Задачи:
- Воспитывать у детей природоохранное поведение.
- Развивать представления о том, как действия людей вредят природе
- Закрепить знания о нормах поведения в природе.
- Развивать умение рассуждать, делать выводы
- Совершенствовать коммуникативные навыки, умение работать коллективно
- Развивать творческие способности дошкольников.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Дом открыт со всех сторон,
В доме тысяча колонн,
Над колоннами шатры,
Под колоннами ковры,
Тут живут и на коврах,
На колоннах, и в шатрах. (Лес)
Ребята, мы с вами уже знаем, что сохранением зелёного богатства нашей страны занимается очень много людей- экологи, лесоводы, лесники. Но лес нуждается в помощи от каждого человека.
Игра « Рассуждалки» «Что мы можем сделать для леса?»
Нас лес угощает орехами, земляникой, грибами, малиной… А что мы можем сделать для него?
Воспитатель: Интересно собирать грибы, ягоды, орехи. Соберёшь-успокоишься. А лесные загадки ещё интересней отгадывать:
Игровое упражнение «Детки на ветке»
Дети сидят в кругу. Педагог кладёт перед собой несколько еловых, сосновых, кедровых шишек, жёлуди, орехи и др. плоды лесных деревьев. Ребёнок берет 1 предмет и пытается определить с какого он дерева.
Воспитатель: Ребята, есть в нашем лесу два царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что не могут обойтись одно без другого. Они и живут-то на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, вода, воздух. Это царство животных-фауна, и царство растений флора.
А что это за шум?
Сценка «Как зверюшки лес спасали»
Лесная Фея: Лесные зверюшки, скорее сюда!
Звери: (заяц, ёж, лиса, медведь) Что там случилось?
Лесная Фея: Случилась беда!
В лес пришёл мальчишка,
Злой разбойник Гришка!
Он деревья обижает,
Птичьи гнёзда разрушает!
Звери:
Надо Гришку испугать,
С Гришкой в «Эхо» поиграть!
Нужно проучить мальчишку,
Злого хулигана Гришку!
Фея: Слышу: он идёт сюда!
Прячьтесь, звери. Кто куда!
(выходит Гришка, напевая песню)
Гришка:
Я люблю в лесу гулять,
Всех пугать и всё ломать!
Я цветы срываю,
Гнёзда разрушаю!
Вот я смелый какой!
Звери (вторят, словно, эхо): Ой-ой-ой!!!
Гришка: Кто там прячется в кустах?
Звери: Тах! Тах! Тах!
Гришка: На меня наводит страх…
Звери: Ах-ах-ах!
Гришка: Мне не страшно! Я не трус!
Звери: Трус! Трус! Трус!
Гришка: И тебя я не боюсь.
Звери: Юсь! Юсь! Юсь!
Гришка:
Ой-ей-ей!
Ай-яй-яй!
Мама, мама, выручай!
Я больше не буду
Цветочки срывать!
Я больше не буду
Лес обижать! (убегает)
Звери: Ура!
Лесная физкультминутка
Ветер лесные деревья качает
(дети выполняют наклоны вправо, влево с поднятыми руками).
Яркие бабочки всюду порхают
(взмахивают руками, словно крыльями).
Скачут по веткам белка с бельчонком (прыгают).
Ходят по лесу медведь с медвежонком (ходят вперевалочку)
Ест землянику в лесу детвора…
(приседая, дети изображают, как они едят землянику).
Вот и закончилась наша игра.
Воспитатель: Есть в каждом лесу особая поляна- «поляна слёз». Собираются там звери, когда их люди обижают, и рассказывают друг другу о своих бедах и печалях…
Игра «А если бы?...»
- Воспитатель начинает предложение, а дети заканчивают его.
- Если бы дрожащий зайка под кустиком умел говорить, он сказал бы…
- Если бы муравей, на которого вот-вот наступят умел говорить, он сказал бы…
- Если Бы рыбка из грязной лесной речки могла говорить, она сказала бы…
Воспитатель:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если, будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: Человек должен быть в лесу не хозяином, а гостем, приходить сюда с добром и не мешать лесным жителям.
Чтение и обсуждение рассказа В. Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида пошли в лес. После трудной дороги сели на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки закончили обед, недалеко от них запел соловей. Оля и Лида сидели, боялись пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
- Стыдно… перед соловушкой,- ответила тихо Лида.
Соблюдают ли законы природы девочки из рассказа?
Кому стало стыдно перед соловушкой? Почему?
Игра «Экологический светофор» (по принципу игры «Хорошо-плохо»)
У каждого ребёнка в руках 2 кружочка (1 красного цвета, 1 зелёного цвета). Воспитатель показывает картинку с ситуацией из серии «Правила поведения в природе». Дети должны дать оценку содержанию картинки и поднять соответствующую карточку: красный-запрещено, зелёный- разрешается.
Воспитатель: Очень бы хотелось, чтобы мы с вами всегда были для леса - друзьями и помощниками. Можно ходить в лес, притаившись наблюдать за всем, что там происходит и оставлять себе на память необыкновенные лесные фотоснимки.
Коллективное творческое дело – составление коллажа « Лесная фотография».
Заранее воспитатель готовит основу для коллажа (2 листа ватмана, склеены и затонированны). Дети с родителями, предварительно дома, готовят различные картинки, по теме «Лес».