Участники: ведущий (учитель), Букварь, Буратино, Лентяйкин, Литературное чтение.
Оборудование: музыкальные фонограммы из кинофильма “Приключение Буратино”, фонограммы для фона.
Звучит музыка, дети входят в зал.
1. Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
Мы за парты дружно сели
И на доску поглядели.
И открыли тут мы вмиг
18 новых книг.
2. Мы учили букву А
Мы учили букву У
Малыши кричат “Уа!”
Мы в лесу кричим “Ау!”.
3. С буквы А - арбуз и аист,
Мы запомнить постарались.
С буквы У у нас, ребята.
Ухо, удочка, утята.
Все:
Вот чему на первый раз,
Научил нас первый класс!
Учитель: Дорогие, ребята! Совсем недавно. 1 сентября, вы впервые переступили порог школы. Всем первоклассникам была вручена первая книга-букварь. Сегодня мы прощаемся с ней. В жизни вы прочтете много книг. Но эту будите помнить всегда.
(Слово для поздравления предоставляется директору школы)
Звучит музыка вбегает Букварь.
Букварь: Что это вы обо мне говорите? Вы узнали меня, ребята?
1. Я – Букварь. Учу читать.
Меня никак нельзя не узнать.
Меня изучишь хорошо,
И сможешь ты тогда.
Любую книгу прочитать
Без всякого труда.2. А в книгах есть про всё, про всё,
Про реки и моря.
И что у неба нет конца
И круглая Земля.
3. Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз,
Про дождь. И молнии. и гром,
Про свет, тепло и газ.
А сегодня пришёл к вам посмотреть, хорошо ли вы меня изучили, много ли нового узнали?
Учитель: Присоединяйся к нам, дорогой Букварь, ты будешь дорогим гостем.
4. Мне теперь не до игрушек,
Я учусь по букварю.
Соберу свои игрушки
И Сереже подарю.
Деревянную посуду
Я пока дарить не буду.
Заяц нужен мне самой,
Ничего, что он хромой.
А медведь измазан слишком.
Куклу жалко отдавать.
Он отдаст её мальчишкам
Или бросит под кровать.
Паровоз отдать Сереже -
Он плохой, без колеса.
И потом, мне надо тоже
Поиграть хоть полчаса.
Мне вообще не до игрушек,
Я учусь по букварю.
Ноя, кажется, Сереже
Ничего не подарю.
5. Бегал в садике давно ли
Он за мыльным пузырем,
А теперь Андрюша в школе,
Нынче встреча с букварем.
Со стены, где спозаранок
Скачет зайчик золотой
Смотрят ласково из рамок
Ломоносов и Толстой.
Мудрым взором говоря,
Что они когда-то тоже
Начинали с букваря.
6. И директор наш, ребята,
С букварем ходил когда-то.
И учительница ваша
Начинала точно так же.
Машинисты и ткачи,
Трактористы и врачи.
Лесорубы и шахтеры,
Повара и кузницы -
Все ходили в 1-й класс,
Ваша очередь сейчас!
7. Буквы мы узнали, слоги прочитали,
И сложили слоги в целые слова.
После в предложения всем на удивление
Получилось – “Родина моя”.
8. А потом и “мама” (та, что моет раму)
“Дети в мяч играют”, “речка”, “небо”, “лес”
А ещё в программе прочитали сами,
Будет на экране – “Поле из чудес”.
9. Чтобы не канючить, бабушку не мучить,
Почитаю сказки-все наперечет.
Бабушка на кухне варит борщ и кашу,
И блинов конечно вкусных напечёт.
10. Напишу в тетради (не оценки ради)
Буквы алфавита и пример решу.
И сейчас у мамы (той, что моет раму),
Чтоб не отвлекалась помощь не прошу.
11. Я по улице иду и читаю на ходу.
Вывески афиши от земли до крыши.
А на заборе прямо написано “Динамо”.
Болельщик, стыдно это.
Забор – не стенгазета!
12. Навстречу мне рекламы.
Спешат как телеграммы.
Машин поток, людей поток,
Автобус пятый номер…
Вдруг вижу: Саша - молоток!
Написано на доме.
Написано старательно, но думается мне
Писать необязательно об этом на стене.
13. Шумят на улице ветра,
Но тихо в школьном доме.
Здесь пишут на доске слова.
В тетради и в альбоме.
Обязан каждый школьник знать:
О чем писать и где писать.
Раздается стук в дверь и входит Буратино.
Учитель: Здравствуй Буратино!
Буратино: Здравствуйте, здравствуйте!
У: Буратино, ты умеешь читать?
Б: Я хотел научиться читать, но по дороге в школу…
У: Ребята, как вы думаете, что случилось с Буратино?
Б: Да нет, мне повстречался Лентяйкин!
У: А чего это Лентяйкин? Это я! Кто это обо мне вспомнил? Ну и зачем вы тут собрались? Вам не лень? Повалялись бы лучше на диване! Какие то буковки, что в них толку! Одни больше, другие меньше. Ну и что? Да еще придумали гласные и согласные. Какая разница! Вот уж без них можно обойтись!
Б: Нет, Лентяйкин, ты ошибаешься, без гласных нельзя прочесть ни одного слова! Правда, дети?
- А вот ребята знают все буквы, они умеют читать слова и целые предложения. Хочешь убедиться?
Дети поют песню “33 родных сестрицы”.
14. Буквы – значки, как бойцы на парад,
В четком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё – алфавит!
(Стихи о буквах)
У: Видишь, Лентяйкин, как много знают ребята!
Л: Подумаешь, прочитали три слова, и рады! А вот посмотрим отгадают дети мои загадки:
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый, все довольный.
Так приятен он на вкус,
А зовут его…(арбуз).
Пышный хвост торчит с верхушки,
Что за странная зверюшка?
Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это… (белка).
Доскажи словечко.
Повар - повариха,
Портной - портниха,
Купец - ?
Плот - плоты,
Крот - кроты,
Рука - руки,
Мука - ?
Грек – греки.
Узбек - узбеки,
Человек - ?
Л: Ух, ты! Все знают! Молодцы!
Б: А еще наши ребята умеют петь частушки! Давайте послушаем.
Дети исполняют частушки.
Б:
Вы эту книгу полюбили,
Вы в ней все буквы изучили.
И как вам радостно сказать,
Что вы умеете читать!
Л:
Вы букварь прочли до корки,
Вам по чтению пятерки!
Позади нелегкий труд
Слогового чтения:
Вам сегодня выдают
Удостоверения!
В том, что букварь прочли
Главный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Вы прочтете любые книжки!
(Выдача дипломов)
Номер для поздравления.
Б: Спасибо, ребята, мне очень понравился ваш праздник!
Лентяйкин подходит к учителю и что-то шепчет на ухо.
У: Ребята, Лентяйкин просит подарить ему букварь. Подарим?
Б: Для чего он тебе?
Л: Я не буду больше лениться! Я хочу читать, писать, считать, узнавать новое! Не хочу больше лениться!
У: Ну, как. Ребята? Подарим ему букварь?
Б: Вы так хорошо пели, отгадывали загадки. Читали стихи, что Лентяйкину захотелось научиться читать! Но делу время, а потехи час! Нам пора расставаться, но не грустите. С вами будет другая книга! Как онна называется?
Входит Литературное чтение.
15. Здравствуй, Гостья дорогая!
Приходи к нам поскорей!
Расскажи нам про Отчизну,
Про природу, про друзей,
Что живут на всей планете,
Расскажи про все на свете!
Рады мы с тобой дружить,
Будем дружбой дорожить!
Литература: Я хочу стать надежным другом для каждого из вас!
Лентяйкин:
Знаю я: у вас на полке
Много разных книг стоит.
Только в этом мало толку,
Кто не знает алфавит.
Буратино:
Все читают: дяди, тети,
В школе, дома, на работе,
В самолете и в трамвае,
Даже на ходу читают.
Папы, мамы и братишки -
Все читать умеют книжки!
Литература:
Белые листы у книг,
Много черных букв на них.
Для людей они важны,
Знать ребята их должны.
Если будешь буквы знать,
Сможешь книгу прочитать.
И услышишь в тот же час
Увлекательный рассказ!
Книга друг хороший нам,
Прочитай – узнаешь сам!
16. До свиданья, до свидания,
А на следующий год
Букварь читать научит
Тех, кто в 1-й класс придет!
17. Это очень интересно –
От кого река бежит?
Это очень интересно –
Что в трамвае дребезжит?
18. Где ложится ветер спать?
Можно ль молнию поймать?
До чего же интересно
Все на свете узнавать!