морское дно. |
3. постановка проблемного вопроса. | Ребята, посмотрите, как здесь красиво…Как много рыб!
Каких рыб вы узнали? (Слайд 4). Акула – … Ой, а это кто? Вам знаком этот морской житель? Морской конёк. Рыба ли это? (Слайд 5). |
Фронтальная форма работы. |
4. Актуализация опорных знаний. | Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно
(план 1) вспомнить строение и отличительные признаки рыб. а) Собираем пазл (на магнитах к доске детьми прикрепляются иллюстрации частей рыбы так, что в результате работы собирается она вся.) – Из каких частей состоит рыба? (С помощью их она может плавать то ниже, то выше.) – Для чего рыбе нужны жабры? (Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают из воды кислород, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.) – Что за внутренний орган у нас остался? (Плавательный пузырь – это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину.) Чем покрыто тело рыбы? (Чешуей.) Проверка (Слайд 6). Вывод: Каковы же отличительные признаки рыб? (Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь.) б) Парная работа (интегрированное задание). – Внимательно рассмотрите рыбок. (лежат у детей на партах) Что вы
заметили? – Как вы думаете, для чего она нужна? (Это защитный слой.) (Рассказ учителя о принципе расположения чешуек). Эти образования расположены правильными рядами, часто прикрывая краями друг друга. Чтобы это запомнить, я предлагаю вам приклеить нашим рыбкам чешуйки. Эту работу будете выполнять в парах, сообща и дружно. Когда закончите работу, поднимите рыбку. На работу – 5 минут. Звоночек оповестит о начале и конце работы. Приступайте. Включается музыка. в) Итоги парной работы. Ребята, какие красивые получились рыбки! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных ребят. – Чем же покрыто тело рыб? |
Проверка знания теории в процессе выполнения
практических упражнений – игровая ситуация.
Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза.
Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, аккуратности, сотрудничества, а главное – закрепление знаний учащихся о принципе расположения чешуек.
Качественная оценка деятельности учащихся. Учитель поддерживает ситуацию успеха. |
5. Электронная физкультминутка для глаз. | “Дельфины”. (Слайд 7). | Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой. Развивается внимание. |
6. Групповая работа.
Итог урока. |
Наша экспедиция продолжается. На какой вопрос мы должны ответить? (Морской конёк – это рыба?) На это вопрос вы попытаетесь ответить в группах. Вам предлагается текст с заданиями. (Морской конёк – одно из наиболее удивительных созданий природы. Его “пестрая” анатомия превращает его в “ошибку природы”: голова и шея лошади, тело, подобно насекомому, заключено в панцирь, цепкий хвост обезьяны, глаза чрезвычайно подвижные, они могут смотреть в противоположные стороны. Морской конёк дышит жабрами, которые не имеют привычной формы гребешка, а собраны в пучки. Плавает в вертикальном положении. Как и все рыбы, имеет плавники.) 1-я группа будет читать текст, вставлять пропущенные слова в предложения. После этого вы ответите на поставленный вопрос. 2-я – будут отвечать на вопрос, обращая внимание на выделенные слова в тексте. 3-я – ответит на вопрос, доказывая своё мнение словами из текста. – Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы. На работу отводится 5 минут. К какому выводу вы пришли? (Мы считаем, что…) – К какому выводу вы пришли? (Мы считаем, что…). Учитель вывешивает работу групп на доску. Вывод: Вы все хорошо поработали и пришли к единому мнению. Ведь это очень важно для нашей экспедиции. Морской конёк – это рыба! Почему у нас закралось сомнение, что это животное не рыба? – Верно, и это своеобразие этой рыбы. Теперь предлагаю вам послушать сказку. В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись своим хвостиком за водоросль, он стал размышлять. Хорошо ли живётся морским обитателям? В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. – Ребята, знаете ли вы этих рыб? И заговорили рыбы человечьим голосом. Стали они рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море. – Ребята, а как вы думаете, почему? Опечалился морской конёк, грустно стало ему, ведь помочь своим друзьям он ничем не может. – Ребята, а как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей? Молодцы, эти советы очень важны для жителей нашей планеты. Итак, наш урок-экспедиция подходит к концу. а) Учитель обращает внимание детей на план: – Что сегодня повторили на уроке? б) Работа с иллюстративным материалом. У вас на партах лежат иллюстрации с рыбами. Тот, кто считает, что у него рыба нашей местности, прикрепите её к морскому дну. Молодцы, какое красивое море! в) Выставление оценок. Рефлексия. (Слайд 8). |
Критерий дифференциации: уровень обучаемости, способ – степень помощи. Идёт активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению. Работа с текстом.
Дети переходят аналитический уровень сформированности знаний и умений, осмысливают каждую операцию, а значит формируется самостоятельность мыслительной деятельности. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому
почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализации
своего потенциала.
Выбор данного жанра – экологической сказки, обусловлено возрастными психологическими особенностями восприятия детей данного возраста.
Расширение кругозора детей. Установление причинно-следственных связей, осознание взаимосвязи всего живого на планете.
Осознание детьми их значимости в решении экологических проблем, ответственности за происходящие катастрофы всего человечества и каждого человека в отдельности, осуществление межпредметных связей, актуальности проблемы, связи с жизнью.
Вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока. |