Цель занятия: развитие познавательных процессов, мелкой моторики.
Оборудование: рабочие тетради, простые карандаши, конверт с карточками к заданию “Задачки от Знайки”, конверт с задачами от Незнайки, повязка для глаз, индивидуальные коврики, запись спокойной музыки.
Форма проведения: группы 5-8 человек.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Ход занятия
- “Здравствуйте”.
Все дети встают в круг. Проговаривая слова, выполняют движения.
Здравствуй небо голубое, (руки вытягивают вверх, ладонями к небу)
Здравствуй солнце золотое, (руки вытягивают перед собой, ладони развернуты
перпендикулярно полу)
Здравствуй матушка-земля, (руки опускают вниз, ладони развернуты к земле)
Здравствуйте, мои друзья! (берутся за руки и улыбаются друг другу)
- Графический диктант.
Перед началом упражнения необходимо повторить с детьми понятия “право”, “лево”, “вверх”, “вниз”. Задание выполняется в рабочих тетрадях. Под диктовку психолога дети выполняют чертеж (олень):
2 клетки вверх, 2 клетки вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вверх, 1 клетка вправо, 2 клетки вниз, 4 клетки влево, 1 клетка вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вниз, 1 клетка вправо, 1 клетка вниз, 7 клеток вправо, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 1 клетка влево, 5 клеток вниз, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 2 клетки вверх, 3 клетки влево, 3 клетки вниз, 1 клетка влево, 3 клетки вверх, 1 клетка влево, 1 клетка вверх, 1 клетка влево, 4 клетки вверх, 1 клетка влево.
- Упражнение с карандашами.
Зажать простой карандаш двумя ладонями, покатать его между ладонями, как колбаску постепенно увеличивая темп до тех пор, пока не возникнет ощущение тепла.
Затем попытаться “растянуть” карандаш с двух концов в разные стороны.
Далее зажать карандаш между двумя пальцами одной руки и “побегать” пальчиками по столу. Выполнить это упражнение другой рукой.
- Задачки от Знайки.
Детям предъявляются карточки с заданной последовательностью. Им необходимо найти в данной последовательности закономерность и закончить ряд (Приложение).
- Помоги Незнайке.
Детям предлагается подумать и помочь Незнайке ответить на следующие вопросы:
- На дереве сидело 5 птиц. Две из них синицы, остальные – воробьи. Сколько воробьев сидело на дереве? (3)
- В тарелке лежало 5 апельсинов. Три апельсина разделили пополам. Сколько апельсинов в тарелке? (5)
- Что тяжелее: 1 кг железа или 1 кг ваты? (равны)
- Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по три мешка, на каждом мешке сидело по три кошки, каждая кошка имела трех котят. Сколько ног было на мельнице? (две ноги, у кошек лапы)
- Четыре яйца варятся 4 минуты. Сколько минут варится одно яйцо? (4 минуты)
- Будь внимателен.
Дети встают в круг. По команде психолога выполняют следующие движения.
- Выставить правую ногу вперед, левую руку поднять вверх. Одновременно носком правой ноги описывать по полу круги слева направо, а рукой справа налево. Затем поменять руку и ногу.
- Стоять прямо. Положить одну руку на голову, а другую на грудь. Одной рукой поглаживать себя по голове (я хороший), а другой похлопывать себя по груди.
- Угадай-ка!
Из группы детей выбирается водящий, которому завязывают повязкой глаза. Затем ему задается вопрос, на который он должен как можно более точно и подробно ответить. Например:
- Во что сегодня одет ...?
- Что в помещении находится справа от тебя?
- Слева от тебя?
- За твоей спиной?
- Перед тобой?
- Опиши картину, которая висит на стене и т.п.
- Отдохнем.
Дети ложатся на пол, на коврики. Ноги вытянуты, расслаблены, руки свободно лежат на полу вдоль туловища. Звучит тихая спокойная музыка. Психолог обращается к детям: “Сейчас я начну считать до десяти. На счет 10 – вы закроете свои глаза и будете слушать только мой голос. Один, два... десять. Ваши глазки закрыты. Все тело расслабляется: лицо, голова, шея, руки, животик, ноги. Дышится легко и спокойно. Подумайте о чем-нибудь приятном, помечтайте.
Сейчас я начну считать от 10 до 1. На счет 1 – вы откроете свои глаза. Десять, девять... один. Откройте глаза, сделайте глубокий вдох, потянитесь. Мы хорошо отдохнули и у нас прекрасное настроение”.
- Кто сегодня самый...
Дети садятся в кружок. Педагог просит каждого поднять вверх любую руку с вытянутым пальцем. Затем предлагается показывать пальцем на того, кто с его точки зрения обладает определенным, названным ранее качеством. Например: кто сегодня самый радостный? Кто сегодня самый высокий? Кто сегодня самый умный? и т.д.
- Мы счастливы!
На прощание все берутся за руки, поднимают их вверх, друг другу улыбаются и хором произносят фразу “Мы счастливы!”.