Цели:
- Учить вдумчивому, осознанному чтению книг, учить делать правильные выводы и обобщения.
- Развивать творческие способности детей, воображение, речь, расширять кругозор.
- Воспитывать любовь к книге, потребность в чтении.
Ход урока
I. Вступление.
Сегодня мы отправляемся в далекое необычное путешествие по произведениям всеми вами любимого писателя. А какого? Вы мне сами скажите, отгадав ребус.
Задание: первая буква изображенного героя соответствует указанному номеру в кружочке.
кроссворд
Разгадывание кроссворда по картинкам.
В кружочках по вертикали прочтем фамилию автора, с произведениями которого мы сегодня будем знакомиться.
- Тема нашего урока: "В гостях у дедушки Корнея".
В каких произведениях вы встречали эти предметы?
Как вы думаете, почему для разгаданного ребуса включены именно эти предметы? (Герои произведений Чуковского)
Выставка книг. Это еще не все произведение К.И.Чуковского, а только часть книг. Они вышли как отдельными изданиями, так и сборниками.
Кто уже прочитал хотя бы одну книгу этого автора? А кто больше?
Кто уже запомнил имя и фамилию автора?
II. Знакомство с биографией писателя
а). Жизненный путь Корнея Ивановича Чуковского - сказочника, критика, переводчика, основоположника детской литературы - завершен.
1 апреля, если бы он был жив, ему бы исполнилось 108 лет. Нет среди нас К.И. Чуковского. Но книги его живут, и будут жить долго. Книгу "От двух до пяти" он посвятил маленьким детям. О ней будут знать и дети, которые будут жить в XXII веке.
Было когда - то веселое время: жилье автора стояло у самого моря, и тут же перед окнами на горячем песке копошилось несметное множество малых ребят под надзором бабушек и нянек. Песчаная полоса очень длинная, около двух км, сплошь была усеяна Танями, Наташами, Вовами, Настями. Склоняясь с утра до вечера по этому пляжу, автор вскоре сблизился со всей детворой. Они строили на песке непреступные крепости, спускали на воду бумажные флоты.
Вокруг него, ни на миг не смолкая, слышалась звонкая речь. Милая детская речь! Он никогда не уставал ей радоваться. Например,
1). Когда Ляле было 2,5 года, ее спросил какой - то незнакомец:
Ты хотела бы быть моей дочкой?
Она величаво ответила:
Я мамина и больше никовойная.
2). Однажды автор гулял с ней по взморью, и она впервые в жизни увидела вдали пароход.
Мама, мама, паровоз купается! - пылко закричала она.
3). Приятно узнавать от детей, что у лысого голова - босиком, что от мятных лепешек во рту - сквознячок, что муж стрекозы - стрекозел.
И очень забавляли его такие детские изречения и возгласы как:
Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.
***
Наша бабуля зарезала зимой гусей, чтобы они не простудились.
***
Жорж разрезал дождевого червя пополам.
Зачем ты это сделал?
Червяку было скучно. Теперь их два. Им стало веселее.
***
Жил - был пастух, его звали Макар. И была у него дочь Макарона.
***
Ну, Нюра, довольно, не плачь!
Я плачу не тебе, а тете Симе: и т. д.
б). А вот он и сам Корней Иванович. (Портрет - Слайд № 1.)
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка. Такова внешность К. И. Чуковского.
- Посмотрите на его лицо.
- Какое оно? (доброе, он не смеётся, это у него внутренняя улыбка)
С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без "Айболита", "Тараканища", "Федорина горя", "Бармалея", "Мухи-цокотухи", "Телефона".
Стихи Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают наш словарь новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
В его стихах и сказках очень часто все летает, кружится, скачет: блюдца, одеяла, мочалки, слоны, крокодилы:
Герои его сказок нередко в своих приключениях подвергаются опасности, а в роли спасителя обычно выступает не силач и богатырь, а какая - нибудь маленькая птичка ("Тараканище") или комарик ("Муха - Цокатуха")
III. Знакомство с произведениями Чуковского
1). Чтение стихов детьми
Загадки
Чудесный дом
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что-то зазвучало в нем.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо -
Такое теплое, такое
Пушистое и золотое.
(Яйцо и цыпленок)
Чудесный паровоз
Паровоз
Без колес!
Вот так чудо - паровоз!
Не с ума ли он сошел -
Прямо по морю пошел!
(пароход)
Чудесная пещера
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят у дверей.
И мясо, и хлеб - всю
Добычу мою -
Я с радостью белым
Зверям отдаю.
(рот и зубы)
Почему?
Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец - глупца,
Баран - барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну - обезьяна.
Но вот подвели к нему
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(зеркало)
Зубастая загадка
Хожу - брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(расческа)
Чудесные коньки
Два коня у меня,
Два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная!
(коньки и лед)
Берегись
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
(крапива)
2). Знакомство с отдельными героями произведений
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как - нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказывалось, что он запомнил ее всю, слово в слово. Ему так полюбился крокодил, что героем многих сказок Чуковского является Крокодил.
Давайте вспомним, какие это сказки? (Зачитываю фрагменты их сказок)
Слайд № 2. "Телефон", "Тараканище".
Слайд № 3. "Бармалей", "Айболит".
Слайд № 4. "Путаница".
Слайд № 5. "Муха - Цокотуха".
Слайд № 6. "Крокодил", "Мойдодыр".
IV. Работа по тексту "Федорино горе"
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины были тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него явилось вдохновение, стихи слагались свободно. Это было "Федорино горе"
Чтение произведения по частям
I часть
Сколько частей в произведении? (7)
Какие знаки препинания вы видите? И что они обозначают?
(. - рассказывать спокойно,
? - спрашивать,
! - восклицать, радоваться)
Итак, читаем 1 часть. При чтении не забываем о знаках препинания.
Анализируем
- Какие не вероятные события происходят в этой части? (Бегство посуды)
Что же произошло с козой, когда она увидела это бегство? (Испугалась)
- Какие слова передают её испуг? (Растопырила глаза)
- Чему она удивилась? (Невиданно, чтобы посуда бегала)
Зачитайте строчки удивления, не забывая об интонации
(Что такое? Почему?
Ничего я не пойму)
- А чего же она не поймёт? (Топоры-то топоры, так и катятся с горы)
- На какой жанр устного народного творчества похожи эти строчки? (Скороговорку)
- А раз это скороговорка, то какой будет темп? (Быстрый)
- Прочтите.
- Нарисуем, словесную картину этой части.
II часть
- А сейчас проследим, что же происходит во второй части?
Какие меткие слова автор употребляет для того, чтобы указывать на движение каждого персонажа, т.е. убегающей посуды.
ЧИТАЕМ ПО РОЛЯМ
- С чем сравнивается кочерга? (С чёрной железной ногой)
А почему она не бежит, не идёт, а скачет?
(Одна нога и та тяжёлая, т.к. железная)
- Найдем описание следующего героя. Зачитайте строчки о ножах?
(Эй, держи, держи, держи, держи, держи)
Сколько раз употреблял автор слова " держи"?
(5 раз)
- А почему именно несколько раз? (Не потому, что складно, а потому, что хочет передать быстрое движение, стремительное бегство).
- А ещё прием многократного повторения использует автор, если да, то к каким героям? (Кастрюля, сковорода, стол)
- Так для чего он использует этот прием? (Показать скорость)
Покажите эту скорость, зачитав отрывки.
Вспомните звуки, которые издаёт чайник и кофейник на вашей кухни?
(Похоже на песенку - закипая, дребезжат)
- При помощи каких звуков передаёт автор мелодичность чайника с кофейником?
(Зж - мелодия)
- Как они бегут? (Торотятся)
- Какие повторяющиеся согласные звуки помогают представить, как бегут чайники? (Р-р-р)
- А как же бегут утюги?
(Покрякивают, т.к. они более тяжёлые, чем другие вещи, и бегать им не так уж легко)
Встаньте и покажите движение утюга (Переваливается)
- С кем можно сравнит утюги? (С уточками)
- Какой темп? (Более медленный)
Нарисуем движение блюдцев, используя слова автора.
- Какое движение у них? (Несутся)
Почему не идут быстро, не бегут, а несутся, мчатся, их даже не могут остановить?
(Они лёгкие, хрупкие)
- Какие слова доказывают, что они остановить блюдца очень быстро своё движение не
могут? (Натыкаются, разбиваются)
- Что же они создают своими движениями? (Беспорядок, хаос)
- А сами они с каким настроением бегут? (Весело, напевая дзинь-ля-ля и не знают, что их ждёт впереди)
III, IV части
- Прочитаем, но с каким настроением будем читать? Какое настроение
передаётся в этой части? (Возмущение)
Какое настроение в четвертой части? (Возмущение)
Потому мы 3 и 4 части объединили?
А кто возмущался? (Посуда)
А по своему ли желанию ушла из дома посуда?
- Что вынудило их к побегу? (Обидела Федора. Они жертва)
- Какой вы представляете себе кухню, где была посуда? (Грязной. Невозможно жить в такой кухне. Выразим это возмущение)
При помощи каких предложений автор передает обиду беглецов? (Восклицательных)
Постарайтесь передать эту интонацию.
ЧИТАЕМ ПО РОЛЯМ
Какой герой кроме посуды явился? (Кот и курица)
Поднимите руку у кого дома есть это животное.
Как вы к ним относитесь?
- А они относятся к вам? (Привязанность, ласкаются, преданы хозяевам)
- Зачем автор ввёл кота? (Символ уюта, тепла, преданность хозяйке)
Как показывают автор эту преданность?
(Через посуду)
V часть
О чём рассказывает автор в это главе?
(Показано горе Федоры,
Её отчаяние, страдание)
- С помощью чего автор передаёт состояние бабы Федоры? (Плача)
- Какие строки наиболее ярко подчёркивают её переживание, настроение, одиночество? (Ой горе Федоре! Горе!)
ЧИТАЕМ, ПЕРЕДАЕМ НАСТРОЕНИЕ
VI часть
- Какое чудо случилось с ней? (Стала добрей тихая)
- В карточке выберите слова, которые подскажут вам, как нужно читать эти строки и подчеркните их (тихо, нежно, заботливо, грустно, громко, весело:)
- Почему произошла перемена? (Одна осталась, поняла)
- Как она выражает своё горе? (Песней, причитанием)
Послушаем Федору
- Какую музыку мы могли бы подобрать к словам Федоры? (Спокойную)
- А какие инструменты вы взяли бы для исполнения?
(Ложки, бубен, ладошки)
К какому жанру отнесём эту песенку? (Русскому народному)
Кто мог играть на таких инструментах? (Народ)
Автор использует элементы народных песен.
Простила ее посуда?
- С каким чувством посуда отнеслась к бабе Федоре? (С жалостью)
Попробуйте передать эту жалость.
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
VII часть
- Как встретила Федора свою посуду? (Ласково)
Назовите только те слова, которые ласкают посуду, передают заботу о ней
(целовала, ласкала, поливала, умывала, полоскала)
- Что обозначают эти слова? (Действия)
Каких гласных букв больше |а|, |о|?
Вспомните, как вы показывали эти буквы на логопедических занятиях.
На что похожи эти буквы? (Круг)
Как ведём руки по кругу? (Плавно, а плавность движения - доброта, улыбка, забота)
Какие движения были в начале?
(Быстрые, ритмичные, отрывистые, взрывные)
- А в конце, что мы видим? (Нет резких движений, нет суматохи, беспорядка - появляется плавность)
- А меняется ли настроение? (Грустное - весёлое)
- А ритм движения героев? (Быстро - медленно)
А теперь попробуйте передать это состояние.
ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ
V. ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
1). Сравните, какой Федора, была раньше и какой стала.
Передать свое отношение к ней, дать характеристику, используя слова для справок:
- 1 вариант - Федора в начале сказки,
- 2 вариант - Федора в конце сказки.
Слова написаны на листке и лежат на парте. Слайд № 7.
(Неряха, лентяйка, грязнуля, неопрятная, трудолюбивая, аккуратная, опрятная)
2). Представьте, что вы художники.
Изобразите характер Федоры в виде геометрической фигуры и докажите, почему вы выбрали именно эту фигуру. Слайд № 8.
VI. ВЫВОД
- Что Федоре помогло переменить свои взгляды?
(Стала трудиться, и труд принес ей радость)
На доске два рисунка Федоры. Слайд № 9.
Сравним рисунки, правильно ли вы передали свое отношение?
VII. Итог
Чему учит эта сказка?
Чему и кому не будете подражать?
(Злости нет места; надо уметь прощать; быть добрым)
3). Что запомнили, узнали о Чуковском?
4). С какими видами, элементам устного народного творчества встретились?
5). С какими новыми словами мы познакомились.
VIII. Рефлексия.