Актуальность: Адаптационный период - серьезное испытание для малыша раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет за собой изменение поведенческих реакций ребенка, а также расстройство сна и аппетита. Научные исследования показывают, что характер адаптации ребенка раннего возраста является прогностическим тестом для характеристики динамики состояния здоровья ребенка при его адаптации не только к детскому саду, но и к школе. Решение вопросов, связанных с сохранением психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду, является одной из первостепенных задач, стоящих перед сотрудниками ДОУ и родителями.
Игры и упражнения в сухом бассейне помогают улучшить самочувствие и эмоциональное состояние детей, активизировать защитные силы организма, оказывают профилактический и лечебный эффект при многих заболеваниях. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает детям почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию
Цель: сохранение психического и физического здоровья детей в период адаптации к детскому саду.
Задачи:
- регуляция двигательной активности детей;
- снятие мышечного и психоэмоционального напряжения;
- создание положительного эмоционального фона.
Основные направления реализации проекта: индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми в период адаптации, а также подгрупповые занятия с детьми 1 младшей группы ДОУ.
Предварительная работа:
Диагностики:
- оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада;
- наблюдения за физической активностью детей во время адаптации;
- диагностика нервно-психического развития детей;
- оценка психоэмоционального состояния детей.
На основании первичной диагностики составляется заключение, в котором дается предварительная оценка адаптационного периода каждого ребенка. По итогам заключения и по наблюдениям психолога и воспитателей определяется круг детей, нуждающихся в помощи при прохождении адаптации.
План реализации проекта:
I. Комплекс занятий в сухом бассейне в период адаптации.
Продолжительность занятий 7-10 минут каждое, подгруппа детей - не более 3 человек. Интенсивность занятий - 1 раз в неделю.
№ | Тема занятия | Цель занятия |
1. | Знакомство с "сухим бассейном" | Знакомство с "сухим бассейном", спонтанная игра. |
2. | ||
3. | ||
4. | Знакомство с другими детьми, формирование положительного эмоционального настроя на занятия | |
5. | "Веселые мячики" (игры и упражнения с использованием маленьких резиновых мячиков) |
|
6. | Развитие амплитуды движений мышц плечевого пояса; массаж всего тела, развитие общей подвижности | |
7. | ||
8. | ||
9. | Развитие правильного речевого дыхания; развитие цветовосприятия, ловкости рук; массаж всего тела, развитие общей подвижности | |
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | "Непослушные лягушата" (игры и упражнения с использованием маленьких резиновых игрушек - "лягушат") |
Развитие дыхания; массаж всего тела, развитие общей подвижности |
14. | ||
15. | ||
16. | ||
17. | "Веселые дельфины" (игры и упражнения с использованием маленьких резиновых игрушек - "дельфинов") |
Развитие дыхания, активизация процесса вдох-выдох; массаж всего тела, развитие общей подвижности |
18. | ||
19. | ||
20. | ||
21. | "Озорные малыши" (игры и упражнения с использованием маленьких резиновых игрушек - "лягушат", "утят", "дельфинов") |
Укрепление мышечного корсета, развитие координации движений; массаж всего тела, развитие общей подвижности |
22. | ||
23. | ||
24. | ||
25. | "Вот мы какие" | Укрепление мышц ног и брюшного пресса, ритмизация движений в соответствии со стихотворным текстом; массаж всего тела, развитие общей подвижности |
26. | ||
27. | ||
28. |
II. Работа с родителями:
- психологическое консультирование:
* индивидуальные и групповые консультации для родителей:
"Сенсомоторное развитие ребенка раннего возраста"
"Сухой бассейн в детском саду"
* родительские собрания в группах раннего возраста
- психологическое просвещение:
- стендовая информация, памятки: "Адаптация: как помочь своему ребенку?", "Психологические особенности детей раннего возраста".
Ожидаемые результаты:
- снятие психоэмоционального напряжения в период адаптации;
- регуляция двигательной активности детей раннего возраста;
- активизация защитных сил организма;
- развитие тактильной чувствительности, стимуляция зрительного восприятия;
- создание положительного эмоционального фона.