Ведущий. Здравствуйте, дорогие ученики и гости нашего классного часа. Мы проведем сегодняшний классный час в форме дебатов. В переводе с французского "дебаты" означает прения, обмен мнениями на каком-нибудь собрании, заседании.
В основе дебатов лежит свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений.
Цели нашего классного часа являются:
- глобальная цель: способствовать развитию навыков жизнедеятельности в демократическом обществе: толерантности, партнёрского общения, цивилизованной дискуссии, критического мышления;
- педагогические цели: сформировать логическое и критическое мышление, уверенность в себе, навыки риторики, способность работать в команде, способность сконцентрироваться на сути проблемы, манеры при публичном выступлении, расширить кругозор знаний на тему "Наследники Великой Победы".
Этапы подготовки дебатов:
1. Предварительная работа:
- знакомства участников с сущностью, правилами организации и проведение дебатов;
- определение исходного тезиса (темы) дебатов;
- подбор, изучение и анализ основной литературы;
- распределение ролей;
- разработка кейса понятий, аргументов и контраргументов;
- разработка экспертных критериев оценки;
- индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов;
- приглашение гостей на классный час.
2. Определение исходного тезиса дебатов с помощью "мозгового штурма".
3. Подобрать, изучить и проанализировать основную литературу по теме.
4. В процессе изучения анализа информации учащиеся определяют свою позицию: "за" и "против".
5. Распределение ролей.
6. Спикеры команд ведут разработку кейса на основе анализа дополнительной литературы. Кейс состоит из 1-3 аспектов (аргументов), которые имеют поддержку (цитаты, факты, статистические данные) и ссылку на конкретный источник (книгу, журнальные и газетные статьи, материалы сети Интернет). Завершающим элементом кейса является заключение.
7. Индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.
Ознакомимся с сущностью и особенностями проведение дебатов, а также правилами организации, которые заключаются в следующем:
- В дебатах принимают участие все учащиеся;
- К концу игры каждый ученик определяет свою позицию;
- В процессе выступлений все соблюдают регламент (время), иначе председатель имеет право прерывать выступление;
- Каждый участник команды выступает один раз;
- Каждый спикер имеет право на 1 тайм-аут;
- Спикер может не отвечать на вопрос без объяснения причин;
- Эксперты оценивают аргументы, но не участников.
Председатель проводит дебаты; не имеет право участвовать в дискуссии, т. к. является независимым лицом.
Секретарь помогает председателю: информирует ораторов о времени отведенном на выступление:
У1, О1 - 5 мин.
У2, У3, У4, О2, О3, О4 - 3 мин.
Поддержка, тайм аут - 2 мин.
Надписи на доске
Первая доска: структура кейса (приложение 1).
Вторая доска: схема размещения участников дебатов (приложение 2).
Третья доска: схема взаимодействия участников дебатов (приложение 3).
Четвертая доска: словарь (приложение 4).
В роли председателя сегодня выступает Арутюнян Мария, секретаря - Барбарова Анастасия, экспертов - Федоровская Дарья и Абдусемедова Гульнара.
Теперь можем начинать. Позвольте предоставить слово председателю наших дебатов Арутюнян Марии.
Маша (Речь председателя)
Добрый день, уважаемые участники дебатов и гости нашего классного часа! Сегодня мы проведём дебаты на тему: "Наследники Великой победы". В дебатах выступают поочерёдно защитники тезиса - спикеры команды Утверждения и противники - спикеры команды Отрицания. Задача команд в дебатах - склонить судей и зрителей к своей точке зрения. В начале участники команд представят друг друга называя лучшие черты характера.
Начинает выступление первый спикер команды "утверждение" (У1), Волкова Алина, которая формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты. (Приложение 5)
Послушаем назревший вопрос Команды Отрицания (О4) Ергунева Максима.
Теперь, послушаем "поддержу" этого утверждения, с которым нас познакомит Вялкова Екатерина. (Приложение 6).
Сейчас послушаем выступление главного оратора от оппозиции "отрицания" (О1), Челпан Валерия, которая формулирует антитезис, а также понятия и аспекты. (Приложение 7).
Вопрос Валерии задает команда утверждения (У4) Зиннатуллин Ильнур
В качестве поддержки "отрицания" выступит Мишина Аня. (Приложение 8).
Вторым номером команды утверждения (У2) выступит Васильченко Анна, которая приведёт нам следующие аргументы. (Приложение 9)
Со своим вопросом со стороны команды отрицания (О1) выступит Челпан Валерия (Приложение 7).
Поддержкой спикера (У2) выступит Мартынюк Юлия. (Приложение 10)
А с аргументами спикера команды отрицания (О2) познакомит нас Салахутдинова Гульназ. (Приложение 11)
Вопрос команде отрицания задает Волкова Алина (У1) (Приложение 5).
В качестве поддержки спикера (О2) выступит Бурлак Михаил. (Приложение 12)
А теперь спикер (У3) Сандырева Юлия сформулирует контраргументы. (Приложение 13)
Юлии задает вопрос Гульназ (О2) (Приложение 11)
Послушаем поддержку спикера (У3) Степа Степан. (Приложение 14)
Со своими контраргументами выступит спикер отрицающей стороны (О3) Вайданич Яна. (Приложение 15)
Задаст свой вопрос Яне Ана Васильченко (У2) (Приложение 9).
Поддержит спикера (О3) Абузгильдин Рамиль. (Приложение 16)
Подытожит то, что было сказано утверждающей стороной (У4) Зиннатуллин Ильнур. (Приложение 17)
Со стороны "отрицания" выступит (О4) Ергунев Максим. (Приложение 18)
Общая схема
У1 (Алина) Формулирует тезис, называет ключевые понятия и аспекты (причины) | О1 (Валерия) Формулирует антитезис, а также понятия и аспекты |
П У1 (Катя) дополнение | П О1 (Аня М.) условия проживания ветеранов |
У2 (Аня В.) приводит аргументы (цели и задачи) | О2 (Гульназ) |
П У2 (Юля М) | П О2 (Миша) кто отправил воевать |
У3 (Юлия С.) формулирует контраргументы | О3 (Яна В.) приводит контраргументы |
П У3 (Степан) | П О3 (Рамиль) |
У4 (Ильнур) заключение "утверждения" | О4 (Максим) заключение "отрицания" |
Литература.
- 100 великих битв. Новейшая история. - М "Вече" 2004г. Мячин А. Н.
- Вторая мировая война. Как это было. М 2001г. Мокеев А. Н.
- Справочник классного руководителя №9 сентябрь 2008г.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь. М "БРЭ" 1998г. А. П. Горкин.
- Газеты "Покачёвский вестник". Февраль 2009г.
- Справочный материал из интернета.