Цель урока: приобщение детей к культуре хакасского народа
Задачи урока:
- продолжать знакомить детей с элементами хакасского национального орнамента;
- закрепить представления детей о хакасских народных играх;
- развивать творческие способности детей;
- воспитывать чувство сопереживания и поддержки.
Оборудование: кукла Тарина, сундучок, шаблоны рукавичек (по количеству детей), на которых воском нанесен орнамент, салфетки, гуашь, поролоновые спунжики (губка), образец рукавичек с элементами хакасского национального орнамента; пиалы с водой, в которые положены мелкие игрушки.
Словарная работа: орнамент, узор.
Ход занятия
I. Вводная часть:
Педагог: Ребята, посмотрите, какую я рукавичку нашла! Может, кто из вас потерял?
Дети: Нет.
Педагог: Почему нет? Какие у вас рукавички?
Словесная игра “Скажи, какая?”
Педагог: Да, тогда точно не ваша. Что мне с ней делать? Придумала! Мы же с вами знаем хакасскую народную игру с рукавичкой. Как игра называется?
Дети: “Мелей”
Педагог: Давайте поиграем в эту игру. ( Проводиться 1-2раза).
Проводится игра “Мелей тастазах”. В центр круга выходит водящий, по команде 1,2,3, дети передают рукавичку, а водящий пытается ее перехватить. Игрок, у которого водящий отнимет рукавицу выходит в круг, а водящий занимает его место.
II. Основная часть:
Раздается стук в дверь. Педагог выходит за дверь и вносит куклу Тарину.
Педагог от лица Тарины здоровается с детьми.
Тарина: Изеннер!
Педагог и дети: Изеннер, Тарина!
Педагог: Как, хорошо, что ты к нам зашла, мы как раз играем в хакасскую народную игру “Мелей”. Давай вместе поиграем! Дети, Тарина не хочет играть, что случилось?
Педагог от лица Тарины рассказывает, что Тарина сейчас была на улице, а на улице мороз, ручки и замерзли.
Педагог: Замерзли ручки у Тарины, давайте поможем ей их согреть!
Пальчиковая игра “Ой, мороз!”
Ой, мороз, мороз, мороз! - Руки вверх выполняются движения кистями.
Снегом ветки все занес! - Опускают руки медленно вниз.
А мы не боимся, - Грозят пальчиком.
А мы веселимся! - Хлопают в ладоши.
Педагог: Ребята, а как еще мы ручки греем?
Дети: Нужно подуть на них теплым воздухом.
Дыхательное упражнение “Теплый ветерок”. Дети по очереди дуют на ручки Тарины. Педагог следит за правильностью выполнения упражнения.
Педагог: Согрелись руки у Тарины. Только как горю помочь, где рукавички для Тарины взять?
Педагог заслушивает ответы детей.
Педагог: Тарина говорит, что рукавички ей нужны не простые, а с хакасским орнаментом. Орнамент это такой узор. Педагог показывает образцы рукавичек с элементами хакасского национального орнамента. Эта рукавичка для девочек, потому что орнамент похож на цветочки и листочки.
Педагог: Шить и вязать мы не умеем. Но у нас есть волшебный сундучок, который нам всегда помогает. Давайте попросим помочь нам волшебный сундучок.
Педагог и дети: Сундучок волшебный наш помоги нам в трудный час! 1,2,3-смотри! (дети достают из сундучка шаблоны рукавичек, поролоновые спунжики).
Педагог: Что нам с этим делать?
Дети: Эти рукавички нужно раскрасить и подарить Тарине.
Педагог просит детей пройти за столы. Объясняет приемы рисования с помощью спунжика.
После того как дети раскрасят рукавичку, педагог просит их подуть на рукавичку, чтоб они быстрее подсохли.
Дыхательное упражнение “ Холодный ветерок”. Дети дуют на рукавички. Педагог следит за правильностью выполнения упражнения.
III. Заключительная часть:
Педагог: Ребята, посмотрите какие у нас красивые рукавички, наши рукавички очень понравились Тарине. Теперь даже если Тарина потеряет рукавички, у нее всегда будут запасные. А теперь опустите руки в пиалу, достаньте то, что лежит на дне. ( Дети достают игрушки). Это Тарина приготовила для вас такой сюрприз. Это подарки не простые, это подарки добрых дел. Вы сегодня сделали доброе дело, помогли Тарине. Вы добрые и чуткие дети. Мне это очень нравиться.
Итог: А что вам понравилось на нашем занятии? (Ответы детей). Ребята, Тарине пора домой, давайте попрощаемся. Педагог уносит куклу.