Психологический тренинг "Знание и понимание себя дают возможность управлять собой"

Разделы: Школьная психологическая служба


Цель: Познание своей личности через сенсорный опыт. Умение принимать себя, используя репрезентативные системы.

Необходимые принадлежности: цветные карандаши или краски, листы бумаги.

Методическое описание проективной методики психосинтеза «Я сам в свободной манере»

Бессознательное по определению представляет ту нашу часть, которая недоступна непосредственному осознанию. Мы можем узнать, что здесь происходит только благодаря случайным проявлениям, вроде оговорок, или с помощью специальных методик, предназначенных для обхода цензуры сознания: анализа сновидений, образов воображения, движения тела, свободных ассоциаций и т.п. К этому можно добавить и свободный рисунок как, пожалуй, самый легкий и практичный метод. Рисунок “Я сам” в свободной манере: в цветовой гамме или в ассоциативный образах. В рисунке мы изображаем всё, что приходит нам в голову, не обращая внимания на то, что и как мы рисуем.

Результатом может быть следующее: рисунок наделяет зримыми внешними образами сковывающую нас изнутри психическую энергию и ослабляет тем самым ее контроль. В образах на рисунке мы можем получить лучшее представление о своих внутренних мирах. Обитающие здесь бессознательные силы влияют на наше поведение независимо от того, знаем мы о них или нет. Закончив рисунок, следует «погрузиться» в нарисованные образы, стимулы. Рассматривая рисунок, подросток испытывает определённые кинестетические реакции. На данном этапе важна роль ведущего. Следует учитывать эмоциональную вовлеченность, степень принятия своего внутреннего я, гиперкритическую самооценку, то есть все, что может вызвать сильную негативную реакцию ощущений, которую необходимо «смягчить», и направить в позитивный интуитивный анализ.

В основном через ощущения происходит осознание положительных или отрицательных сигналов, что «чего – то не хватает» или « что – то не то». За этим приходит точное знание. Прочувствование изображений, которые возникают в ходе работы или после погружения в нарисованное позволяют определить дальнейшие действия и установки.

Вторая часть работы. Второй рисунок, “Каким я хочу быть”.

Эта часть проходит с интуитивным пониманием того, что хочется иметь в образах или цветовой гамме. Понимание ведет к освобождению от контроля бессознательных энергий, слепо и автоматично управляющих нами.

Подготовка. На предыдущем уроке дети предупреждены о том, что будут рисовать. Необычность задания вызывает интерес. Поэтому урок начинается с проверки принадлежностей и со слов учителя: “А теперь сядем поудобнее…”

Этапы тренинга: 1. Для психотерапевтического эффекта желательно проводить тренинг с использованием легкого транса. Возможно, применять метод Эриксона, так как он более «безобидный», полностью сохраняет контроль сознания и дает достаточное погружение в предмет осознания.

Как только наступает состояние транса, сообщается тема рисунка и правила-рекомендации:

  1. возьмите цветные карандаши, кисточки или фломастеры и положите лист бумаги перед собой. Прежде чем приступить к рисунку, позвольте себе на несколько секунд расслабиться и успокоиться.
  2. Теперь пусть рука начнет рисовать. С умеренным любопытством следите за тем, что появляется на бумаге.
  3. Позвольте руке рисовать всё, что ей заблагорассудится, абсолютное и конкретное. Качество рисунка значения не имеет. Пусть рука движется, как хочет – плавно и отрывисто, быстро и медленно и т.д.

ДОЛГАЯ ПАУЗА

  1. когда Вы почувствуете, что закончили свой рисунок, посмотрите и почувствуйте действительно ли он закончен, или же ему чего-то недостает. Если да, то добавьте всё, что хочется,
  2. и если Вы решили, что теперь всё что нужно Вы нарисовали, посмотрите на него, какие чувства он вызывает у Вас. Если бы вы могли его услышать, то что бы вы услышали?

Второй этап

При условном погружении в рисунок, ведущий внимательно наблюдает за аудиторией отмечая по невербальным реакциям учащихся те реакции, которые отмечены в методическом описании. Эти наблюдения устанавливают время перехода к следующему рисунку, «Каким бы я хотел быть». Нельзя растягивать время, но не стоит спешить. Как правило, дети этот рисунок выполняют уверенно. Внутреннее знание дает возможность «исправить» ощущения первого рисунка. Включаются ресурсы «Я - идеального»

Установка: возьмите второй лист бумаги и нарисуйте “Каким бы я хотел быть”. У Вас есть возможность сделать что-то лучше, что-то исправить, а может быть что-то добавить.

Когда оба рисунка готовы, ребята изучают желаемый рисунок. Учитель: “Что бы Вы хотели сделать со своими рисунками?”

Рассматриваются оба рисунка. Ведущий предлагает манипулирование по положениям рисунков и подводит к положению, когда второй рисунок накладывается на первый. Ощущения приобретают легкость, спокойствие, умиротворение, которые прошли внутренний ранжир, и действие последовательно выстраиваются к положительному результату. При относительно «долгом» поиске позиций можно предложить дорисовать рисунок или подсказать решения, но внимательно следить за невербальными реакциями

Учитель просит сохранить эти рисунки или доверить хранить учителю: ”Сделайте, так как Вам хочется…” Нужно подвести учащихся к тому, чтобы рисунки остались у учителя. Тем самым он сохраняет экологическую чистоту ощущений участников тренинга.

Результатами могут быть:

    1. решение важной проблемы
    2. пути решения важной проблемы.
    3. изменение отношения к проблеме.
    4. статусная оценка собственной личности.
    5. личностный анализ.
    6. самосознание личностного роста.
    7. принятие своего я.
    8. в лучшем случае решаются проблемы идентификации.

На тренинге осознание происходит через ощущения положительных или отрицательных сигналов. Завершением тренинга обязательно должно быть закрепление положительных эмоций. Осознание бессознательных процессов результатов тренинга приходит в течение времени от 2 – 3 недель до 6 – 7 месяцев.

Проверка результатов возможна в индивидуальных консультациях либо в групповом занятии личностного роста.

Прилагаю несколько рисунков.

Девочка творческая не стандартное мышление. Приезжала в лицей из района, в который устроилась сама. Семья многодетная … девочка самостоятельная … много трудностей. Второй рисунок не захотела рисовать. «В жизни должны быть трудности…»

 

Проблема одиночества и признания. Реакции были сильные: кололо сердце, ощущение страха. После второго рисунка ощущения счастья и спокойствие. Девочка эмоционально вовлекаемая. В тренинге находилась под особым наблюдением. Через месяц улучшились отношения с друзьями и с бабушкой, которая была её опекуном.

 

Мальчик к работе отнесся скептически. Когда нарисовал первый рисунок, удивился: «Интересно!». Потом после второго стал серьезным, долго изучал свои рисунки. Проблема очень личностная.

 
Проблема творческого личностного роста.

 
Проблемы зрелости.