Концепцией модернизации российского образования определены основные направления современной образовательной политики: обеспечение доступности, эффективности и качества образования.
Дошкольный возраст - период активного формирования и развития жизненно важных отношений с окружающим миром, людьми, основными сферами жизнедеятельности человека, социумом. Накопление ребенком первоначального социального опыта способствует успешной подготовке к обучению в школе, конструктивному общению и взаимодействию с людьми, а в дальнейшем - к взрослой жизни. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы социальной зрелости - компетентности, определяется траектория развития и успешной адаптации к меняющимся условиям. Эффективность этого периода обеспечивается ранним началом воспитательно - образовательной работы с ребенком, подбором средств методов и приемов деятельности, оказанием своевременной педагогической помощи семье и ребенку.
Одно из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования в Российской Федерации - обеспечение равных стартовых возможностей для детей из разных социальных групп населения.
Специалисты считают, что часто причина устойчивой неуспешности детей в школе заключается в отсутствии обеспечения своевременного развития и необходимой помощи ребенку в период дошкольного детства со стороны семьи и ДОУ. Процесс развития дошкольного образования в современных условиях базируется на стратегической инициативе Президента Российской Федерации Д.А. Медведева о том, что главным результатом развития и модернизации сферы общего образования должна стать соответствие школьного образования целям опережающего обучения. В связи с этим появляется необходимость в предоставлении различных видов образовательных услуг детям дошкольного возраста, не посещающим детский сад, так как ребенок развивается при активном включении в разные виды деятельности. Особенности внешних условий, общественные требования к системе дошкольного образования, изменение содержания образования обуславливают необходимость новых подходов в развитии ДОУ. Это - обновление механизма управления, формирование новых моделей ДОУ. Значительным достижением последнего времени стало введение в практику работы детских садов новых форм взаимодействия ДОУ с родителями детей: группы кратковременного пребывания, лекоттеки, службы ранней помощи, центры игровой поддержки ребенка, консультативные пункты.
Для предоставления доступного качественного дошкольного образования, решение проблемы обеспечения равных стартовых возможностей детей при поступлении в школу в образовательных учреждениях Тунгокоченского района ведется системная и целенаправленная работа по внедрению новых форм дошкольного образования, которая по нашему мнению, сможет обеспечить широкий спектр дошкольных образовательных услуг.
Одним из направлений развития альтернативной формы работы с дошкольниками стали группы кратковременного пребывания в дошкольных учреждениях, создаваемые в целях развития детей в возрасте от 5,5 до 6(7) лет, и консультативно - методическая поддержка их родителей в организации воспитания и обучения ребенка, социальной адаптации. В поселке Вершино - Дарасунский в двух детских садах открыты группы предшкольной подготовки для неорганизованных детей. Для организации групп кратковременного пребывания Комитетом образования введены дополнительные штатные единицы воспитателя. Учебно - воспитательный процесс в группах включает в себя разнообразные виды деятельности, которая организуется педагогом посредством фронтальных занятий, подгрупповых, индивидуальных. За счет разновозрастного сотрудничества стимулируется общение детей, развиваются эмоции мотивы, способствующие налаживанию межличностных отношений.
В 2008г., проведя опрос - анкетирование среди родителей, проанализировав возможности кадрового потенциала, было решено при МОУ Вершино - Дарасунской НОШ открыть группу кратковременного пребывания для двадцати детей 5-6 лет.
В 2009 г. МОУ Вершино - Дарасунская начальная общеобразовательная школа получила лицензию на право ведения дошкольного образования и аккредитовала группу предшкольной подготовки "Будущий первоклассник". Необходимость введения в школе новой образовательной услуги обусловлена общественным запросам:
- со стороны государства: увеличение процента охвата детей, не посещающих МДОУ, не получающих дошкольное образования;
- со стороны родителей: обеспечение доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп.
Цель данной группы - подготовить дошкольников к новой социальной роли, адаптация к изменяющейся социальной ситуации.
В основу содержания предшкольной подготовки положена комплексная программа "Детство" (под. ред. Логиновой). Образовательный процесс в группе "Будущий первоклассник" направлен на сохранение самоценности дошкольного детства, выявление и учет индивидуальных способностей детей. На занятиях используются здоровьесберегающие технологии, организуется продуктивно - игровая деятельность детей. Занятия проводит учитель начальных классов, обучающийся на курсах переквалификации, а также с детьми занимаются музыкальный руководитель, школьный психолог, хореограф. Каждое занятие длится 30 минут, перерыв между занятиями 10 мин, в день проводится по 4 занятия. Посещают ежегодно группу "Будущий первоклассник" 16 детей.
Образовательная деятельность данной группы строится с учетом принципов современного образования:
- самоценность дошкольного детства, полнота реализации возможностей ребенка, развитие интеллектуальных, коммуникативных, физических и художественных способностей ребенка;
- принцип педагогической поддержки6 оказание помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим здоровьем, общением, успешностью в дальнейшем обучении;
- гуманизация образовательного процесса: признание личности развивающего человека высшей социальной ценностью, уважение уникальности и своеобразия каждого ребенка, ориентация на личность.
В районе есть села, в которых нет дошкольных образовательных учреждений, но есть малокомплектные начальные школы (школьники находятся на подвозе). Ближайший детский сад расположен более чем в 15 км. Чтобы охватить детей дошкольного возраста, нами было принято решение выделить воспитателя из ближайшего ДОУ, который будет выезжать в данные села для организации занятий с детьми по программе предшкольной подготовки. Игровые группы планируем оборудовать в школах. Педагог изучает индивидуальные возможности неорганизованных детей и подбирает обучающие программы. Направленность программ - развитие речи и формирование математических представлений, ознакомление с окружающим миром. Задача воспитателя заключается не только в обучении детей, но и в подготовке родителей - чтобы они смогли заниматься с детьми самостоятельно, используя развивающие игры.
Во всех группах кратковременного пребывания, как в школе, так и в детских садах, созданы все условия для охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, создана предметно - развивающая среда для познавательного, эмоционального, социально - нравственного развития.
Опыт открытия групп предшкольного образования показал, что в районе изменилось отношение к дошкольным образовательным учреждениям, повышается авторитет среди родителей. У родителей возникает желание перевода детей в обычную группу полного дня, где осуществляется полномасштабная учебно - воспитательная работа с дошкольниками в различных направлениях.
В 2010-2011 учебном году в рамках разработанного муниципального проекта "дошкольное образование" по увеличению охвата детей дошкольным образованием планируется организовать консультативные пункты для родителей и детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, в трех детских садах района, открыть один центр игровой поддержки.
Изучив состояние современной системы отечественного дошкольного образования и исследовав состояние развития альтернативных форм обучения в дошкольном образовании, мы имеем основание считать, что в будущем тенденции к разнообразию дошкольно - школьных учреждений будет усиливаться. Новые альтернативные формы работы дают возможность подготовить ребенка к поступлению в детский сад,3 в образовательные учреждения, помочь взрослым в воспитании ребенка. Насыщение дошкольного образования развивающими и многообразными формами деятельности и обеспечение оптимальными условиями для развития детей служат гарантией формирования полноценной психологической готовности к обучению в школе.