Классный час "В мире профессий"

Разделы: Внеклассная работа


Цель:

  • ознакомить учащихся с проблемой профессионального самоопределения, подчеркнуть важность и сложность ее решения;
  • подвести учащихся к выводу о том, что правильный выбор профессии - необходимое условие профессионального и социального роста личности.

Задачи:

  • настроить учащихся на серьезные раздумья, связанные с их будущим профессиональным выбором;
  • довести до сведения учащихся результаты диагностики;
  • активизировать потребность в самопознании и пробудить интерес к изучению профессий с целью профессионального самоопределения.

Место проведения: интернет-класс

Оформление: использование мультимедийного оборудования, на доске цитата:

"Если вы удачно выберете труд и вложите
в него душу, то счастье само вас отыщет".
К.Д. Ушинский.

План:

  1. Что такое профессия.
  2. Определение типа будущей профессии.
  3. Психологические типы профессий.
  4. Формула выбора профессии.
  5. Практическая часть. Работа в группах.
  6. Презентация рабочей профессии.

Человек в своей жизни постоянно сталкивается с проблемой выбора. Выбор профессии - одно из наиболее серьезных, самых важных жизненных решений. Сделав выбор, мы не только определяем основное занятие на всю жизнь, но и часто определяем этим свой круг общения, стиль жизни, а иногда судьбу.

Один человек не в состоянии справиться со всем тем, что ему необходимо сделать для того, чтобы жить. Поэтому уже с древних времен возникло разделение труда и появился многообразный мир профессий. Что же такое профессия? (Слово профессия произошло от латинского "profiteer , что переводится как "объявлять своим делом", "говорить публично", "заявлять". Профессия означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником существования.)

Каждый день люди спешат на работу. Нравится ли им род занятий, который они выбрали для себя? Способствует ли этот выбор их жизненному комфорту и благополучию? Не зря Д. Рокфеллер сказал: " Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений". Как люди принимают свое решение? Что им в этом помогает? Что должно служить путеводителем в сложном мире профессий?

Человек принимает решение о выборе будущей профессии? Наиболее важными являются интересы личности. Что-то становится для человека жизненно значимым и эмоционально привлекательным. Это помогает сделать свой выбор очень просто. А кто-то ясно и четко видит свое будущее уже в детстве.

Определение типа будущей профессии (по методике Е.А.Климова)

Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь "+", если нет, поставь перед цифрой " - ". Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

№ п/п Утверждения для самооценки 1
Природа
2
Техника
3
Знак
4
Искусство
5
Человек
1. Легко знакомлюсь с людьми         1
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить   1      
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки       1  
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными 1        
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить     1    
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами         1
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными 1        
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах     1    
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших   2      
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности       2  
11. Охотно читаю о растениях, животных 1        
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах       1  
13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин   1      
14. Подолгу могу разгадывать головоломки, задачи, ребусы     2    
15. Легко улаживаю разногласия между людьми         2
16. Считаю, что у меня есть способности к работе с техникой   2      
17. Людям нравится моё художественное творчество       2  
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными 2        
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме     2    
20. Я почти никогда ни с кем не ссорюсь         1
21. Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди   1      
22. Без всякого труда усваиваю иностранные языки     1    
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям         2
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.       1  
25. Могу влиять на ход развития растений и животных 2        
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов   1      
27. Мне обычно удаётся склонить людей на свою точку зрения         1
28. Охотно наблюдаю за растениями и животными 1        
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику     1    
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.       1  
  Результаты          

По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учётом знаков, сумму, зачёркнутые цифры не считай. Запиши в строку "Результаты".

Наибольшая полученная сумма или суммы (по нескольким столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии.

Малые отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых тебе следует избегать при выборе. Максимальное число баллов в каждом столбце - 8.

В соответствии с данной классификацией, предложенной профессором Б.А. Климовым, мир современных профессий можно разделить на 5 основных типов:

  • 1 - "Человек - природа"
  • 2 - "Человек - техника"
  • 3 - "Человек - знаковая система"
  • 4 - "Человек - художественный образ"
  • 5 - "Человек - человек"

Тип профессии указывает на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности, то есть на предмет труда. По предмету труда можно выделить пять типов профессий:

  • к профессиям типа "человек-человек" относятся профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка); обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер); бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант); правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор).Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
  • тип "человек-техника" включает в себя профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор); эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, крановщик, токарь, швея-мотористка); ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтёр по ремонту оборудования). Этот тип профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.
  • тип "человек-знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертёжник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлечённому мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
  • к типу "человек-художественный образ" можно отнести профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор); с воспроизведением, изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, актёр, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
  • к типу "человек-природа" можно отнести профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог); с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник); с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта.

Формула выбора профессии

Сделать правильный выбор - значит, найти профессию, которая:

Интересна и привлекательна "ХОЧУ"

Это занятия и действия, которые ты выполняешь с интересом, с желанием, по собственной инициативе. Если выбранное дело нравится, то ты охотнее будешь работать, повышать свою квалификацию, пользоваться авторитетом, больше зарабатывать. Задумайся, действительно ли ты выбираешь профессию?

Доступна и посильна "МОГУ"

Это возможности человека, его способности, состояние здоровья, уровень знаний и умений. В каких-то делах ты менее успешен, быстрее устаёшь, начинаешь нервничать, злиться, теряться, а в других - за тобой не угонишься, занимаешься с удовольствием и не устаёшь. Незнание своих способностей, здоровья и физических особенностей и неумение соотнести их с требованиями профессии могут привести к необоснованному выбору.

Имеется спрос на рынке труда "НАДО"

Это знание о перспективных отраслях и о том, какие специальности пользуются спросом на рынке труда, какова вероятность трудоустройства по выбираемой профессии. Безработный - невыигрышное начало трудовой карьеры. Востребованность работников зависит от их специализации и уровня образования.

Слово учителя. Ошибки в выборе профессии наносят огромные убытки народному хозяйству страны. Если содержание профессии не отвечает возможностям человека, то и его производительность труда будет значительно ниже. Неудовлетворенность избранной специальностью приводит к тому, что многие студенты, молодые рабочие, служащие вынуждены искать новые учебные заведения или новые места работы, чем также наносят большой ущерб государству. А сколько огорчений приносит ошибочный выбор профессии самому человеку! Ошибки и неудачи в начале трудового пути порождают в человеке неуверенность в себе, приводят к разочарованиям, к кажущимся крушениям всех жизненных планов. Менять профессию - дело трудное. Для этого необходимо обладать решительностью, уверенностью в том, что ты, наконец, нашел дело "по плечу". Многие не решаются на новый выбор, оставаясь всю жизнь неудачниками, безразличными исполнителями служебных обязанностей, людьми, которые не нашли своего призвания, не раскрыли своих творческих сил и возможностей.

Ошибки при выборе профессии мучительны и трагичны не только для человека, они дорого обходятся и обществу. Как видим, ошибочный выбор профессии - одна из причин текучести кадров, снижения производительности труда, наносящих ни с чем не сравнимый ущерб экономике нашего государства. Это с одной стороны. С другой, как справедливо заметил К. Маркс, "Заблуждение относительно наших способностей к определенной профессии: -  это ошибка, которая мстит за себя, и если даже она не встречает порицания со стороны внешнего мира, то причиняет нам более страшные муки, чем те, какие в состоянии вызвать внешний мир".

По данным Центра занятости города Березовский в данный момент наиболее востребованной и хорошо оплачиваемой профессией является рабочая профессия - сварщик.

Сегодня мы постараемся извлечь полезную информацию из всемирной паутины о данной профессии.

Ребята в классе согласно результатам диагностики делятся на группы:

"человек-техника", "человек-знаковая система"

- найти информацию о профессии в интернете;

"человек-художественный образ", "человек-природа"

- создать презентацию о профессии;

"человек-человек"- к презентации сделать сообщение.

Работа в группах - 15 минут. Защита работы.

Рабочая профессия - сварщик.

Презентация (Текст к слайдам)

Слайд 3. Среди всех составляющих сварочного процесса сварщик занимает первое место. В том или ином виде, но сварщики существуют уже очень долгое время, по сути, на протяжении веков, поскольку еще до начала промышленной революции процесс сварки часто применялся, например, в кузнечном деле.

Слайд 4. На протяжении истории судьбы многих цивилизации зависели от арсенала оружия. Были бы мечи выкованы некачественно, некоторые великие сражения, произошедшие столетия назад, имели бы исход, отличный от того, который нам известен сегодня. Последствия могли быть таковы, что некоторые цивилизации, в том числе и наша, преждевременно бы погибли в результате изменившегося хода истории.

Слайд 5. Обеспечение важнейшими ресурсами, т.е. нефтью, газом, водой, электричеством, и их транспортировка в современном обществе в определенной степени зависят от надлежащего качества сварки.

В настоящее время сварщик находится на переднем крае производства. Он становится наиболее значительной фигурой процесса сварки и может рассматриваться в качестве инженера по выполнению сварных соединений.

Слайд 6. Схематично изобразим процесс дуговой сварки металлическим электродом в среде инертного газа:

- в процессе плавления происходит разжижение основного металла;

- обычно осуществляется предварительное плавление присадочного металла (материала) и введение его в сварочную ванну;

- далее осуществляется затвердевание и охлаждение расплавленного металла до состояния, которое называется "сварной шов".

Чтобы провести описанную выше последовательность действий, например, c металлами и их сплавами, для обеспечения процесса плавления необходимы очень высокие температуры. Тепло, требуемое для достижения температуры плавления, обычно поступает от электрической дуги.

Слайд 7. Уровень мастерства сварщика обычно оценивают путем определения качества сварного шва. Сварщики должны приобретать опыт, как в процессе практического обучения, так и во время работы. Сейчас ученик все усваивает по показу и рассказу инструктора, и обучение должно быть направлено на предотвращение дефектов и контроль их возникновения.

Современные базовые знания позволяют более точно, чем в прошлые века, объяснить назначение действий, выполняемых сварщиками.

Заключительное слово учителя. Профессию сварщика можно получить в профессиональном лицее № 18 нашего города. Я предлагаю вам найти информацию о той профессии, которой вы хотели бы посвятить свою жизнь и представить ее нам на следующем классном часе.