Пояснительная записка
В настоящее время к числу наиболее актуальных проблем относится проблема модернизации современного образования, одним из направлений которой является профильное обучение, способной помочь молодому человеку адаптироваться, найти свое место в жизни. Все более актуальным в современных условиях демократического развития страны, стремящейся к более широким контактам в мире, становится изучение иностранных языков. Отмечается важность обучения иностранному языку как средству общения для понимания общности мирового культурного процесса и осознания особой роли в нем культуры каждого народа.
Введение предпрофильного курса «Регионоведение» обусловлено тем, что это новое, не разработанное, перспективное направление современной методики обучения иностранным языкам.
Специфика данного курса заключается в понимании того, насколько важно изучение родного края: истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта. Презентация региона на международном уровне в настоящее время является крайне актуальной для развития взаимовыгодных международных контактов. Однако именно региональный компонент регионоведческого содержания в системе иноязычного образования представлен недостаточно полно, хотя его значимость в социокультурном контексте обучения иностранным языкам очень велика. Таким образом, в настоящее время представляется актуальной проблема научно-методического обоснования использования краеведческого материала в обучении иностранным языкам.
Особый акцент в курсе сделан на использование концепции развития индивидуальности в интеркультурном сотрудничестве (автор Тучкова Т.У.) при отборе и организации материала. Принципом этой концепции является комплексность и доминантность целей, то есть воспитание культуры, развитие способностей к обучению иноязычному общению, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса.
Регионоведческий курс предполагает сочетание воспитания с обучением при ведущей роли первого. Именно знания о родном крае помогают воспитывать у учащихся личностные качества характера, такие как чувство собственного достоинства, уважение к культуре, толерантность, взаимопонимание, взаимоуважение и готовность к самореализации, сотрудничеству, информационному обмену.
Учебно-познавательный аспект предполагает интеграцию культуры края с изучением иностранного языка, осуществляющиеся по направлениям:
- включение краеведческой информации из разных предметных областей (истории, географии, биологии) в программу предпрофильного курса. Данный подход целесообразен для расширения кругозора учащихся, концентрации материала вокруг определенной темы, совершенствование языковых возможностей учащихся. Тематической способ усвоения краеведческой информации помогает систематизировать полученные сведения из разных наук и создать целостную картину современной жизни нашей области;
- творческое переосмысление полученной краеведческой информации, умение конкретизировать и анализировать современные тенденции развития региона.
Важной особенностью является возрастная и интеллектуальная доступность изучаемого материала для учащихся. Позитивную роль здесь играет и проектная методика, которая подразумевает сбор информации и дальнейшее представление результатов поисков.
Курс адресован учащимся 9 класса.
В результате изучения курса, обучающиеся должны знать:
- географические характеристики Кемеровской области, полезные ископаемые, геологические памятники Кузбасса, водные ресурсы, особенности животного и растительного мира;
- историю земли Кузнецкой, историю Кузбасса во время революции, в период Великой Отечественной войны, современную историю родного края, историю коренного населения.
Так же учащиеся должны уметь:
- читать литературу с извлечением новой информации связанной с нашим краем;
- писать сочинение по заданной теме;
- делать краткие записи прочитанного;
- воспринимать текст на слух с полным пониманием услышанного, с общим обхватом содержания, уметь извлечь только нужную или интересующую информацию;
- активизировать знания о Кемеровской области;
- сообщать конкретные факты из истории Кузбасса;
- составлять и заполнять таблицы;
- выполнить проект по заданной теме.
Данный курс преследует цель обогащение знаний учащихся в области регионоведения через создание условий для повышения мотивации к изучению предмета иностранный язык посредством изучения региональных характеристик Кузбасса.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- создать условия для формирования и развития у обучаемых интеллектуальных и практических умений в области регионального компонента, позволяющих развивать умения и навыки анализа и систематизации полученных знаний;
- формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания в области иностранного языка;
- совершенствовать навыки проектной деятельности;
- обеспечить усвоение задач, входящих в содержание курса;
- развивать креативные способности учащихся, умение работать в группах, вести дискуссию;
- содействовать формированию мировоззренческих понятий;
- осуществлять нравственное воспитание, обеспечить в ходе изучения курса совершенствование следующих личностных качеств: патриотизма, гуманизма, товарищества.
В структуре изучаемого курса выделяются следующие два модуля:
- «География родного края»;
- «История Кузбасса»
Программа курса предусматривает использование как традиционных форм организации учебного процесса, так и нетрадиционных, сочетающих самостоятельные и коллективные (групповые) занятия.
В ходе освоения курса обучаемые не только знакомятся с содержанием, но и выполняют практические и творческие работы, выполняют проекты и представляют их товарищам, проводят тренинг “In your culture” с использованием материалов по регионоведению, в групповой работе пишут сочинение “My native land” (где каждая группа составляет отдельную часть сочинения, которая соединяется в общую работу), выпускают буклеты и составляют глоссарий по темам «Полезные ископаемые», «Растительный мир» и «Животный мир», работают со словарем.
Курс завершается защитой проекта «Города Кузбасса», включающий информационную справку о выбранном городе, особенностях расположения, достопримечательностях.
Форма проведения занятия |
Образовательный продукт |
Групповой практикум | Правильно составленный текст, восстановленный текст |
Письменная работа | Выписки из прочитанного, краткие аннотации прочитанного текста |
Практическая работа «Аудирование» | Восприятие текста на слух с полным пониманием услышанного; с общим охватом содержания; извлечение нужной или интересующей информации |
Игра “What do you know?” | Активизация знаний о родном крае |
Специальная группа упражнений “In your culture” | Монолог и диалог о Кузбассе |
Дискуссия | Высказывания по теме |
WH-QUESTIONS | Беседа, проверка знаний конкретных фактов |
Упражнения | Выделение основной мысли текста, multiple choice questions, true/false/ matching exercises, использование материала текста применительно к себе |
Творческая работа CREATIVE WRITING | Сочинение |
WORD POWER | Расширение лексического запаса учащихся |
QUIDED WRITING | Составление и заполнение таблицы |
WORD WEB | Развитие ассоциативного мышления |
SUMMARIZING | Написание краткого изложения прочитанного |
TEST YOURSELF | Рубежный контроль после прохождения, каждого раздела |
PROJECT | Итоговая работа по теме предпрофильного курса |
Курс рассчитан на 12 часов.
Учебно-тематический план по курсу «Регионоведение»
№ | Раздел, тема занятия |
Количество часов |
Форма контроля |
||
всего |
теория |
практика |
|||
Модуль I «География родного края» | 8 | ||||
1. | Географические характеристики Кемеровской области | 2 | 1 | 1 | Creative writing summarizing |
2. | Полезные ископаемые | 1 | – | 1 | Word power, Word web |
3. | Геологические памятники Кузбасса | 1 | – | 1 | Групповой практикум, quided writing |
4. | Водные ресурсы | 1 | – | 1 | Практическая работа «Аудирование» |
5. | Растительный мир | 1 | – | 1 | Заполнение таблицы |
6. | Животный мир | 1 | – | 1 | Speech about animal |
7. | Население | 1 | – | 1 | Test yourself, Монолог о Кузбассе |
Модуль II «История Кузбасса» | 4 | ||||
1. | История земли Кузнецкой | 1 | – | 1 | Дискуссия, Wh-questions |
2. | Революция – отечественная война | 1 | – | 1 | упражнения |
3. | Современная история | 2 | – | 2 | Test yourself, Project |
Итого: | 12 | 1 | 11 |
Содержание предпрофильного курса «Регионоведение»
Модуль I. География родного края
Тема 1. Географические характеристики
Кемеровской области.
Положение Кузбасса на карте России.
Сравнительные характеристики Кемеровской
области и европейских государств. Границы
области, краткая информация о природных ресурсах
региона.
Тема 2. Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые Кузбасса. Их месторождения.
Тема 3. Геологические памятники Кузбасса.
Геологическое строение. Рельеф. Государственные
природные памятники.
Тема 4. Водные ресурсы
Реки. Озера. Минеральные воды. Родники. Лечебные
грязи.
Тема 5. Растительный мир
Растительность Кемеровской области. Лиственные
и хвойные деревья. Лекарственные травы.
Реликтовый Кузедеевский «липовый остров».
Тема 6. Животный мир.
Животные, обитающие на территории Кемеровской
области. Животные, занесенные в Красную книгу
Кузбасса.
Тема 7. Население Кузбасса.
Национальный состав. Миграционные волны. Уровень
образования жителей Кузбасса. Коренные народы.
Модуль II. История Кузбасса
Тема 1. История земли Кузнецкой.
Присоединение Кузнецкой земли к русскому
государству. Освоение земель крестьянами.
Открытие руд и каменного угля. Транссибирская
железная дорога.
Тема 2. Революция – отечественная
война.
Автономная индустриальная колония Кузбасса.
Промышленное развитие Кузбасса в период после
Октябрьской революции до Великой отечественной
войны.
Тема 3. Современная история.
Кузбасс в годы второй мировой войны.
Послевоенный период истории Кемеровской
области. Кузбасс в наши дни.
Список литературы
Список литературы, используемый педагогом:
- Ильичев, А. И., Соловьев, Л. И. География Кузбасса /А. И. Ильичев, Л. И. Соловьев.– Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1988. – 428с.
- Шемелев, В. И. История Кузбасса с древнейших времен до отмены крепостного права / А. И. Шемелев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 174с.
- Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 143с.
- Горизонты Кузбасса. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1982. – 363с.
- История Кузбасса. Части I и II. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1967. – 287с.
- История Кузбасса. Часть III. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1970. – 391с.
- Историческая энциклопедия Кузбасса. Том I. – Познань: Издательский концерн Штама, 1996. – 376с.
- Красная книга Кемеровской области. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 426с.
- Пояснительная записка к Федеральному базисному плану и примерным учебным планам для образовательных учреждений Российской Федерации // Новые государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы. – М.: Астрель, 2006. – 124с.
- Беленкова, Н. М. Интегрированный элективный курс «Английский язык – история» в общеобразовательной школе / Н. М. Беленкова // Иностранные языки в школе. – 2007. – №2. – С. 37-39.
- Бим, И. Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени средней школы / И. Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2004. – №6. – С. 16-21.
- Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – №2. – С. 3-14.
- Полат, Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностранные языки в школе. – 2000. – №3. – С. 6-15.
- Тамбовкина, И. П. О некоторых принципах построения интегративного курса «Иностранный язык и регионоведение» / И. П. Тамбовкина// Иностранные языки в школе. – 1996. – №5. – С.24-29.
- Топленкина, И. П. Региональный компонент на уроках иностранного языка /И. П. Топленкина // Иностранные языки в школе. – 2007. – №3. – С. 51-53.
- Федотова, М. А. Регионоведеческое содержание в контексте школьного языкового образования / М. А. Федотова // Иностранные языки в школе. – 2008. – №3. – С. 23-29.
- Диск разработанный Администрацией Кемеровской области «Окно в Кузбасс».
Список литературы, используемый учащимися:
- Ильичев, А. И., Соловьев, Л. И. География Кузбасса /А. И. Ильичев, Л. И. Соловьев.– Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1988.- 428с.
- Шемелев, В. И. История Кузбасса с древнейших времен до отмены крепостного права / А. И. Шемелев. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1998. – 174с.
- Аборигены Кузбасса. Современные этнополитические процессы.– Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. –143с.
- Горизонты Кузбасса. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1982. – 363с.
- История Кузбасса. Части I и II. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1967. – 287с.
- История Кузбасса. Часть III. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1970. – 391с.
- Историческая энциклопедия Кузбасса. Том I. – Познань: Издательский концерн Штама, 1996. – 376с.
- Красная книга Кемеровской области.– Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 2000. – 426с.
Перечень ключевых слов:
- Western Siberia
- the area of the Oblast
- land borders
- mountain range
- natural resources
- industrial enterprises
- mineral resources
- terrain features
- water resourсes
- the world of animals
- the flora
- recreational potential
- winter and summer tourism
- indigenous peoples
- metallurgical enterprises
- the history of Kuzbass
- Gornaya Shoria
Блок контрольных заданий
Контроль навыков аудирования
- Прослушайте текст и ответьте на вопросы.
- Выполните упражнения по прослушанному.
- Составьте диалог по прослушанному.
Контроль навыков говорения
Диалогическая речь
- Составьте диалог по теме
- Составьте 10 вопросов о природных ресурсах Кемеровской области.
- Диалог для эссе « Почему я горжусь Кузбассом».
Монологическая речь
- Сообщение о географических особенностях Кемеровской области.
- Выступление от имени животного, занесенного в Красную Книгу Кузбасса.
- Подготовить устный комментарий к фото, снятым в местах отдыха в Кузбассе.
- Подготовить защиту проекта.
Контроль навыков чтения
- Выполните задания по прочитанному тексту.
- Ответьте на вопросы по тексту.
- Докажите , что … .
Контроль навыков письма
- Составьте тематический глоссарий.
- Заполните таблицу.
- Напишите эссе.