Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость - необходимое условие для проявления творчества личности.
Ручной труд при правильной организации, таит в себе огромные возможности для подготовки ребенка к школе. В процессе труда ребенок знакомится со свойствами материала, учится действовать с ним в зависимости от свойств и назначения. В работе с разными инструментами укрепляется мелкая мускулатура руки, что подготавливает руку к письму.
Ручной труд всегда заканчивается значимым результатом, а чтобы его достичь, нужно преодолеть определенные трудности. Также ручной труд можно использовать для воспитания нравственно-волевых качеств, необходимых для начала школьного обучения, требующей большой целенаправленной работы, усидчивости, настойчивости, самостоятельности. Эта деятельность развивает и эстетические чувства детей. Дети, привыкшие с детства мастерить, продолжают это и в школе, с удовольствием занимаются на уроках труда.
- Труд - это могучий воспитатель, в педагогической системе воспитания.
- Труд - это то, что развивает маленького человека, поддерживает его, помогает ему самоутвердиться.
- Трудовое воспитание - это совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам.
Трудолюбие и способ6ность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства.
В дошкольном детстве игра - ведущий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труд и игра возникают из предметной деятельности детей, они тесно взаимосвязаны, хотя имеют различия.
В процессе труда ставится цель, для ее осуществления изыскивают средства, придумывается последовательность действий, и достигается результат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации. Взрослые и дети совместно трудятся, имея дело с реальными предметами. Игра не приносит видимого результата, но вызывает у детей удовлетворение. В игре, дети в специально созданных условиях воспроизводят деятельность взрослых, для этого они используют различные игрушки, заменяющие настоящие предметы. Игра может завершиться на любой стадии, а затем возобновится сначала. Труд всегда имеет конечный результат, в нем его основной смысл.
Тема: "Кормушка"
Цель: Проявить детям навыки разметки на доске, учить правильно, пользоваться инструментами. Вызвать у детей желание смастерить кормушку для птиц.
Организационный момент.
В группу приходит плотник Найбула, спрашивает, есть ли для него какая-нибудь работа (например, забить гвоздь, прибить доску, починить стул или шкаф и т.д.)
Беседа.
П.Н.: Ассаламу алейкум мои дорогие ребята! Нужна вам сегодня моя помощь? Чем будем заниматься?
Дети: Ваалейкум ассалам.
Воспитатель: Наши мальчики научились очень многому "в кружке" по ручному труду, сами забивают гвозди, прибивают доски. Сегодня они хотят с вашей помощью смастерить кормушку для птиц.
П.Н.: Да, дети очень трудолюбивые! Я в этом убедился на прошлом занятии по ручному труду, когда изготовили большой ящик для игрушек для игрушек. Значит, вы хотите смастерить кормушку. Хорошо, мне это идея очень понравилась. Скажите, почему вы решили смастерить кормушку.
Дети: Стало холодно, везде снег. Птичкам нечего поесть.
П.Н.: Вы правильно заметили, зимой птицы голодают, поэтому люди должны заботиться о них. Только я забыл названия наших пернатых друзей.
Воспитатель: Давайте дети вспомним названия птиц, зимующих в нашей местности.
Дети: Это птицы: воробьи; вороны, голуби. Синицы, сороки, снегири, дятлы, совы и т.д.
П.Н.: Молодцы, знаете названия наших пернатых друзей, и правильно вы решили помочь им, я то - же очень рад вам помочь.
(Приступают к работе, звучит фонограмма с голосами птиц.)
Воспитатель: Мальчики, нужно постараться аккуратно выполнить работу.
(Распиливает нужный размер доски и реек, рассказывает последовательность изготовления кормушки)
(У каждого мальчика по молотку, они забивают по одному гвоздю, плотник показывает, что нужно держать гвоздь двумя пальцами левой руки, а правой рукой осторожно, прямо попадания на гвоздь, забивает его молотком, в ином случае можно попасть на пальцы рук и поранить их)
Воспитатель: Ребята в старину были такие умельцы, которые могли без единого гвоздя построить дом. Знаете ли вы, какая птица в лесу тоже долбит дерево?
Дети: Это дятел.
Пальчиковая гимнастика. Выполняются под чистоговорку.
Дятел жил в лесу густом.
Дуб долбил, как долотом.
(дети произносят чистоговорку 2-3 раза и выполняют движения по тексту)
В ходе работы воспитатель помогает детям советом, поощряет правильные выполнения задания. Дети загадывают загадки про инструменты.
- "Сам худ, голова пуд" (молоток)
- "Быстро грызет, мелко жует, а сама не глотает" (пила)
- "В лесу помахается, придет в избу растянется" (топор)
П.Н.: Вот и завершили работу по изготовлению кормушки. Молодцы все справились заданием. А теперь назовите мне предметы, которые нужны, чтобы сделать кормушку.
Воспитатель: Молоток, плоскогубцы, топор, пила, гвоздь, доски. Как назвать, одним словом?
Дети: Инструменты.
Затем все вместе рассматривают кормушку, отмечают качество работы. Воспитатель напоминает, что после работы надо убрать рабочее место.
Подводится итоги работы.
Воспитатель: Как было интересно работать вместе. Все старались, помогали друг другу. Давайте ребята попрощаемся с дядей Найбулой, скажем ему спасибо. Он спешит к другим детям. Они тоже хотят помочь птичкам.
Дети попрощаются с плотником, благодарят и просят часто приходить к ним на занятия.
П.Н.: Я очень доволен вашей работой, вы мне очень понравились. Научились правильно держать молоток и гвозди, не поранились. До свидания, до скорой встречи.
Воспитатель предлагает детям выйти на прогулку и повесить кормушку на дерево, которое видно из окон группы.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая и аккуратная получилась у нас кормушка. Будем теперь каждый раз добавлять птицам свежий корм. Птички будут довольны и сыты. Установим дежурство у кормушки. А в календаре будем отмечать, кто прилетит к нашей кормушке.
Дети читают стихотворение "Новоселы":
Звенит пила,
Топор стучит
Весь двор,
Опилками покрыт
Сегодня с папой,
Мы вдвоем
Скворцам квартиры раздаем
А новоселы,
Сели рядом
И песней нас благодарят.