Цели:
- ознакомление с творчеством заслуженного деятеля искусств Башкортостана композитора Р.Хасанова;
- воспитание патриотических чувств, интереса к музыкальному искусству родного края;
- развитие музыкального слуха, эстетического вкуса.
Оборудование: презентация (Приложение 1), компьютер, проектор, тексты песни «Уфа – жемчужина Урала» на партах у каждого учащегося, заранее подготовленные цветные листы с изображением гор, картинки «солнышко», облачко с солнышком», «тучка», клей-карандаш.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Вход под музыку «Кони в тумане», слова и музыка Рима Хасанова. (Приложение 1. Слайд 1)
– Добрый день, уважаемые мои ученики! Добрый
день, уважаемые гости!
Сегодня я хочу посвятить наш урок одному из самых
красивых и любимых всеми жанру искусства –
музыке. На уроке мы познакомимся с творчеством
заслуженного деятеля искусств Башкортостана,
композитором Римом Хасановым. Цель этого
урока – пробудить у вас интерес к музыке родного
края, чтобы музыка Рима Хасанова была узнаваема
вами. А в конце вы мне скажете, добились ли мы
этой цели.
2. Проверка домашнего задания.
– Как вы понимаете значение слова искусство?
Искусство – образное
осмысление действительности; процесс или итог
выражения внутреннего или внешнего
мира творца в (художественном) образе;
творчество, направленное таким образом, что оно
отражает интересующее не только самого автора,
но и других людей.
– Кроме музыки, какие ещё виды искусства вы
знаете?
- Музыка
- Изобразительное искусство
- Кино
- Театр
- Балет
– О каком виде искусства мы говорили на прошлом
уроке?
– С именами каких башкирских художников
познакомились?
– Кто сможет назвать их произведения?
3. Работа над темой урока.
– Сегодня на уроке мы будем говорить о
композиторах. Ребята, кто знает кто такой –
композитор? Что он делает? (Ответы детей).
Компози?тор (лат. compositor «составитель») –
автор музыкальных произведений; человек,
сочиняющий (пишущий) музыку.
Рассказы обучающихся о композиторах (Приложение 1)
- Загире Исмагилове (Слайд 2)
- Салавате Низамутдинове (Слайд 3)
- Альбине Имаевой (Слайд 4)
- Риме Хасанове (Слайд 5)
Рассказ учителя с использованием презентации.
Рим Махмутович Хасанов родился 9 марта 1947 года в
России, в Благоварском районе БАССР, в селе
Языково. Уже в 6 лет Рим освоил игру на отцовской
скрипке, затем научился играть на гитаре, баяне,
трубе, балалайке. С детства писал и исполнял свои
песни.
Окончив в 1973 году класс композиции уфимского
Института искусств, полтора года отслужил в
Советской Армии, где написал несколько песен,
впоследствии ставшими популярными. Это "Юкка
тугел" и "Кышкы романс". Пять лет
заведовал музыкальной частью Башкирского
академического театра драмы им. М.Гафури, что и
предопределило дальнейшее его творчество.
Он написал произведения для симфонического
оркестра, камерно-инструментальные мелодии,
песни для хора, множество вокальных
произведений, музыку для театра, радио и кино
(«Всадник на золотом коне», Мосфильм).
В 1979 году на сцене Башкирского государственного
театра оперы и балета состоялась премьера его
балета «Легенда о курае», созданного по мотивам
башкирской народной сказки.
Последнее время Р.Хасанов живёт и творит в
Москве. За это время им написано много музыки:
песни, инструментальные пьесы.
Композитор сотрудничает с известной певицей
Алсу с самого начала ее певческой карьеры. В
настоящее время это широко одаренный человек
работает над инструментальной музыкой для детей,
начал писать цикл песен на стихи поэта Ивана
Переверзина.
4. Работа по учебнику
Чтение текста на стр.166-167.
Дополнение к прочитанному тексту:
Красавица Ай и богатырь Алтындуга, дети вождей двух дружественных народов Южного Урала, полюбили друг друга. Однако на пути их любви встают правитель царства зла Катил-Бадша и колдунья Мясекай, которые обманом ссорят народы Ай и Алтындуги, таким образом облегчив для себя их завоевание.
Беседа по содержанию:
– Кто такой Рим Хасанов?
– Где и когда он родился?
– Где получил музыкальное образование?
– Что легло в основу его балета «Легенда о
курае?»
– Музыку к какому фильму написал Рим Хасанов?
5. Слушание музыки Рима Хасанова.
– В тексте учебника автор почти не указал названия песен, написанных Римом Хасановым. Но, тем не менее, многие его песни являются хитами башкирской и татарской эстрады.
– Сейчас мы прослушаем песню на слова Ш.Галиева «Кынгыраулы мактап йылдары»(«Школьные годы»), в исполнении Фидана Гафарова. И вам такое задание: рассказать, что представляется, слушая эту музыку?
– Поняли ли вы содержание этой песни?
– Каков характер этой музыки? (Музыка весёлая,
летящая, стремительная, задорная, звенящая)
– Как вы догадались, что это песня про детство,
про школьные годы? (По характеру музыки)
– А сейчас мы услышим две замечательные песни
Рима Хасанова о городе Уфа, о том какие чувства
связывают его с этим городом. Первая песня
прозвучит в исполнении популярной эстрадной
певицы Алсу. Сначала она звучит на башкирском
языке, затем на русском. Песня называется «Уфа
юкаларе». Кто знает, что означает в
переводе с башкирского это название? («Уфимские
липы»)
– На эту песню был снят видеоклип. Представляю
его вашему вниманию. Обратите внимание, какие
достопримечательности города Уфы показаны в
этом ролике.
Просмотр видеоклипа.
– Понравилась вам песня? О чём она? Какие
чувства вы испытывали при прослушивании? Каков
характер музыки? (Эта песня о любви. Характер
музыки лёгкий, светлый. И чувства возникают такие
же нежные, как эта песня.)
– Какой башкирский народный инструмент
прозвучал в конце этой песни?
– Какие достопримечательности города увидели? (Театр
драмы имени М.Гафури, Театр оперы и балета,
Памятники Салавату Юлаеву, Ленину, А.Матросову,
Вечный огонь, Монумент Дружбы, мост через реку
Белую, мечеть, церковь).
– А теперь послушайте ещё одну песню, тоже
связанную со столицей нашей Республики. Песня «Моя
Уфа – жемчужина Урала», на слова Расиха
Ханнанова, прозвучит в исполнении пока ещё
малоизвестной, начинающей, оперной певицы
Светланы Атангуловой (Приложение
1. Слайд 6).
Прослушивание песни.
– Понравилась ли вам песня?
– Похожа ли она на предыдущую? О чём она?
– Какие чувства вы испытали при слушании?
– Каков характер музыки?
– Каким предстаёт перед нами город Уфа?
(Ответы обучающихся).
– Эта песня о любви к родному городу. Его называют жемчужиной Урала, цветком в венке российских городов. Характер музыки напевный, мелодичный, гордый, воспевающий, патриотичный. Возникает чувство любви и гордости за столицу нашей Республики Башкортостан.
– Эту песню называют гимном города Уфы.
– Прочитайте слова этой песни выразительно по
четверостишиям.
Далеко вокруг виден город мой,
Рядом плещут волны Агидели.
От Уральских гор стаи облаков
Музыкою нежной долетели.Припев.
Моя Уфа – жемчужина Урала,
Цветок в венке российских городов!
С тобою вместе юность расцветала,
И чтоб воспеть тебя не хватит слов.Мимо нас года чередой бегут.
Только ты, мой город, всё моложе.
Вечен город мой, я горжусь, что тут
И мои следы остались тоже.Припев.
– А теперь исполним эту песню вместе со Светланой Атангуловой.
Исполнение песни учащимися (можно стоя).
6. Итог урока
– Наш урок подходит к концу. Вспомните, какую
цель мы ставили в начале урока?
– Достигли ли мы этой цели?
– Что вы узнали о композиторе Риме Хасанове?
– С какими его песнями познакомились?
7. Домашнее задание
Выучить слова песни «Уфа – жемчужина Урала».
Нарисовать рисунок по представлению по мотивам
прослушанных на уроке песен (по желанию).
8. Рефлексия
– Сегодня мне было интересно с вами на уроке. А
насколько интересно было вам, я сейчас узнаю. У
вас на партах лежат цветные листы. Если вам урок
понравился, вы, действительно почерпнули для
себя много нового, заинтересовались музыкой
родного края – приклейте на фоне гор «солнышко».
Если не очень интересно было на уроке и вы в
какой-то момент заскучали или что-то осталось для
вас непонятным – вы можете приклеить «солнышко,
выглядывающее из-за тучки». Ну а если
совсем ничего не понравилось и вас не
заинтересовала музыка Рима Хасанова – приклейте
«тучку».
А теперь на этих же листах напишите отзыв о
музыке Рима Хасанова.
В конце урока учитель зачитывает отзывы детей, вывешивает листы на доску.