ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе

Разделы: Работа с дошкольниками


1. Обоснование актуальности

Образование детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений развития системы Российской Федерации.

Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, в том числе в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Существует ряд преимуществ внедрения ИКТ и технологий Интернета, в работе педагога ДОУ: это возможность приобретения новых знаний, повышение собственного профессионального уровня, использование и внедрение новых технологий в работу с детьми, обновление учебного материала и разнообразие форм работы с родителями. Благодаря доступу к всемирному информационному пространству педагог может активно обмениваться опытом с коллегами из других регионов и стран.

Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных и партнёрских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного развития ребёнка, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.

Компьютер и мультимедийные формы как инструменты для обработки информации становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

И что очень важно, информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации по всем их интересующим вопросам, а именно о жизни ДОУ, методические рекомендации по интересующим направлениям, о проводимых мероприятиях и т.д.

В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Но возникает ряд противоречий:

- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в ВОП;

- желанием педагогов использовать компьютерные технологии и их неумением организовать деятельность с помощью информационных технологий, а также отсутствием ресурсов ИКТ;

- желание родителей в подготовке ребёнка к школе с одной стороны и нехватка времени на поиск информации и отсутствие информации о том, где можно получить такие сведения, с другой стороны, а главное не знанием родителей о возможностях использования ИКТ в вопросах подготовке детей к школе;

- наличие в семье компьютера и нерациональное использование данного средства, общение с ребенком родители подменяют просмотром телепередач или игрой на компьютере предпочтительно развлекательного и увеселительного характера.

2. Цель и задачи проекта

Значимость проекта "ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе" состоит в повышении грамотности родителей при подготовке ребёнка к школе и активизации педагогических работников в использование информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми.

Цель проекта: Оптимизация информационного пространства, направленного на повышение педагогической компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе.

Задачи проекта:

  • Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки детей к школьному обучению с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  • Совершенствование организации методической работы учреждения на основе информационно-коммуникационных технологий.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки ребёнка к школе средствами ИКТ.
  • Повышение педагогической и психологической грамотности родителей как реальных заказчиков образовательных услуг: в вопросах подготовки ребенка к школе путём включения в информационное пространство.

3. Теоретическое обоснование проекта

Использование компьютера и интерактивного оборудования в воспитательно-образовательном процессе отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно - эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание.

А.Г.Шмелев отмечает: "...играя на компьютере, ребенок ...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".

В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр.

В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Исследования также показали, что у детей, знакомых с компьютером уровень их интеллектуально - творческого развития существенно выше, чем у их сверстников, не общавшихся с этой техникой.

Первыми исследователями в области применения компьютера в работе с дошкольниками были американские учёные Массачусетского технологического института. В 1971 году группа новаторов во главе с Сеймуром Пейпертом разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей.

В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в работе с дошкольниками в Советском Союзе (1986г.) связан с д/с №37  города Шауляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс, где дошколята занимались два раза в неделю по 10 - 15 минут. Специально для них были разработаны учебные программы, направленные на подготовку к школе: освоение и закрепление знаний по математике и обучение грамоте. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.

Проблема подготовки ребёнка к школе с помощью компьютера обсуждалась и на Первом Всесоюзном семинаре "Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания" (Москва, 1989г.).

Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне, повышает эффективность обучения дошкольника за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации.

Одним из важных моментов применения компьютера в работе со  старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать.

Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ - это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.

И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.

Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.

Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми дошкольного возраста, мы должны помнить заповедь "НЕ НАВРЕДИ!".

Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Необходимо помнить, что для детей 5 - 6 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать 10 минут.

4. Построение модели внедрения проекта

Реализация данного проекта в работу учреждения предполагает выполнение следующих мероприятий:

1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки детей к школьному обучению с использованием информационно-коммуникативных технологий:

- разработка Положения о введении ИКТ в образовательный процесс;

- разработка инструкций, памяток по использованию ИКТ при организации работы с детьми в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10.

2. Совершенствование организации методической работы учреждения на основе информационно-коммуникационных технологий:

- использование сети Интернет в работе учреждения;

- создание электронной методической библиотеки по проблеме подготовки детей к школе;

- создание банка компьютерных обучающих и развивающих программ;

- создание банка презентаций для занятий по математике, обучению грамоте, развитию речи;

- разработка и систематизация презентаций методического сопровождения для педагогов;

- разнообразить использование гибких индивидуальных образовательных программ при помощи ИКТ в группах компенсирующей направленности;

- сбор и обработка данных о готовности дошкольников к обучению в школе.

3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки ребёнка к школе средствами ИКТ:

- организация курсов повышения квалификации для педагогов по использованию ИКТ;

- повышение информационной компетентности педагогов посредством участия в конкурсах различного уровня с применением ИКТ;

- создание электронной методической библиотеки;

- организация консалтингов, проблемных семинаров, профессиональных клубов по внедрению ИКТ в образовательный процесс в рамках подготовки к школе.

4. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей как реальных заказчиков образовательных услуг: в вопросах подготовки ребенка к школе путём включения в информационное пространство:

- изучение запросов родителей на предоставление информации о новых педагогических и информационных технологиях в развитии дошкольников;

- выявление и развитие педагогического потенциала семьи;

- организация родительского лектория, всеобуча по использованию ИКТ в домашних условиях;

- разработка видеоуроков (занятий) и размещение их на сайте учреждения;

- создание банка презентаций по интеллектуальному и познавательному развитию, обучающих и развивающих программ для работы с детьми и интеграция их в семьи воспитанников, путём распространения информационных дисков и других носителей;

- создание банка презентаций методического сопровождения по подготовке детей к школе.  

5. Ожидаемые результаты реализации проекта

Об успешности реализации проекта "ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе" можно судить: по четкости выполнения основных мероприятий, запланированных данным проектом; по динамике изменений в деятельности учреждения.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Наличие информационного пространства, повышающего педагогическую компетентность участников воспитательно-образовательного процесса.

2. Повышение качества образовательного процесса и эффективности процесса обучения.

Активное использование педагогами учреждения информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Компетентный родитель в вопросах подготовки детей к школе и активно использующий ИКТ в домашних условиях.

Наличие электронной методической библиотеки по подготовке детей к школе.

Наличие банка презентаций методического содержания.

Наличие банка компьютерных обучающих и развивающих программ.

Наличие банка презентаций по интеллектуальному и познавательному развитию.

Список использованных источников и литературы

1. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. - М.:, ВПА, 1988.

2. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. - М.: ВУ, 1995.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.

4. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М.: Изд-во "Институт практ.псих." 1996.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

6. Гурьев С. В. кпн, доцент - "Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста", 2008.

7. Давыдов Н.А. Педагогика - М: ИЭП, 1997.

8. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании. - М.:МИФИ, 1998.

9. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 1996.

10. Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - М.: ИНИНФО, 1993.

11. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996.

12. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.;

13. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996.

14. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М: ВШ, 1991.

15. Леонова Л.А., Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М, Вента-Графт, 2004.

16. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду // Информатика и образование. №4, 2003.

17. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, №1, 1993.