1. Обоснование актуальности
Образование детей старшего дошкольного возраста - одно из приоритетных направлений развития системы Российской Федерации.
Одной из наиболее актуальных задач образовательной политики России является обеспечение равных стартовых возможностей детям при поступлении в школу.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых технологий, направленных на реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса, в том числе в вопросах подготовки детей к обучению в школе. Существует ряд преимуществ внедрения ИКТ и технологий Интернета, в работе педагога ДОУ: это возможность приобретения новых знаний, повышение собственного профессионального уровня, использование и внедрение новых технологий в работу с детьми, обновление учебного материала и разнообразие форм работы с родителями. Благодаря доступу к всемирному информационному пространству педагог может активно обмениваться опытом с коллегами из других регионов и стран.
Важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе, являются взаимодействие педагогов и родителей, установление конструктивных и партнёрских взаимоотношений между ними для обеспечения полноценного развития ребёнка, обеспечение преемственности дошкольного и школьного образования.
Компьютер и мультимедийные формы как инструменты для обработки информации становятся мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
И что очень важно, информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.
Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации по всем их интересующим вопросам, а именно о жизни ДОУ, методические рекомендации по интересующим направлениям, о проводимых мероприятиях и т.д.
В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.
Но возникает ряд противоречий:
- неподготовленностью педагогов и актуальной необходимостью использования информационных технологий в ВОП;
- желанием педагогов использовать компьютерные технологии и их неумением организовать деятельность с помощью информационных технологий, а также отсутствием ресурсов ИКТ;
- желание родителей в подготовке ребёнка к школе с одной стороны и нехватка времени на поиск информации и отсутствие информации о том, где можно получить такие сведения, с другой стороны, а главное не знанием родителей о возможностях использования ИКТ в вопросах подготовке детей к школе;
- наличие в семье компьютера и нерациональное использование данного средства, общение с ребенком родители подменяют просмотром телепередач или игрой на компьютере предпочтительно развлекательного и увеселительного характера.
2. Цель и задачи проекта
Значимость проекта "ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе" состоит в повышении грамотности родителей при подготовке ребёнка к школе и активизации педагогических работников в использование информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми.
Цель проекта: Оптимизация информационного пространства, направленного на повышение педагогической компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе.
Задачи проекта:
- Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки детей к школьному обучению с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Совершенствование организации методической работы учреждения на основе информационно-коммуникационных технологий.
- Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки ребёнка к школе средствами ИКТ.
- Повышение педагогической и психологической грамотности родителей как реальных заказчиков образовательных услуг: в вопросах подготовки ребенка к школе путём включения в информационное пространство.
3. Теоретическое обоснование проекта
Использование компьютера и интерактивного оборудования в воспитательно-образовательном процессе отражаются в расширении и обогащении содержания знаний, умений и навыков ребенка, в интенсификации образования структурных комплексов интеллектуального и мотивационно - эмоционального характера, в изменениях динамики процесса психического развития. В процессе занятий детей на компьютерах улучшаются их память и внимание.
А.Г.Шмелев отмечает: "...играя на компьютере, ребенок ...активно взаимодействует пусть с искусственным, но все - же взаимодействует с каким-то миром. При этом он учится не только быстро нажимать на клавиши, но и строить в своей голове образно-концептуальные модели, без которых нельзя добиться успеха в современных компьютерных играх... и в этом проявляется их развивающий потенциал, особенно это касается интеллекта".
В исследованиях Дастмана, Гольдштейна и др. были получены результаты, свидетельствующие о возможности развития памяти, моторной координации, способности восприятия пространства, внимания с помощью компьютерных игр.
В психологических исследованиях отмечается, что компьютерные технологии влияют на формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых. Исследования также показали, что у детей, знакомых с компьютером уровень их интеллектуально - творческого развития существенно выше, чем у их сверстников, не общавшихся с этой техникой.
Первыми исследователями в области применения компьютера в работе с дошкольниками были американские учёные Массачусетского технологического института. В 1971 году группа новаторов во главе с Сеймуром Пейпертом разработала специальный язык программирования ЛОГО, предназначенный для маленьких детей.
В нашей стране первые попытки применения компьютера в дошкольных учреждениях относятся к 80-м годам прошлого века. Первый документально зафиксированный опыт применения компьютера в работе с дошкольниками в Советском Союзе (1986г.) связан с д/с №37 города Шауляя (Литва). Здесь в подготовительных группах был оборудован компьютерный класс, где дошколята занимались два раза в неделю по 10 - 15 минут. Специально для них были разработаны учебные программы, направленные на подготовку к школе: освоение и закрепление знаний по математике и обучение грамоте. Проведя исследования, педагоги пришли к выводу, что компьютер повышает интерес к обучению, ускоряет процесс усвоения новых знаний и представлений об окружающем мире.
Проблема подготовки ребёнка к школе с помощью компьютера обсуждалась и на Первом Всесоюзном семинаре "Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания" (Москва, 1989г.).
Итак, можно сделать следующий вывод: использование компьютера в качестве помощника в подготовке дошкольника к обучению в школе не только возможно, но и необходимо: оно способствует повышению интереса к учёбе, её эффективности и развивает ребёнка всесторонне,
повышает эффективность обучения дошкольника за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации.Одним из важных моментов применения компьютера в работе со старшими дошкольниками является то, что ребёнок, управляя обучающей игровой программой, начинает сначала думать, а потом действовать.
Другой ценный аспект подготовки ребёнка к школе с помощью компьютерных программ - это приобщение малыша к исследовательской работе. Компьютерные игры и программы устроены так, что процесс их освоения побуждает ребёнка пробовать, проверять, уточнять, делать выводы, корректировать свои действия в соответствии с текущей ситуацией.
И, наконец, такой немаловажный аспект, как социальная адаптация ребёнка к школе, его отношения с будущими одноклассниками. Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребёнка и придаёт ему более высокий социальный статус.
Одним из основных средств расширения детских представлений являются презентации, слайд-шоу, мультимедийные фотоальбомы. Это наглядность, дающая возможность педагогу выстроить объяснение на занятиях логично, научно, с использованием видеофрагментов. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
Применение информационных технологий на занятиях в ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей на занятиях, даёт возможность повысить эффективность образовательной деятельности педагога ДОУ.
Использование компьютерных технологий - это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных занятий - создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у воспитанников появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми дошкольного возраста, мы должны помнить заповедь "НЕ НАВРЕДИ!".
Нельзя забывать о таком важном условии информатизации учебного процесса, как забота о сохранении здоровья воспитанников. Соблюдение гигиенических норм должно быть неукоснительным. Необходимо помнить, что для детей 5 - 6 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать 10 минут.
4. Построение модели внедрения проекта
Реализация данного проекта в работу учреждения предполагает выполнение следующих мероприятий:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию подготовки детей к школьному обучению с использованием информационно-коммуникативных технологий:
- разработка Положения о введении ИКТ в образовательный процесс;
- разработка инструкций, памяток по использованию ИКТ при организации работы с детьми в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.1.2660-10.
2. Совершенствование организации методической работы учреждения на основе информационно-коммуникационных технологий:
- использование сети Интернет в работе учреждения;
- создание электронной методической библиотеки по проблеме подготовки детей к школе;
- создание банка компьютерных обучающих и развивающих программ;
- создание банка презентаций для занятий по математике, обучению грамоте, развитию речи;
- разработка и систематизация презентаций методического сопровождения для педагогов;
- разнообразить использование гибких индивидуальных образовательных программ при помощи ИКТ в группах компенсирующей направленности;
- сбор и обработка данных о готовности дошкольников к обучению в школе.
3. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах подготовки ребёнка к школе средствами ИКТ:
- организация курсов повышения квалификации для педагогов по использованию ИКТ;
- повышение информационной компетентности педагогов посредством участия в конкурсах различного уровня с применением ИКТ;
- создание электронной методической библиотеки;
- организация консалтингов, проблемных семинаров, профессиональных клубов по внедрению ИКТ в образовательный процесс в рамках подготовки к школе.
4. Повышение педагогической и психологической грамотности родителей как реальных заказчиков образовательных услуг: в вопросах подготовки ребенка к школе путём включения в информационное пространство:
- изучение запросов родителей на предоставление информации о новых педагогических и информационных технологиях в развитии дошкольников;
- выявление и развитие педагогического потенциала семьи;
- организация родительского лектория, всеобуча по использованию ИКТ в домашних условиях;
- разработка видеоуроков (занятий) и размещение их на сайте учреждения;
- создание банка презентаций по интеллектуальному и познавательному развитию, обучающих и развивающих программ для работы с детьми и интеграция их в семьи воспитанников, путём распространения информационных дисков и других носителей;
- создание банка презентаций методического сопровождения по подготовке детей к школе.
5. Ожидаемые результаты реализации проекта
Об успешности реализации проекта "ИКТ как средство повышения компетентности участников воспитательно-образовательного процесса при подготовке детей к школе" можно судить: по четкости выполнения основных мероприятий, запланированных данным проектом; по динамике изменений в деятельности учреждения.
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Наличие информационного пространства, повышающего педагогическую компетентность участников воспитательно-образовательного процесса.
2. Повышение качества образовательного процесса и эффективности процесса обучения.
Активное использование педагогами учреждения информационно - коммуникационных технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Компетентный родитель в вопросах подготовки детей к школе и активно использующий ИКТ в домашних условиях.
Наличие электронной методической библиотеки по подготовке детей к школе.
Наличие банка презентаций методического содержания.
Наличие банка компьютерных обучающих и развивающих программ.
Наличие банка презентаций по интеллектуальному и познавательному развитию.
Список использованных источников и литературы
1. Алексеев В.Д., Давыдов Н.А.,. Педагогические проблемы совершенствования учебного процесса на основе использования ЭВМ. - М.:, ВПА, 1988.
2. Андреев А.А. Средства новых информационных технологий в образовании: систематизация и тенденции развития. - М.: ВУ, 1995.
3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М., Педагогика, 1989.
4. Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. - М.: Изд-во "Институт практ.псих." 1996.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
6. Гурьев С. В. кпн, доцент - "Информационные компьютерные технологии как эффективное средство в образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста", 2008.
7. Давыдов Н.А. Педагогика - М: ИЭП, 1997.
8. Дробышев Ю.А., Ерлыченко С.Н. Возможности использования новых информационных технологий при обучении младших школьников решению логических задач// Информационные технологии в образовании. - М.:МИФИ, 1998.
9. Иванов В.Н. Социальные технологии в современном мире. - М.: Славянский диалог, 1996.
10. Калиновский И.В., Мороз В.К. Сравнительный анализ эффективности компьютерных коммуникаций в образовании. - М.: ИНИНФО, 1993.
11. Кривошеев А.О. Разработка и использование компьютерных обучающих программ // Информационные технологии - 1996.
12. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. - М.: Знание, 1989.;
13. Ланге П., Барон А. Мультимедия как зеркало будущего информационного общества // СРЕДА, 1996.
14. Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. - М: ВШ, 1991.
15. Леонова Л.А., Л.В. Макарова. Как подготовить ребенка к общению с компьютером. - М, Вента-Графт, 2004.
16. Никишина Т.А. Компьютерные занятия в детском саду // Информатика и образование. №4, 2003.
17. Уваров А.Ю. Компьютерная коммуникация в учебном процессе // Педагогическая информатика, №1, 1993.