Тип урока: Урок комплексного применения и закрепления полученных знаний, умений и навыков.
Вид урока: Урок - общения и систематизации полученных знаний.
Цели урока: Обобщить и систематизировать полученные знания по теме: "Спирты и фенолы".
Задачи урока:
образовательные:
- обеспечить в ходе урока повторение основных терминов и понятий по теме; закрепить знания учащихся о составе, гомологии, изомерии, строении и свойствах спиртов и фенолов;
развивающие:
информационные
- способствовать дальнейшему развитию умений учащихся составлять уравнение реакций, расставлять в них коэффициенты;
- развивать умение работать со схемами, слайдами презентации, компьютером, с лабораторным оборудованием;
интеллектуальные:
- организовать деятельность учащихся по самостоятельному переносу комплекса имеющихся знаний и способов действий в изменённую ситуацию;
- актуализировать личностный смысл учащихся по обобщению данной темы;
- содействовать развитию у школьников умений анализировать, сравнивать, устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами соединений; обобщать, делать выводы;
- развивать творческие способности и познавательный интерес учащихся к химии;
воспитательные:
- развивать внутреннюю мыслительную активность и самостоятельность;
- развивать коммуникативные способности учащихся на уроке при работе в парах, взаимопроверке, самоконтроле;
- воспитывать культуру умственного труда;
- актуализировать личностный смысл учащихся к рассмотрению вопроса о вредном воздействии этанола на организм человека;
- пропаганда здорового образа жизни.
Методы и методические приемы: частично-поисковый, самостоятельная работа, работа с формулами, с информацией на экране и рабочими тетрадями, беседа, химический эксперимент с использованием средств ИКТ, и лабораторного оборудования, самоконтроль.
Организационные формы: групповая, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация по теме: "Спирты и фенолы", СD - ресурсы (виртуальная лаборатория), учебники Габриеляна О.С. Органическая химия 10 кл. - М: Дрофа, 2007, рабочие тетради.
Ход урока
I. Организационный момент. (Мотивация.)
Эпиграф: Если путь твой к познанию мира ведет, -
Как бы ни был он долог и труден - вперёд! [3]
(Слайд1)
II. Постановка цели урока.
Ребята, сегодня мы проводим обобщающий урок по теме "Спирты и фенолы", на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные вами в ходе изучения темы (Слайд 2):
Сформулируйте цели нашего урока.
Итак, сегодня на уроке:
- вы повторите, что такое спирты и фенолы;
- вы выполните тренировочные задания;
- вы узнаете о губительном действии этанола на организм человека;
- вы приятно удивитесь: оказывается, вы уже так много знаете! (Слайд 3)
III. Анализ, закрепление и обобщение знаний учащихся по теме: "Спирты и фенолы".
1.Актуализация знаний по терминам.
Разминка (устно, фронтально).
Поясни значение слов: кислородсодержащие соединения, функциональная группа, гидроксильная группа, гидратация, водородные связи, изомеры, гомологи.
2. Закрепление, обобщение, контроль знаний по теме:
Для более полного понимания, обобщения и закрепления темы "Спирты и фенолы" предлагается ответить на ряд ключевых вопросов (Слайд 4):
Какие вещества называют спиртами?
Учащиеся дают ответы, дополняя друг друга.
После ответа учащихся на вопрос, демонстрируются на слайде презентации верные варианты с определением класса спирты и общей формулы гомологического ряда предельных одноатомных спиртов.
По каким признакам классифицируют спирты?
Учащиеся вспоминают основные признаки, лежащие в основе классификации спиртов, делают соответствующие выводы и дают ответы с места.
На экране демонстрируется слайд с классификацией спиртов.
Какие вещества называют фенолами?
Учащиеся с места пытаются дать определение классу фенолы.
После ответа учащихся демонстрируется на слайде определение класса фенолы, учитель исправляет неточности в ответах учащихся, акцентирует их внимание на строении фенил- радикала.
Что такое гомологи? (Следуют ответы учащихся).
Назовите 3 гомолога
первый ряд: бутанола, второй ряд: гексанола, третий ряд: пентанола
Что такое изомеры?(Следуют ответы учащихся).
Какие виды изомерии характерны для спиртов?
Учащиеся вспоминают основные виды изомерии спиртов. На экране слайд "Виды изомерии" (Слайд № 5)
А теперь в тетрадях дайте название соединения, формула которого есть у вас на карточке и напишите 1 вариант: изомеры углеродного скелета , 2 вариант: изомеры по положению гидроксо-группы для вашего соединения;
Какими химическими свойствами обладают одноатомные спирты?
Ученики с места перечисляют по очереди основные химические свойства одноатомных спиртов:
- Спирты горят;
- Реагируют с активными металлами
- Реагируют с галогенводородами;
- Вступают в реакцию дегидратации при нагревании;
- Вступают в реакцию этерификации;
- Вступают в реакции окисления.
На экране уравнения реакций отражающие химические свойства одноатомных спиртов.
А теперь выполните задание, самостоятельно допишите продукты реакции.(Слайд 6)
На экране слайд с незавершенными реакциями.
Учитель демонстрирует на слайде презентации уравнение реакции спиртов в полном виде, делает соответствующие комментарии.
Учащиеся, сверяясь с правильными уравнениями на доске, самостоятельно в тетрадях исправляют допущенные ошибки.
Назовите характерные качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы?
(Следуют ответы учащихся)
Проведите с помощью реактивов качественную реакцию на многоатомные спирты.
Десятиклассник проводит реакции получения свежеприготовленного Cu(ОН)2 и "Качественную реакцию на многоатомные спирты".
Все остальные ученики вспоминают правила по ТБ по проведению эксперимента. А затем записывают в тетрадях "Качественную реакцию на многоатомные спирты".
Учитель открывает на слайде продукты реакции .
Учащиеся сверяются и самостоятельно в тетрадях исправляют допущенные ошибки.
Внимание на экран (фрагмент опыта №5 Качественная реакция на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl3 (виртуальная лаборатория)).
Демонстрирует на доске слайд "Качественная реакция на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl3". Затем на экране открывается уравнение качественной реакции на фенол, учитель делает соответствующие комментарии. Ученики в тетрадях записывают уравнение качественной реакции на фенолы с хлоридом железа (III) FeCl3.
IV. Сообщения учащихся о губительном действии спиртов на организм человека.
Ребята, изучая физические свойства спиртов, мы затрагивали вопрос их токсичности.
При попадании в организм 1-2 чайных ложек метанола поражается зрительный нерв, что приводит к полной слепоте, а употребление 30-100 мл приводит к смертельному исходу.
А каково воздействие на организм человека этанола, который используется для приготовления алкогольных напитков?
Сообщение учащегося (презентация .Влияние этанола на организм человека).
Прослушав выступления, мы все сделали собственные выводы.
А сейчас я прошу вас закончить мою фразу:
Поздоровавшись с водкой, попрощайся :.с умом.
Когда появляется вино, удаляется:. мудрость.
Хмель шумит, ум :.молчит.
Вино ремеслу - не :..товарищ.
Услышанное на уроке надо мотать :.на ус.
V. Рефлексия.
Сядьте удобней, закройте глаза. Расслабьтесь и обдумайте все, что происходило на уроке (в это время звучит тихая музыка).
Я предлагаю вам выполнить рефлексивный тест, который не нужно подписывать.
В случае согласия с утверждением вы ставите знак "+" напротив него.
Рефлексивный тест. (Приложение №2)
А теперь поднимите руки те, кто поставил пять плюсов, четыре плюса, три.
Эти оценки вы поставили мне. Если когда - нибудь школьники смогут сказать обо мне словами учеников Д.И.Менделеева, что учитель "доброе в них семя полагал, а не простую отбывал повинность, то это будет для меня высшей наградой".
VI. Домашнее задание
Стараюсь, чтобы в учебной деятельности наблюдалась направленность от репродуктивных к творческим видам заданий, от контроля - к самоконтролю, от оценки учителя - к самооценке ученика. Через решение задач определяю, умеет ли учащийся использовать свои знания и насколько успешно он это делает.
Индивидуальная дифференцированная карточка (выполнение заданий этой карточки будет служить и подготовкой к ЕГЭ)
Спирты (Приложение №3)
Оценка "5"-11-10 заданий, "4"-9-8 заданий, "3"-6 и меньше.
Творческие задания (можно выполнить в паре или группой):
Подготовить 10-15 вопросов к игре "Да- нет" (по желанию);
Составить кроссворд "Спирты и фенолы" (Приложение №4) (по желанию);
подготовить плакаты на тему "Я веду здоровый образ жизни" (по желанию).
VII. Подведение итогов урока, выставление оценок.
VII.Литература.
- Махмутов М. И. Проблемное обучение: основные вопросы теории. М.: Просвещение, 1975.
- Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. М., Просвещение, 1987.
- Спиркин А.Г.В мире мудрых мыслей. М., Госполитиздат , 1961.
Приложение № 1
Однажды ученики древнегреческого философа Зенона обратились к нему с вопросом: " Учитель, ты, обладающий знаниями во много раз большими, чем мы, всегда сомневаешься в правильности ответов на вопросы, которые нам кажутся очевидными и ясными. Почему? " Начертив посохом на песке два круга, большой и малый, Зенон ответил: " Площадь большого круга - это познанное мною, а площадь малого круга - познанное вами. Как видите, знаний у меня действительно больше, чем у вас. Но всё вне этих кругов - это непознанное, ни мною, ни вами. Согласитесь, что длина большой окружности больше длины малой, а следовательно, граница моих знаний с непознанным больше, чем у вас. Вот почему у меня больше сомнений ".
Так что, чем шире и глубже изучаем мы предмет, тем больше у нас сомнений, больше возникает вопросов.
На сегодняшнем занятии мы постараемся ответить на все вопросы, которые будут стоять перед нами.
Приложение № 2
Рефлексивный тест.
С помощью знаков - и + оцените каждое суждение.
1. Я прояснил (а ) сегодня много новенького для себя .
2. Мне это пригодится в жизни.
3. На все возникшие вопросы я получил (а ) ответ.
4. Мне понравилось наше занятие.
5. Мне было интересно сегодня работать на уроке.
Приложение№3
Индивидуальная дифференцированная карточка (выполнение заданий этой карточки будет служить и подготовкой к ЕГЭ)
Спирты
ЧАСТЬ А. Тестовые задания с выбором ответа
1 (3 балла). Общая формула одноатомных спиртов:
A. R-СНО.
Б. R-ОН.
В. R-О- R1
Г. R-СООН.
2 (3 балла). Трехатомным спиртом является:
А. Этанол.
Б. Этиленгликоль.
В. Глицерин.
Г. Метанол.
3 (3 балла). Название вещества, формула которого
СН3-СН -СН2-СН3
|
ОН
А. Бутанол-1.
Б. Пропанол-2.
В. Бутаналь.
Г. Бутанол-2.
4 (3 балла). Вид изомерии, характерный для предельных одноатомных спиртов:
A. Изомерия положения кратной связи.
Б. Пространственная изомерия.
B. Изомерия положения функциональной группы.
Г. Все ответы верны.
5 (3 балла). Вещество, которое не вступает в реакцию с этиловым спиртом:
А. Калий.
Б. Кислород.
В. Оксид меди (II).
Г. Гидроксид натрия.
6 (3 балла). Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:
А. Оксид меди (II).
Б. Бромная вода.
В. Гидроксид меди (II).
Г. Гидроксид натрия.
7 (3 балла). Среди предельных одноатомных спиртов самым ядовитым является:
А. Этиловый.
Б. Метиловый.
В. Пропиловый.
Г. Бутиловый.
ЧАСТЬ Б. Задания со свободным ответом
8 (8 баллов). Составьте уравнения реакций по схеме:
этан -> этен > этанол > этилат натрия.
9.(2 балла). Вещество, применяемое как пищевая добавка:
А. Глицерин. В. Метанол.
Б. Этиленгликоль.
10. Дайте определение понятия "реакция дегидратации".
Оценка "5"-9-10 заданий, "4"-7-8 заданий, "3"-5 и меньше.