Познание мира. Конспект урока-экспедиции с презентацией, выполненной в PowerPoint. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Презентация к уроку

Класс: 3


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков.

Цель урока: повторение, закрепление и углубление знаний детей о классе рыб, их существенных отличительных признаках, особенностях строения.

Задачи урока:

  1. Образовательные: повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их существенных отличительных признаках, особенностях строения; познакомить с некоторыми морскими рыбами, с особенностями расположения чешуи на поверхности тела некоторых из них.
  2. Развивающие: развитие познавательной активности, творческих и коммуникативных способностей учащихся.
    Совершенствование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
    Развитие эстетических представлений и художественного вкуса.
  3. Воспитательные: воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем, воспитание аккуратности, усидчивости, любознательности в процессе учения; воспитание взаимопомощи, взаимовыручки.

Ход урока

– Здравствуйте, ребята. Совсем скоро начнётся наш урок. Но прежде давайте поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашем уроке.

Этап урока Содержание Задачи этапа
1. Организация детей на урок.

Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

(Слайд 1).

Мотивационный компонент урока, настрой на создание успеха, доверия.
2. Ребята, жизнь – самое удивительное и замечательное явление природы. Она превратила когда – то пустынную и мрачную планету Земля в многоцветный и многозвучный мир. Всюду кипит жизнь: и в знойных пустынях и в вечных снегах, на суше, в воздухе и в воде. Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озёрах, морях, океанах и даже в аквариумах.

Сегодня мы отправимся в подводную экспедицию, в путешествие с определённым заданием, на подводном спускательном аппарате – батискафе – для наблюдения за рыбами и изучения их строения и поведения.

Во время экспедиции мы (обращение к плану).

1. Вспомним отличительные признаки строения рыб.
2. Понаблюдаем, подумаем и ответим на “хитрый” вопрос – Морской конёк – это рыба?
3. Познакомимся с многообразием рыб.
4. Дадим советы людям.

Наша экспедиция будет проходить под девизом:

“Наблюдай и восхищайся,
Изучай и береги!” (Слайд 2).

У нас всё готово к экспедиции. Начинаем погружение (звучит музыкальное сопровождение с шумом волн.) (Слайд 3).

Воспитание у детей чувства прекрасного, умения увидеть красоту в окружающем мире природы.

 

 

 

 

Отражение структурных компонентов урока, доступность их для осознания детьми.

 

 

Девиз использован для единения класса с учителем, придания уроку положительной идеи.

Изображения погружения на морское дно.

3. постановка проблемного вопроса. Ребята, посмотрите, как здесь красиво…Как много рыб! Каких рыб вы узнали? (Слайд 4).

Акула – …
Щука – …
Сазан – …
Скат – …

Ой, а это кто? Вам знаком этот морской житель? Морской конёк. Рыба ли это? (Слайд 5).

 

Фронтальная форма работы.

4. Актуализация опорных знаний. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно (план 1) вспомнить строение и отличительные признаки рыб.

а) Собираем пазл (на магнитах к доске детьми прикрепляются иллюстрации частей рыбы так, что в результате работы собирается она вся.)

– Из каких частей состоит рыба?
– Тело (туловище) рыб обтекаемо, что облегчает им плавание. Поэтому они могут жить в воде, а человек нет. (Опережающее задание уч-ся.)
– Глаза рыбы (у многих рыб хорошее зрение и у их глаз нет век. Окружающая вода увлажняет и очищает глаза)
Хвост (с помощью хвоста рыба может поворачивать)
– Какую функцию выполняют плавники?

(С помощью их она может плавать то ниже, то выше.)

– Для чего рыбе нужны жабры?

(Рыбам, как и людям, для дыхания необходим кислород, который они получают из воды. Когда рыба глотает, вода проходит через жабры. Они забирают из воды кислород, а затем выталкивают воду через наружные щели позади глаз.)

– Что за внутренний орган у нас остался?

(Плавательный пузырь – это мешок, наполненный воздухом, который позволяет рыбам легче всплывать на поверхность и опускаться в глубину.)

Чем покрыто тело рыбы? (Чешуей.)

Проверка (Слайд 6).

Вывод: Каковы же отличительные признаки рыб?

(Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь.)

б) Парная работа (интегрированное задание).

– Внимательно рассмотрите рыбок. (лежат у детей на партах) Что вы заметили?
(Не хватает чешуек.

– Как вы думаете, для чего она нужна? (Это защитный слой.)

(Рассказ учителя о принципе расположения чешуек).

Эти образования расположены правильными рядами, часто прикрывая краями друг друга. Чтобы это запомнить, я предлагаю вам приклеить нашим рыбкам чешуйки.

Эту работу будете выполнять в парах, сообща и дружно. Когда закончите работу, поднимите рыбку.

На работу – 5 минут. Звоночек оповестит о начале и конце работы.

Приступайте. Включается музыка.

в) Итоги парной работы.

Ребята, какие красивые получились рыбки! Такие великолепные работы могли получиться только у очень дружных ребят.

– Чем же покрыто тело рыб?
– Для чего нужна чешуя?

Проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений – игровая ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

Мыслительные приёмы сравнения, сопоставления, анализа, синтеза.

 

 

 

 

 

 

 

 

Интегрированное задание – развитие мелкой моторики кистей рук, аккуратности, сотрудничества, а главное – закрепление знаний учащихся о принципе расположения чешуек.

 

 

 

 

 

 

 

 

Качественная оценка деятельности учащихся. Учитель поддерживает ситуацию успеха.

5. Электронная физкультминутка для глаз. “Дельфины”. (Слайд 7). Охрана здоровья детей, снимается утомляемость, поддерживается эмоциональный настрой. Развивается внимание.
6. Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока.

Наша экспедиция продолжается.
На какой вопрос мы должны ответить?
(Морской конёк – это рыба?)

На это вопрос вы попытаетесь ответить в группах. Вам предлагается текст с заданиями.

(Морской конёк – одно из наиболее удивительных созданий природы. Его “пестрая” анатомия превращает его в “ошибку природы”: голова и шея лошади, тело, подобно насекомому, заключено в панцирь, цепкий хвост обезьяны, глаза чрезвычайно подвижные, они могут смотреть в противоположные стороны. Морской конёк дышит жабрами, которые не имеют привычной формы гребешка, а собраны в пучки. Плавает в вертикальном положении. Как и все рыбы, имеет плавники.)

1-я группа будет читать текст, вставлять пропущенные слова в предложения. После этого вы ответите на поставленный вопрос.

2-я – будут отвечать на вопрос, обращая внимание на выделенные слова в тексте.

3-я – ответит на вопрос, доказывая своё мнение словами из текста.

– Помните, что работать вы должны дружно, прислушиваясь к мнению каждого члена группы. Не забудьте выбрать человека, который будет защищать работу группы.

На работу отводится 5 минут.

К какому выводу вы пришли?

(Мы считаем, что…)

– К какому выводу вы пришли?

(Мы считаем, что…). Учитель вывешивает работу групп на доску.

Вывод: Вы все хорошо поработали и пришли к единому мнению. Ведь это очень важно для нашей экспедиции. Морской конёк – это рыба!

Почему у нас закралось сомнение, что это животное не рыба?

– Верно, и это своеобразие этой рыбы.

Теперь предлагаю вам послушать сказку.

В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись своим хвостиком за водоросль, он стал размышлять. Хорошо ли живётся морским обитателям? В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы.

– Ребята, знаете ли вы этих рыб?
Рыба – молот -…
Рыба ёж – … и т. д.

И заговорили рыбы человечьим голосом. Стали они рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.

– Ребята, а как вы думаете, почему?

Опечалился морской конёк, грустно стало ему, ведь помочь своим друзьям он ничем не может.

– Ребята, а как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей?
– Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям водоёмов уютно жилось в их домах? (Указание на последний пункт плана.)

Молодцы, эти советы очень важны для жителей нашей планеты.
Я надеюсь, что вы все будете помнить их и соблюдать.

Итак, наш урок-экспедиция подходит к концу.

а) Учитель обращает внимание детей на план:

– Что сегодня повторили на уроке?
– На какой вопрос ответили?
– С какими рыбами познакомились во время экспедиции?
– Какие советы дали человечеству?

б) Работа с иллюстративным материалом.

У вас на партах лежат иллюстрации с рыбами. Тот, кто считает, что у него рыба нашей местности, прикрепите её к морскому дну.

Молодцы, какое красивое море!

в) Выставление оценок.

Рефлексия. (Слайд 8).

Критерий дифференциации:
уровень обучаемости, способ – степень помощи.

Идёт активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению. Работа с текстом.

 

 

 

Дети переходят аналитический уровень сформированности знаний и умений, осмысливают каждую операцию, а значит формируется самостоятельность мыслительной деятельности.

Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому почувствовать свою значимость в коллективе, возможность реализации своего потенциала.
Защита группы. Это воспитывает чувство ответственности, доверия, способствует повышению самооценки.
Поощряются работы – поддержка ситуации успеха.

 

Выбор данного жанра – экологической сказки, обусловлено возрастными психологическими особенностями восприятия детей данного возраста.

 

Расширение кругозора детей.

Установление причинно-следственных связей, осознание взаимосвязи всего живого на планете.

 

 

 

Осознание детьми их значимости в решении экологических проблем, ответственности за происходящие катастрофы всего человечества и каждого человека в отдельности, осуществление межпредметных связей, актуальности проблемы, связи с жизнью.

 

 

 

Вызвать у детей чувство удовлетворённости результатами урока.