Цель: автоматизация звука [Р] в словах, в предложении.
Задачи:
1. Образовательные:
- формировать слуховой и моторный образ звука [Р];
- автоматизировать звук [Р] изолированно, в слогах, в словах, предложениях;
- активизировать словарь детей по теме "Животные";
- уточнить название детенышей животных;
- закрепить деление слов на слоги;
- учить подбирать однокоренные слова к слову "рыба".
2. Коррекционные:
- развивать мимику, используя психогимнастику.
- развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать мелкую моторику, используя пальчиковую гимнастику;
- развивать внимание и мышление;
- развитие навыка звукового анализа и синтеза
3. Воспитательные:
- воспитывать желание говорить правильно и красиво;
- воспитывать у детей активность и внимательность на занятии.
Оборудование:
Щенок Мухтар - перчаточная кукла, мимический кубик, артикуляционный кубик, схема анализа артикуляции звука, схема характеристики звука, схема самомассажа языка, мяч, дид. игра "Телевизор", озеро, удочка, колокольчики, картинки (в траве гитара, в траве карандаш и т.д.), пособие "Зоопарк", зеркала, вата, макет города Красивой речи, цветовые фишки для звукового анализа слова, звуковички, элементы буквы Р.
Ход занятия
Орг. момент (дети стоят в кругу)
Ребята с каким настроением вы пришли в детский сад? (ответы детей)
Игра с мимическим кубиком (ловят кубик и выполняют психогимнастику)
"Нужно говорить всегда красиво,
Смело и неторопливо,
Вспомнить обязательно,
Что учили на занятиях!"
Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Зима.)
Назовите признаки зимы (стало холодно, морозно, идет, снег, метет метель и т.д. В какие зимние забавы вы играете зимой?(играют в снежки, катаются на лыжах, санках, с горки, лепят снеговика и т.д.)
Давайте с вами выполним самомассаж "Снеговик"
2. Массаж биологических активных зон "Снеговик"
Раз, два, раз, два -
Лепим мы снеговика
Мы покатим снежный ком
Кувырком, кувырком.
Мы его слепили ловко
Вместо носа есть морковка
Вместо глазок -угольки,
Ручки - веточки нашли
А на голову - ведро.
Посмотрите, вот оно!Имитируют лепку снежков
Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева.
Проводят пальцами по щекам сверху вниз
Растирают указательными пальцами крылья носа.
Прикладывают ладони ко лбу "козырьком" и энергично растирают лоб.
Трут ладонями друг о друга.
Раздвигают указательный и средний пальцы "вилочкой" и растирают точки перед ушами и за ними.
Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой.
3. Сообщение темы
Ребята к нам сегодня в гости пришел щенок, а зовут его - Мухтар. Он еще очень маленький, поэтому он не умеет рычать, но очень хочет научиться. А для этого ему надо попасть в город Красивой речи в гости к звуку, а к какому вы должны отгадать загадку и определить последний звук в отгадке:
Почему-то не до игр,
Если рядом бродит :. (тигр)
Правильно, Мухтар хочет отправится в гости к звуку [Р] и просит вас отправится с ним в дорогу. Но дорога в город Красивой речи очень трудная, Мухтару одному не справится. Поможем ему?
Но прежде, чем нам идти в город Красивой речи,
Мы должны показать, как умеем выполнять артикуляционную гимнастику.
4. Артикуляционная гимнастика (с использованием артикуляционного кубика)
Губы:
Улыбнемся мы лягушкам.
Губы тянем прямо к ушкам.
Угостили нас вареньем,
Все в хорошем настроенье.
Язык:
Упр. "Лопатка"
Язык лопаткой положи.
И спокойно подержи.
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык можно убирать.
Самомассаж языка (с использованием схемы)
Упр. "Маляр"
Пригласили маляра,
Красить стены нам пора.
Упр. "Грибок"
Язык к небу поднимаем
И грибочек получаем.
Воздушная струя: упр. "Фокус"
5. Автоматизация звука [р] изолированно.
Давайте покажем Мухтару как мы с вами научились рычать: давайте покажем р-р-р
И расскажем, что мы уже знаем про звук Р
6. Анализ артикуляции звука и его характеристика (используя схемы)
Вы на схемы посмотрите,
Все о звуке расскажите.
Губы: в улыбке.
Зубы: разомкнуты.
Язык: язык поднят к верху, боковые края прижаты к верхним зубам, кончик дрожит.
Воздушная струя: прерывистая
Голосок: работает.
- Что еще можно сказать о звуке [р]?
- Звук [р] - согласный (воздух встречает преграду, не тянется), звонкий (голосок работают), твердый (как что :).
Дети из звуковичков.выбирают звук [Р].
7. Работа по развитию фонематического слуха.
Мухтар принес нам с вами колокольчики и просит поиграть с ним :
Как услышишь звук [р],
Колокольчиком звени.
р-м-н-р-к-г-р-м-н-б-р-к-н-р;
ра-ма-но-ро-ку-гу-ру-мы-ры-ка-ра;
Роза, мама, арбуз, нога, кукушка, гусь, труба.
8. Автоматизация звука в слогах (с опорой на схемы артикуляции гласных звуков)
Звук [р] сейчас возьмите
К гласным в гости заходите. (выбрать из звуковичков - звук [Р] )
ра-ра-ра ар-ар-ар ро-ро-ро ор-ор-ор ру-ру-ру ур-ур-ур ры-ры-ры ыр-ыр-ыр
Чтобы в город Красивой речи попасть, давайте ребята вместе с Мухтаром немножко отдохнем и выполним физминутку.
9. Физминутка
Щенок смелый и веселый
Добрый, нежный и здоровый.
Любит, как волчок вертеться
И на солнышке погреться.
Перескакивать, сгибаться,
На коньках любит кататься,
Любит бегать и скакать,
Танцевать и крепко спать.
(имитация движений по тексту)
Звуковичок [Р ] приготовил для вас задания и пригласил нас в зоопарк:
10. Пальчиковая гимнастика "Зоопарк".
В зоопарк пойдем скорей
Много разных там зверей
("пройти" по столу указательным и средним пальцем обеих рук)
И колючие ежи
(растопырить пальцы как иголки ежей)
И клыкастые моржи
(опустить вниз мизинец и указательный пальцы, а все остальные пальцы зажать в кулачке)
и огромные слоны,
(зажать в кулачки все пальцы, кроме средних - это хоботы)
Уж невиданной длины
(делать волнообразные движения правой рукой)
Зайцы трусливые
(выставить указательный и средний пальцы обеих рук, остальные в кулачке)
Птицы красивые
(помахать кистями скрещенных рук)
Даже крокодилы есть :.
Впрочем, всех не перечесть!
(соединить основания ладоней, смыкать и размыкать кончики слегка согнутых пальцев - это "крокодилова пасть")
Задание 1. Давайте посмотрим, какие животные живут в зоопарке? Ребята, а только ли животные живут в зоопарке? (птицы,) Назовите всех животных и птиц каких вы видите?
(белка, жираф, носорог, обезьяна, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона, слон, волк, лось и др.).
А теперь помогите Мухтару выбрать только тех животных, в названии которых есть звук [Р].
(жираф, носорог, кенгуру, крокодил, страус, крот, тигр, рысь, корова, ворона, рак, рыбы, ворона,)
Игра с мячом "Назовите детенышей животных" -
- У кенгуру - кенгуренок
- У тигра -
- У зебры -
- У крокодила -
- У страуса-
- У рыси -
11. Работа по развитию навыка звукового анализа
Задание 2. Игра "Телевизор" - деление слов на слоги (слова со звуком [р])
Выполните с помощью фишек схему слова - рак.
Выложите из элементов букву Р.
Андреева Ирина Анатольевна [231-913-102], учитель-логопед
Задание 3. Разминка (подбор слов-родственников к слову рыба).
Давайте закончим стихотворные строчки, подобрав слова в рифму:
Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как : (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно : (рыбка)
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая : (рыбешка)
Выплывает корм ища,
Пребольшая : (рыбища)
"Эх, сорвался мой улов! -
рассердился : (рыболов).-
рыба не клюет никак,
видно, я плохой : (рыбак)".
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день : (рыбачит)
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась : (рыбалка)
Давайте поможем Мухтару поймать рыбки из озера.
Игра "Рыбалка" (картинки - контуры)
В траве гитара. В траве карандаш и т.д.
Составьте предложение со словом ворона.
12. Итог занятия.
Спасибо ребята, что помогли Мухтару: он научился рычать, послушайте как звонко он рычит: р-р-р, а также он узнал что звук Р - согласный, твердый, звонкий.
Список литературы
- Ванюхина Г.А. Речецветик. Занимательное пособие по развитию речи и мышления. - Екатеринбург: Издательство "Сократ", 2000.
- Инновации - в логопедическую практику / Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений / Сост. О.Е. Громова. - М.:ЛИНКА - ПРЕСС, 2008
- Картушина М.Ю. Праздники для детей 6-7 лет. Сценарии для ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2008 (серия "Вместе с детьми".)
- Лебедева И.Л Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей и родителей.- М.: Вентана -Граф, 2004
- Ярош Е.А. Путешествие по городу Красивой речи. Учебно-методическое пособие. Научно-методический Центр Проблем детства. Лаборатория развития способностей детей и разработки технологий индивидуализации образовательного процесса. Екатеринбург: Издательство "Центр Проблем Детства", 2001