Цели:
- Объединение творческих усилий преподавателей и учащихся в целях совершенствования учебно-воспитательной работы в Детской школе искусств.
- Активизация научно – исследовательской и исполнительской деятельности преподавателей и учащихся ДШИ по теме «Техническое развитие учащихся музыкального отделения ДШИ».
Задачи:
- Знакомство с формированием и развитием жанра этюда в историческом контексте, на примере развития струнных и клавишных музыкальных инструментов и приемов игры на этих инструментах.
- Знакомство с композиторами – авторами известных европейских исполнительских школ.
- Повышение интереса к совершенствованию техники через научно-исследовательскую и концертно-исполнительскую деятельность.
- Обозначение важности развития исполнительской техники как одного из направлений учебного процесса путем включения учащихся в общешкольные мероприятия. Создание условий для концертного исполнения этюдов.
Рассказ ведущего иллюстрирован видеоматериалами: стендами с информацией о композиторах и исполнителях-виртуозах, плакатами с изображением старинных и современных клавишных и струнно-смычковых инструментов; видеозаписями телевизионного цикла «В гостях у Фафали» (программы о старинных струнных и клавишных инструментах).
В оформлении вечера присутствует элемент театрализации: роль господина Энциклопедического Словаря исполнил ученик школы искусств. В концертном номере оркестра участвует костюмированная группа исполнителей на шуточных ударных инструментах.
В качестве музыкальных иллюстраций прозвучала музыка в исполнении учащихся и преподавателей Детской школы искусств г.Светлого, а также аудиозаписи.
Показаны два этюда в характере русского народного танца в исполнении учащихся отделения хореографии.
Сценарий
Этюд №1. Вступление.
«Этюды об этюдах»… Немного странное название, не правда ли? В нем кроется тайна … Для того, чтобы раскрыть эту тайну, мы совершим путешествие по четырем векам – с XVII по XX, а помогут нам в этом путешествии сами этюды. Вы сегодня услышите много незнакомых слов, значение которых поможет объяснить господин Энциклопедический словарь. Он ответит на все ваши вопросы.
Итак, слово «этюд». Оно часто будет звучать сегодня, поэтому обратимся к Господину Энциклопедическому Словарю.
Словарь: Слово «этюд» в переводе с французского языка - «учение, изучение». В музыке так называют пьесы, основанные на определенном приеме исполнения и предназначенные для развития технического мастерства исполнителя.
Этюды художника – это зарисовки с натуры и работа над определенными частями картины.
Наш музыкальный вечер - это несколько этюдов, каждый из которых будет частью картины. Эту картину, рассказывающую о развитии музыкального исполнительства, мы с вами создадим вместе.
За сценой пианист играет гаммы – это музыкальный фон.
Слышите, кто-то заиграл гаммы. Это хорошее упражнение для развития беглости и ловкости пальцев. Все ученики музыкальной школы обязательно играют гаммы. Но все делают это по-разному. Может быть, кто-то узнает себя в песне, которая сейчас прозвучит.
Музыкальная иллюстрация: Песня «Гаммы».
Любите ли вы играть гаммы? Нет? А как вы думаете, можно ли любить или не любить то, чего не умеешь или не знаешь? Конечно, нет. Помните, что нам сказал Энциклопедический словарь? Учение, изучение по-французски – этюд.
Значит, прежде чем полюбить, надо знать. И если в конце вечера кто-то из вас скажет, что так и не полюбил этюды – не беда, так быстро ничего не случается. Зато каждый сегодня откроет в музыке что-то новое, интересное, до сих пор не известное.
Этюды № 2 и № 3 расскажут о том, что было, когда не было этюдов.
Этюд №2. «Превращение Золушки».
В те далекие времена, когда не было этюдов, скрипка тоже была совсем другая, не такая, как сейчас. Она была народным инструментом, а звучали скрипки на ярмарках и народных праздниках.
И названия у скрипок были разные, у каждого народа свои: скрипица, скрипель, фидель, ребек, жига, окорок, смычковая лира, гудок.
Да и голоса тех скрипок отличались от тембра современных. Впрочем, давайте лучше посмотрим и послушаем.
Видеоиллюстрация: старинные скрипки фидель, ребек, гудок.
Вы, конечно, понимаете, почему звучали эти инструменты только на народных праздниках. В богатые дома и дворцы их не допускали, считая простолюдинками, «золушками». В домах богатых горожан звучали виолы – королевы XVI и XVII веков. Звук у виол был мягкий, певучий, негромкий, он считался благородным и аристократическим.
Видеоиллюстрация: Виола
Не сразу виола уступила скрипке свое место. Между сторонниками скрипки и виолы велась ожесточенная борьба. Во Франции даже был написан трактат « В защиту басовой виолы от посягательств скрипки». И все же в XVIII веке скрипка победила виолу. Она оказалась способной исполнять быструю, яркую, виртуозную музыку. Оказалось, что скрипка умеет петь – тепло, задушевно, вибрируя, как голос человека.
Началось бурное развитие скрипичной музыки. Италия была страной, где знаменитые мастера Амати, Гварнери, Страдивари изготавливали лучшие в мире скрипки. Совершенствовались приёмы игры на инструменте, рождались великие музыканты и великая музыка. Вот что написано о них в Энциклопедическом словаре.
Словарь:
Джузеппе Торелли ( ок.1650-1708) – скрипач, композитор. Создал жанр кончерто гроссо.
Арканджело Корелли (1653-1713) – скрипач, композитор, педагог, дирижер. Основоположник итальянской скрипичной школы.
Антонио Вивальди (ок.1678-1741) – композитор, скрипач, педагог. Создал жанр концерта для скрипки с оркестром. Его цикл из 4 концертов «Времена года» (для скрипки соло, струнного квинтета, органа и клавира) – ранний образец программной симфонической музыки.
Музыкальная иллюстрация: Антонио Вивальди. Фрагмент концерта «Весна» из цикла «Времена года».
В XVIII веке – музыканты были и композиторами, и педагогами. Для своих учеников они сами сочиняли упражнения и учебные пьесы. Это были не этюды, а сонаты, концерты, вариации, на которых ученики осваивали разнообразные технические приемы.
Выдающимся педагогом XVIII века был Джузеппе Тартини. Он обобщил и развил приемы игры на скрипке, которые сложились в музыке Корелли и Вивальди.
Словарь:
Джузеппе Тартини (1692-1770) – скрипач, композитор, педагог, теоретик.Развил и обогатил приемы скрипичного исполнительства. Утвердил 3-частную форму ранней классической
скрипичной сонаты, расширил форму скрипичного концерта. Написал 125 концертов. 80 сонат для скрипки.
«В произведениях Тартини можно найти основные разновидности скрипичной техники, достаточно сложной и для современного исполнителя. Восхищает его совершенно исключительное знание инструмента и безграничная фантазия в использовании технических и выразительных возможностей скрипки. Творческие искания привели славного скрипача-композитора к утверждению исполнительских принципов и приемов, которые стали классическими» - писал Давид Ойстрах.
Одним из самых известных сочинений Тартини является соната для скрипки «Дьявольская трель», названная так за «дьявольски» сложные трели в одной из частей.
Музыкальная иллюстрация: фрагмент сонаты Тартини «Дьявольская трель» (аудиозапись)
Свои педагогические принципы Тартини изложил в «Письме к ученице». Это «Письмо» стало руководством для многих поколений скрипачей.
Своим ученикам Тартини не раз говорил: «Чтобы хорошо играть, надо хорошо петь». Это относилось и к кантилене, и к техническим пассажам, которые Тартини желал услышать не только хорошо сыгранными, но и хорошо «пропетыми».
Музыка Тартини и его педагогические труды способствовали расцвету скрипичного исполнительства в XVIII и XIX веках и не устарели для скрипачей нашего времени.
Этюд №3 «О гвоздях и молотках». В нем рассказывается о клавишных инструментах.
«Гвозди и молоток в рассказе о музыке?» - спросите вы. Да, это еще одна неожиданность нашего вечера. Загадка, разгадка которой таится в далеком прошлом.
Клавикорд называли «серебристым», «сладкозвучным», «утешением в страданиях и другом, участвующим в веселье». Это был удивительный инструмент с мягким, нежным звуком, легкий и удобный. Его можно было держать на коленях, ставить на стол. Легкого прикосновения к клавише было достаточно, чтобы извлечь звук.
Словарь: Слово «клави» - латинского происхождения и имеет два значения: «ключ» и в то же время «гвоздь». «Корда» - струна.
Когда на клавишу нажимали, она касалась струны гвоздем. Клавикорд в мягкости звучания, особенно при передаче настроений печали, задумчивости не имел себе соперников на протяжении трех веков. Но звук его был таким тихим, что почти не был слышен в больших помещениях.
В это же время существовал более звучный инструмент – младший брат клавикорда – клавесин.
В Италии его называли чембало, в Германии – флюгель, в Англии – верджинал, а во Франции – клавесин. Клавесин царил в гостиных богатых вельмож, в королевских дворцах. Роскошным был внешний вид инструмента – искусная роспись, украшения резные и из слоновой кости. И по форме клавесины были разными: изящные спинеты (не больше шкатулки) и высокие, похожие на жирафов клавиарфы.
Видеоиллюстрация: Спинет, клавесин.
Много замечательной музыки было написано для этого инструмента. Кто же были эти композиторы? Во Франции - это Франсуа Куперен, Луи-Клод Дакен, Жан Филипп Рамо; в Германии – Иоганн Себастьян Бах; в Австрии – Вольфганг Амадей Моцарт; в Италии – Доменико Скарлатти.
Все они были блестящими клавесинистами и в то же время сочиняли музыку, которая была отличным учебным материалом. Вы ведь помните, что этюдов в то время не было.
Иоганн Себастьян Бах. Великий немецкий музыкант был не только гениальным композитором и выдающимся исполнителем – органистом и клавесинистом, но и замечательным педагогом. По традиции тех лет все педагоги сами сочиняли для своих учеников упражнения и пьесы. Много музыки написал Бах для своих учеников, среди которых самыми любимыми были его сыновья и жена Анна Магдалена. Он писал маленькие прелюдии, инвенции, другие пьесы специально для детей. Эту музыку и в наше время исполняют юные музыканты, и нет музыки лучше для развития полифонического слуха и приобретения технического мастерства.
Бах разработал новые для того времени приёмы игры на клавесине: подкладывание первого пальца, ввел в игру первый палец, почти не пользовался перекрещиванием пальцев, активно использовал пятый палец. Эти новые приёмы способствовали певучести и мелодичности звучания. Для обучения этим приемам и были написаны 15 двухголосных инвенций и 15 трехголосных симфоний. Через века слышим мы голос Баха, который музыку свою сочинил «Для пользы и употребления жадного до учения музыкального юношества, как и для особого времяпрепровождения тех, кто уже преуспел в этом учении».
Музыкальная иллюстрация: И.С.Бах Двухголосная инвенция ре минор
Для обучения игре на клавесине итальянский композитор Доменико Скарлатти писал небольшие по размерам, но необыкновенно яркие и разнообразные клавирные сонаты. Сколько в каждой из них (а сонат у Скарлатти свыше 500!) композиторской изобретательности, фантазии!
«Если природа,- говорил Скарлатти,- дала нам 10 пальцев и инструмент может обеспечить всех работой, то почему бы их не использовать?» И композитор раскрывает в своих сонатах невиданные до тех пор технические и художественные возможности клавесина.
Сам композитор очень скромно оценивал художественные достоинства своих сонат, называя их просто «Упражнениями для чембало».
«Не жди – будь ты любитель или профессионал – в этих произведениях глубокого плана, бери их как забаву, дабы приучить себя к технике клавесина. Не соображения выгоды, не честолюбивые замыслы, но стремление помочь тебе побудило меня к опубликованию этих пьес …Будь же снисходительным и менее строгим в критике. От этого лишь возрастет должное наслаждение… Будь счастлив» - писал Скарлатти в предисловии к «Упражнениям».
Автор этих строк не мог предполагать, что «Упражнения для чембало» надолго переживут клавесин – незатейливые на первый взгляд пьесы для клавесина обрели свою вторую жизнь в исполнении на фортепиано. Новатор в области клавирной техники, Скарлатти применил в своих экзерсисах многие исполнительские приемы: репетиции, глиссандо, перекрещивание рук, которые получили развитие в 19 веке.
Словарь: Репетиция (в переводе с латинского – повторение) – исполнительский приём игры на клавишных инструментах. Представляет собой быстрое повторение одного и того же звука. В 1821 году была изобретена конструкция фортепианной механики, дающая возможность более быстрого повторения звука.
Глиссандо (от французского «глиссер» - скользить) – исполнительский прием при игре на музыкальных инструментах и пении. Заключается в скольжении пальца по струне скрипки, скольжении одного или нескольких пальцев по белым клавишам фортепиано.
Музыкальная иллюстрация: Д.Скарлатти Соната си минор.
Звук клавесина был довольно громким, звонким, но громкость звучания была одинакова и не зависела от силы нажатия клавиши. Это было главным недостатком клавесина. Над преодолением этого недостатка работали многие мастера, но они стремились лишь улучшить конструкцию клавесина, а это не давало ожидаемого результата. Преодолеть главный недостаток клавесина было суждено другому инструменту. Вот как это произошло.
В Италии, во Флоренции жил тонкий знаток искусства принц Фердинандо ди Медичи. Его коллекция клавесинов была известна не только в Италии.
Хранитель этой коллекции Бартоломео Кристофори однажды, а точнее – в 1709 году приготовил принцу сюрприз – новый музыкальный инструмент, который назвал «пианофорте». В этом инструменте были использованы молоточки, обтянутые кожей. Они ударяли по струне, и она звучала.
«Этот выскочка никогда не сумеет вытеснить величественного клавесина» - такой приговор вынесли новому инструменту.
Но мастера уже начали усовершенствовать пианофорте. Молоточки вместо кожи обтянули войлоком, и инструмент зазвучал по-новому: звук стал мягче, инструмент запел. Он чутко реагировал на силу нажатия клавиши, можно было постепенно увеличивать или уменьшать громкость звучания музыки. Название тоже со временем изменилось – сейчас мы называем этот инструмент фортепиано.
Появились новые приемы игры, новая аппликатура, наконец, новый исполнительский стиль. Началась новая эра, где царил рояль, что значит «королевский».
Музыкальная иллюстрация: К.Черни Этюд (ор.299)
Этюд №4. «Этюд – учитель».
С появлением новых инструментов – скрипки и рояля – началось бурное развитие исполнительства. Но путь к вершинам исполнительского мастерства долгий и трудный. Он начинается в детстве с небольших упражнений и легких пьес. Постепенно, шаг за шагом, растет мастерство, а овладевать исполнительской техникой помогают этюды. И снова прозвучало слово, казалось бы, не имеющее отношения к музыке, потому что в жизни мы называем техникой машины, приборы и приспособления, которые помогают нам, облегчают жизнь. Придется нам снова обратиться к словарю, чтобы узнать значение слова «техника» в музыке.
Словарь: Техника исполнительская – владение различными приемами игры на музыкальных инструментах.
Видите, в музыке хорошая техника музыканта облегчает его труд, помогает исполнить сложные музыкальные произведения.
Скрипичная техника очень разнообразна: пассажи, арпеджио, аккорды, трели… А есть еще не менее сложная техника правой руки, то есть техника ведения смычка, разнообразные штрихи. На каждый вид техники есть этюды, которые учат, развивают ловкость, беглость пальцев. Конечно, они это делают не сами по себе, а под руководством педагога и при активном участии самих учеников.
Музыкальные иллюстрации: Этюды в исполнении учащихся-скрипачей.
Фортепианная техника не менее разнообразна: гаммы, арпеджио, аккорды, октавы, терции, хроматизмы. Все это можно найти в учебных этюдах композиторов XIX века Анри Лемуана, Иоганна Гуммеля, Карла Альберта Лешгорна, Иоганна Крамера, Муцио Клементи и, конечно, Карла Черни.
Музыкальные иллюстрации: Этюды в исполнении учащихся-пианистов.
В искусстве пения упражнения для развития вокальной техники называют вокализами. Но это слово имеет и другие значения. Об этом нам поведает словарь.
Словарь: Вокализ – упражнение для развития певческих навыков или вокальное произведение, исполняемое без слов на гласные звуки. Иногда вокализами называют инструментальные пьесы распевного характера.
Музыкальная иллюстрация: Карл Абт. Вокализ.
В хореографическом искусстве этюдам уделяется большое внимание, ведь они – неотъемлемая часть постановочной работы. Они нужны для развития памяти, фантазии, пластики тела. Через постановку этюдов нарабатываются навыки ансамблевого исполнения, технического и актерского мастерства. Работа эта ведется от простого к сложному – от простых физических упражнений до построения небольших танцевальных композиций.
Иллюстрации: 2 хореографических этюда в характере русского народного танца.
Этюд №5. «Век виртуозов».
Жанр этюда возник в XIX веке. Его возникновение напрямую связано с появлением более совершенных инструментов, обладающих огромными выразительными и техническими возможностями.
Развитие жанра связано прежде всего с расцветом в начале XIX века виртуозного исполнительства на фортепиано и скрипке. Хорошо известны этюды для фортепиано И.Б.Крамера, М.Клементи, М.Шимановской, И.Мошелеса, К.Черни - они заняли достойное место в фортепианной музыке. Позднее появляются этюды для скрипки Р.Крейцера, П.Роде. Этюды этих композиторов в основном учебные, ставящие целью развитие блестящего виртуозного стиля исполнения, характерного для начала XIX века.
Музыкальная иллюстрация: Карл Черни. Этюд № 49 ор. 740
Эпоха романтизма вошла в историю музыки как эпоха «порыва и мечты», бури и созерцания, погружения во внутренний мир человека и в мир фантастики. Эти новые образы были воплощены новыми средствами. Особенно любимым становится жанр миниатюры – прелюдии, ноктюрны, баллады, экспромты. Новое значение обретает и жанр этюда.
У композиторов-романтиков Никколо Паганини, Ференца Листа, Фридерика Шопена, Роберта Шумана, Феликса Мендельсона и других этюд становится яркой концертной пьесой. Технические трудности становятся выразительным средством, раскрывающим образное содержание произведения.
Для исполнения таких этюдов надо обладать высоким техническим мастерством, и то же время они способствуют развитию такого мастерства.
Музыкальные иллюстрации: Клод Дебюсси. Doctor Gradus ad Parnassum
Ф.Шопен. Этюд f-moll
В дальнейшем в творчестве русских композиторов А.К.Лядова, А.С.Аренского, С.В.Рахманинова, А.Н.Скрябина этюды продолжают традицию западно-европейских композиторов: они развивают определённый технический навык и в то же время являются яркими концертными пьесами.
Музыкальная иллюстрация: А.С.Аренский. Этюд.
Этюд № 6. Кода.
Словарь: Слово «кода» в переводе с итальянского – хвост. В музыкальном произведении кодой называют заключительную часть.
Наш вечер подходит к концу. Все этюды выстроились по порядку, каждый занял свое место в этом необыкновенном этюдном вечере. Осталось сыграть последний аккорд, и будет готова картина, которую мы с вами создавали вместе.
Великий немецкий композитор Роберт Шуман писал в «Жизненных правилах для музыкантов»:
«Не бойся слов теория, гармония, полифония и тому подобных. Относись к ним дружески, и они тебе улыбнутся». Мы можем сказать подобно Шуману: «Не бойтесь упражнений, гамм и этюдов, полюбите их, и они вам непременно улыбнутся». В коде нашего вечера прозвучит музыкальная шутка – та самая улыбка, которую Вам дарят наши музыканты. Итак, шуточный
«Этюд для фортепиано с оркестром» завершает наш музыкальный вечер.
Использованная литература:
- Великие музыканты Западной Европы. Сост. Григорович В.Б. - М.: Просвещение, 1982.
- Гинзбург Л.С. Джузеппе Тартини. - М.: Музыка, 1969.
- Зильберквит М.А. Мир музыки. - М.: Детская литература, 1988.
- Зильберквит М.А. Рождение фортепиано. - М.: Советский композитор, 1973.
- Комарова Н.И. Музыканты и композиторы. Краткий биографический словарь. - М., 2001.
- Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Келдыш Г.В. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
- Розеншильд К.К. История зарубежной музыки, вып.1. - М.: Музыка,1978.
- Спутник музыканта. Энциклопедический словарь-справочник. Ред. А. Л. Островский. - М.: Музыка,1964.
- Терентьева Н.А. Карл Черни и его этюды. «Музыка» - Ленинградское отделение, 1978.
- Шуман Р. «Жизненные правила для музыкантов».