Здравствуйте! Сегодня мы с вами начинаем изучать новую главу.
Угадайте-ка сначале ребус (Приложение № 1). Правильно, черви.
Что вы знаете о них, какие представления возникают у вас со словом “Черви”? .
– Да, ползающее животное, с вытянутым телом, без ног…
– А где живут? В почве, в воде, в организме (паразиты).
– А какое имеют значение в природе?
1) это важное звено в пищевой цепи;
2) в ходе эволюции черви заняли более высокое положение, чем кишечнополостные.
Да, это видно на схеме возникновение живого мира.
Перед тем как приступить к изучению новой темы, давайте проверим ваши знания кишечнополостных, так как они дали начало червям.
Проведём дифференцированную работу: группа А-карточки(6 вариантов) – слабые;
Группа Б – тест (2 варианта) – сильные (Приложение № 2).
Тетради, учебники закрыли. На работу даётся 3-4 минуты.
Переходим к новой теме. Напоминаю вам, что нас интересует сегодня необычное животное – черви. Чтобы получить более полное представление о составе этой группы животных познакомимся с краткой систематикой черви. Смотрим плакат №1 на доске “Систематика червей”. Немного её обсудить. Видите, какое множество червей. Среди них есть свободноживущие и паразитические формы.
Что объединяет этих животных и чем черви отличаются друг от друга, на эти вопросы нам нужно будет найти ответы на ближайших уроках.
А сейчас мы только начинаем их изучать и начнем изучение с белой планарии, класса Ресничные черви, типа Плоские черви. Вот она где у нас находится, лишь малая часть большого (плакат №1).
Записываем в тетрадь тему урока (доска).
Тема: Тип Плоские черви. Белая планария.
Цель урока: определить какое место в системе живого мира занимает этот организм.
Обратите внимание. В течение урока мы познакомимся с такими понятиями. Прочитать. Их нужно записать в словарик.
Теперь давайте ознакомимся с общими признаками для типа Плоские черви. Смотрим плакат №2“Общая характеристика Плоских червей”.
Немного обсудим эти признаки:
- Двусторонняя симметрия.
- Трёхслойные животные.
- Сильно уплощенное тело без полости.
- Обоеполые животные, то есть гермафродиты.
- Наличие органов и систем органов.
Посмотрите модель червя в 50 раз увеличенная , животных с такой симметрией можно разделить на две зеркально симметричные половинки (правую и левую). А у кого еще такая симметрия?
Кроме эктодермы и эндодермы появляется третий промежуточный слой – мезодерма, из него развиваются мышцы, половые органы, паренхима.
Почему кишечнополостных так назвали? Да, кишечная полость есть, у плоских ее нет, промежутки между органами заполнены рыхлой соединительной тканью – паренхимой. Есть кожно-мускульный мешок, он образован эпителием и мышцами, сохраняет форму тела червя.
Вы уже знакомы с этим понятием. Кто это такие? (это организмы, у которых одновременно в теле есть женские и мужские клетки).
Давайте-ка тоже вспомним и эти термины. Орган – это? ( часть тела с определенным строением и функциями). Системы органов – это? (взаимосвязанные органы, выполняют одинаковую функцию).
А какие системы органов мы знаем?
У плоских червей есть опорно-двигательная, пищеварительная выделительная, нервная, половая системы. Посмотрите плакат № 3 с доски “ Внутреннее строение плоских червей”.
Нас сегодня интересует белая планария. Класс Ресничные черви. Как вы думаете, почему так назван класс? Да. Правильно! (тело покрыто ресничками для движения).
Посмотрите еще раз на доску плакат № 4 “Многообразие ресничных червей”. Тут и наземные, почвенные, морские виды вот и сама белая планария.
Переходим к основной части урока, то есть к самостоятельной работе в парах. У вас на столах есть листок с заданием (Приложение № 3), три листа, для составления схем (Приложение № 4); в стаканчиках с водой находится живой объект – белая планария. Ознакомьтесь с заданиями и приступаем к выполнению. Работа в парах, на каждое задание не более 5-7 минут.
Итак, рассмотрели планарию, переходим к схеме №1 (рыбная кость). Все схемы сразу же подпишите. Т. к. у червей двусторонняя симметрия, они могут вести подвижный образ жизни, в связи с этим появляются новые признаки (4 штуки). Вам надо записать в схему значение этих признаков и подвести итог, к чему это всё приведёт. Теперь вывесим на доску несколько работ, обсудим результаты. Сравните с моим вариантом. Поднимите руки, кто допустил ошибки, исправьте, добавьте слова другой пастой. Изучаем внутреннее строение червя. Составляем кластер, это схема №2. У белой планарии уже существует 6 систем органов, какие это системы; запишите ещё и органы к ним относящиеся. Работаем. Вывешиваем на доску лучшие. Обсуждаем результаты, сравниваем с моим вариантом. Давайте-ка быстренько обсудим эти системы. Кто что запомнил? Пищеварительная система – Лена; нервная – Саша; выделительная – Света; половая – Наташа; органы чувств– Саша; опорно-двигательная – Даша; кровеносная и дыхательная – Эльвира. Всем понятно! Кто всё сделал верно? Поднимите руки. Кто ошибся? Исправляем другой пастой. Переходим к третьей схеме. Черты сходства и различия кишечнополостных и плоских червей. Давайте, вместе определим общие признаки. Думаем, не молчим.
Какое подцарство объединяет их? Многоклеточные. Запишите под цифрой 1. Дальше. Характерное свойство – регенерация. А что это такое? Марсель. Это цифра 2, пишем регенерация. И ещё про размножение надо сказать, правильно, гермафродиты. А кто это? Записали, это цифра 3. Теперь запишите особенности и гидры, и белой планарии, используем параграфы 13 и 15 по учебнику и плакат №2, представленную на доске. Вывешиваем несколько работ. Сравниваем с моей схемой. Если верно, поднимите руки. У кого ошибки, исправьте. А все работы (3 схемы) сдаём мне на проверку, за это вы теперь получите общую оценку.
Ребята, сегодня мы с вами провели большую работу, познакомились с новым представителем царства животных. Что мы делали на уроке? Начинаем с начала урока: 1. Повторили материал по кишечнополостным; 2 Узнали систематику червей; 3 Общие признаки типа плоские черви; 4 Познакомились с внешним и внутренним строением белой планарии; 5 Выявили общие черты и различия между гидрой и планарией; 6 Рассматривали живую планарию; 7 Составляли много схем; 8 Думали, анализировали. Из всего выше сказанного можно сказать, что в ходе эволюции (исторического развития) происходит усложнение организации, т.е. появляются новые сложные признаки – ароморфозы, это понятие мы будем использовать в старших классах.
Тип кишечнополостные, в состав которого входит гидра, находится на ступень ниже по уровню организации, чем белая планария. Общие черты, характерные и для гидры, и для планарии приводят нас к следующей гипотезе, что предками плоских червей являются кишечнополостные. И в заключении, ребята. Видите, у вас на столах лежат у каждого карточки трёх разных цветов (красный, зелёный и жёлтый). Поднимите карточку того цвета, которая вас больше устраивает. На доске есть признаки цветов. 1) красный – урок очень понравился, особенно…2) зелёный – урок понравился, но… 3) жёлтый – урок не понравился, потому что…
Спросить несколько ребят об их выборе. Спасибо. Сегодня из вас за урок получит по две оценки (одна за домашнюю работу, а другая за самостоятельную работу в парах). Запишите новое домашнее задание. Оно дифференцировано. Группа А читает параграф 15, отвечает на вопросы в конце параграфа устно, делает рисунок “внешний вид планарии”; записать слова в словарик (кто это ещё не успел сделать на уроке). Группа Б – всё тоже самое, но ещё составляют опорный конспект по белой планарии.
Вопросы есть? Кому что–то не понятно? Желающие посмотреть планарию под микроскопом можете придти в лаборантскую биологии после уроков. Итоги за проверку знаний кишечнополостных следующие: в группе А получили “5”– , “4”– , “3”– , “2”– ; в группе В получили “5”– , “4”– , “3”– , “2”–.
Спасибо за урок! До свидания!