За 10 лет работы в школе, я убедилась, что без повторения нет учения. Мало хорошо объяснить учащимся материал, важно, чтобы он закрепился в их ушах. Однако осуществлять повторение нужно не только на зачетах в конце темы, но и ежеурочно. Для экономии времени следует использовать и нетрадиционные формы. Именно ежедневные повторения закрепляют знания учащихся и организовывать их нужно разными методами, не жалея на это ни сил. Ни времени, ни творческой фантазии. Хочу рассказать о некоторых своих приемах повторения, которые я использую ежедневно.
“Домино”
“Косточки” для игры изготавливают сами ребята из подручного материала. Причем есть комплекты для фронтальной игры и для индивидуальной работы. “Косточки” для фронтальной игры крупнее и имеют приспособления для фиксации на доске (магниты). Содержание этого комплекта выглядит проще и зачастую предусматривает повторение изученных формул по одной или нескольким темам. Например,
“Косточки” для индивидуальной игры имеют чаще всего практическое содержание, требующее более внимательного и длительного обдумывания. Например,
a |
Учащиеся так полюбили эту игру, что прибегают в кабинет поиграть на перемене, а я удовлетворенно пожинаю плоды.
“Математическая гармошка”
“Гармошкой ” мы с ребятами называем обычную тетрадку-раскладушку, которые дети мастерят сами по моей просьбе. Такая гармошка должна быть у каждого ученика.
В ней каждая полоса посвящается какой-либо одной теме. Например, на одной полосе записывается единицы измерения, на другой – формулы приведения, на третьей формулы для вычисления периметра и площади прямоугольника и т. д. на первой полосе можно написать присказку:
Гармошечка – раскладушечка,
Помоги решить задачку,
Моя душечка.
В середине урока, когда ребята уже немного устали, я предлагаю им поиграть на гармошке. Задаю различные вопросы типа: “Как найти объем куба? Чему равна площадь Равностороннего треугольника? Как проще сосчитать значение выражения
”Кто материал лучше знает, тот и на гармошке лучше играет.
Рисунок 1
“Дерево познания”
Наше шутливое “дерево” мы делаем следующим образом: от пластмассовой бутылки отрезаем от горлышка часть и мастерим что-то вроде волана с юбочкой и к нему скотчем прикрепляем бумажкой ярлычок, на одной стороне которого написан вопрос, а на другой ответ. Воланы надеваем на ось и закрепляем. По мере изучения тем и накопления вопросов наше дерево становится все выше и пушистее. Во время урока я могу попросить любого ученика подойти к “Дереву познания” и ответить на вопросы, которые написаны на его листьях. Если ученик затрудняется ответить на вопрос, то я не тратя времени на объяснения, просто позволяю перевернуть листок и прочитать ответ. Однако оценка ученика в этом случае оказывается не высокой.
“Прыжки лягушки”
Эту игру удобно применять при повторении решения уравнений. Ребята с трудом усваивают основной прием решения, состоящий в перенесении слагаемых из одной части уравнения в другую. Помочь в этом может предлагаемая игра. На магнитной доске крупно изображены два пруда. В прудах должны сидеть лягушки. Их вырезаем из бумаги, приклеиваем на карточки с магнитом. На лягушке записываем числа и буквы. См. рис 3. Задание: “Записать уравнение по данной схеме и решить его”
Учащиеся записываю:
Я поясняю, что лягушки с переменными окрашены в один цвет, а лягушки числа – в другой. Всех лягушек одного цвета надо собрать в одном пруду, а другого цвета – в другом. Причем, когда лягушка совершает прыжок в другой пруд, знак нужно поменять.