Проверка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важнейших задач педагогической деятельности учителя.
Одной из форм контроля, позволяющей оперативно и эффективно проверить результаты обучения в начальной школе, являются тесты - стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых лишь один является верным, так как они наиболее доступны младшим школьникам.
Тесты, представленные в работе, соответствуют логике построения содержания и тематическому планированию интегрированного курса "Окружающий мир" по авторской программе и учебнику О.Т. Поглазовой в IV классе.
Однако, ориентируясь на сформулированные цели, тесты можно использовать как на этапе самоконтроля, так и на этапе текущей и итоговой проверки знаний, умений и навыков учащихся, работая по любой программе.
Время выполнения тестов программно не ограничено. Оно может быть различным (10 - 15 минут) в зависимости от уровня развития учащихся.
Для обработки тестов учитель может пользоваться следующей системой оценки:
- 5 баллов свидетельствует о 100% верном выполнении заданий;
- 4 балла соответствуют 80% - 90% верных ответов;
- 3 балла выставляется при наличии не менее 70 % верных ответов;
- менее 70% верных ответов свидетельствуют о неудовлетворительном уровне усвоения знаний учащимися.
Цели тестирования:
- проверить уровень сформированности у учащихся понятия "полезные ископаемые";
- оценить знания детей о разнообразии полезных ископаемых, способах их добычи и использования;
- определить уровень развития экологического мышления младших школьников.
Инструкция для учащихся:
- Внимательно прочитай предложение.
- Определи, верно ли это высказывание.
- Если высказывание верно, выбери ответ № 1 - "ДА".
- Если высказывание неверно, выбери ответ № 2 - "НЕТ".
Высказывания:
- Полезные ископаемые - это горные породы, добываемые из недр земли и используемые человеком.
- Полезные ископаемые могут быть твёрдыми, жидкими, газообразными.
- Разведкой полезных ископаемых занимаются шахтёры.
- В карьерах добывают грунтовые воды, нефть, природный газ.
- Если полезные ископаемые залегают глубоко под землёй, то для их добычи сооружают шахты или бурят скважины.
- Гранит, песок, известняк, мрамор используют в строительстве.
- Гранит - это твёрдое полезное ископаемое серого или красноватого оттенка, состоит из мелких частиц.
- Мелкие кусочки мрамора притягиваются к магниту.
- Металлы хорошо проводят тепло, электрический ток.
- Медный колчедан, свинцовый блеск, цинковая обманка являются драгоценными металлами.
- Железо, чугун и сталь выплавляют из базальта.
- Каменный уголь чёрный, твёрдый, но хрупкий.
- Каменный уголь, торф, нефть - горючие полезные ископаемые.
- Торф образован скелетами древних морских животных.
- Торф хорошо впитывает влагу. Поэтому его используют в качестве подстилки скоту.
- В результате переработки нефти получают бензин, керосин, мазут, дизельное топливо.
- Нефть - маслянистая жидкость тёмного цвета с резким запахом.
- На физической карте условными знаками
обозначены:
каменный уголь;
нефть;
железная руда. - В Хабаровском крае добывают строительные камни, торф, известняк, олово, золото, каменный и бурый уголь.
Верные ответы: 1 1 2 2 1 1 1 2 1 2 2 1 1 2 1 1 1 1 1
Тестовые задания по теме "Путешествие по природным зонам России"
Цель тестирования:
- проанализировать уровень сформированности у учащихся знаний о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природных зонах России.
Инструкция для учащихся:
- Внимательно прочитай задание и 4 варианта ответов.
- Среди приведенных ответов верным является только один.
- Выбери верный ответ, нажав кнопку с соответствующим номером.
Вопросы и задания:
1. На самом севере нашей страны располагается:
- тундра;
- Арктика;
- зона лесов;
- степь.
2. Название этой природной зоны переводится как "безлесный", летом здесь образуются многочисленные болота и озера, здесь растут карликовые берёзы и ползучие ивы.
- пустыня;
- зона лесов;
- тундра;
- Арктика.
3. Название растения - растущего в тундре. Другое его название - "олений мох".
- голубика;
- ягель;
- пушица;
- багульник.
4. Какое животное "лишнее" в группе?
- песец;
- полярная сова;
- лось;
- северный олень.
5. Большая часть России расположена:
- в зоне лесов;
- в зоне пустынь;
- в зоне тундры;
- в Арктике.
6. Тайга - это:
- хвойные леса;
- заболоченные участки суши;
- смешанные леса;
- широколиственные леса.
7. Это растение не встречается в лесах Дальнего Востока:
- амурский бархат;
- манчжурский орех;
- лимонник;
- ковыль.
8. Всеядное животное лесной зоны:
- рысь;
- бурый медведь;
- лось;
- соболь.
9. Название редкой дальневосточной птицы, взятой под международную охрану:
- утка - мандаринка;
- тетерев;
- иволга;
- мухоловка.
10. В этой природной зоне:
- недостаток влаги;
- дожди чаще ливневые;
- дуют ветры - суховеи;
- богатые черноземные почвы.
Это:
- пустыня;
- степь;
- лесная зона;
- тундра.
11. Выбери "лишнее" растение:
- типчак;
- верблюжья колючка;
- ковыль;
- перекати - поле.
12. Эту крупную птицу называют степным страусом. Она не может летать, поэтому становится легкой добычей охотников. Занесена в Красную книгу.
- куропатка;
- журавль;
- дрофа;
- беркут.
13. Места с довольно пышной растительностью в пустыне - это:
- бархан;
- оазис;
- солончак;
- холм.
14. Выбери неверное высказывание:
- в пустыне всего два времени года;
- поверхность песка в пустыне нагревается до + 80 С;
- осадков в пустыне выпадает много, особенно летом;
- в пустыне растут саксаул, пустынная акация, верблюжья колючка.
15. Найди ошибку.
В пустыне обитают:
- верблюды;
- вараны;
- зубры;
- тушканчики.
16. В какой природной зоне построено жилище?
- в Арктике;
- в зоне лесов;
- в пустыне;
- в тундре.
17. Коми, эвенки, чукчи, ханты, мансы - коренные жители:
- тундры;
- лесной зоны;
- зоны пустынь,
- зоны степей.
18. Хлопок выращивают:
- в Арктике;
- в степной зоне;
- в зоне пустынь;
- в тундре.
19. Основные занятия населения людей, живущих в этой природной зоне: растениеводство и земледелие.
- тундра;
- степь;
- пустыня;
- Арктика.
Верные ответы: 2 3 2 3 1 1 4 2 1 2 2 3 2 3 3 2 1 3 2
Тестовые задания по теме "Путешествие по природным сообществам"
Цели тестирования:
- проверить уровень усвоения учащимися понятия "природное сообщество", "пищевые цепи";
- проверить умения учеников устанавливать причинно - следственные связи и зависимости, умения обобщать и систематизировать знания.
Инструкция для учащихся:
- Внимательно прочитай задание и 4 варианта ответов.
- Среди приведенных ответов верным является только один.
- Выбери верный ответ, нажав кнопку с соответствующим номером.
Задания:
1. Выбери верный ответ.
Горы на географической карте изображены краской:
- коричневого цвета;
- синего цвета;
- зелёного цвета;
- красного цвета.
2. На географической карте краской зелёного цвета обозначены:
- леса;
- равнины;
- болота;
- горы.
3. Терриконы - это:
- места добычи полезных ископаемых;
- заповедные места;
- горы отработанных горных пород;
- места выпаса домашних животных.
4. В горах, чем выше, тем воздух более:
- теплый;
- холодный;
- влажный;
- грязный.
5. Узнай по описанию.
Воды этого океана самые тёплые. Здесь обитают синие киты, огромные акулы, большие крабы и моллюски.
- Северный Ледовитый океан;
- Атлантический океан;
- Индийский океан;
- Тихий океан.
6. Выбери название природного сообщества, в котором живут и взаимодействуют стрекозы, амёбы, клопы - водомерки, раки, моллюски, лещи, караси, щуки.
Это:
- озеро;
- море;
- болото;
- океан.
7. Прочитай вопрос, выбери верный ответ.
Что способствует оздоровлению озёр?
- сброс в озёра сточных вод;
- разведение в озёрах рыб - вегетарианцев;
- скопление придонных отложений;
- кислотные дожди.
8. Выбери название природного сообщества по описанию.
Почва сильно увлажнена стоячей водой. Почти вся поверхность покрыта влаголюбивыми растениями. Здесь обильно растут: мох, осока, камыш, рогоз, голубика, клюква.
- озеро;
- море;
- болото;
- океан.
9. Исключи "лишнее" звено
цепи питания животных, обитающих на болоте:
- комар;
- лягушка;
- чайка;
- цапля.
10. Выбери, какая из перечисленных птиц не обитает на болоте?
- утка;
- журавль;
- цапля;
- трясогузка.
11. Выбери неверное высказывание:
- болота служат природным фильтром для очистки загрязнённых вод;
- болота влияют на температуру и влажность воздуха;
- болота - природные фабрики торфа;
- около болот селятся ондатры, нутрии, выдры.
12. Выбери неверное высказывание.
Луга встречаются:
- в лесах;
- в степной зоне;
- во всех природных зонах;
- в горах.
Верные ответы: 1 2 3 2 4 1 2 3 3 1 4 3