Птицы

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель. Развивать элементы логического мышления старших дошкольников.

Программное содержание.

  1. Учить детей логически мыслить, осваивать действия наглядного моделирования понятийных отношений в форме классификационного древа по теме "Птицы".
  2. Обогащать знания детей о птицах, как о живых существах, уточнить причину их перелётов (смену места обитания).
  3. Упражнять детей в умении группировать птиц по одному из оснований на перелётные, кочующие, зимующие, делать обобщения.
  4. Воспитывать интерес к птицам, способствовать воспитанию заботливого отношения к ним.

Словарная работа: активизировать словарь детей за счет названий птиц, живущих в нашем краю, и обобщающих слов: "зимующие", "кочующие", "перелётные". Уточнить понятие "насекомоядные".

Задача воспитателя: научить детей самостоятельно строить схему классификационного древа по теме "Птицы".

Задача ребёнка: научиться подразделять группы птиц по существенным признакам, правильно определять их по внешнему виду на картинках.

Предварительная работа: наблюдения за птицами в природе, рассматривание иллюстраций, занятия по экологии, развешивание кормушек и подкормка птиц, наблюдение за попугаем, разгадывание загадок и кроссворда о птицах.

Оборудование: карточки с изображением птиц, кассета с записью "Голоса птиц", попугай Кирюша, ватман для изображения схемы, карточки с буквами, кубы, карточки с логической задачей на каждого ребёнка, маленькие карточки с изображением птиц, стрелки, символы.

Ход занятия

Дети сидят за столами.

- Дети, сегодня мы с вами поиграем в игры, но не в простые игры, а в такие, где нужно хорошо думать и отвечать. Вы готовитесь идти в школу, а там много придётся думать.

- Сначала послушайте загадку.

"Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это:(птица)".

- Вы отгадали правильно, сегодня мы узнаем много интересного о птицах.

- Скажите, дети, чем птица отличается от других живых существ? Ответы детей: "Птицы имеют клюв, два крыла, две ноги, тело у них покрыто перьями".

- Ребята, у меня для вас сюрприз. Посмотрите, кого я принесла к нам в группу. (Открываю клетку с попугаем).

- Спрашиваю детей "Кто это?". Его зовут Кирюша. Попугай - птица? (Рассмотреть отличительные особенности птицы).

- Где живут попугаи? (В Африке, в джунглях).

-Правильно, Кирюша никогда не видел зимы. Он живёт в младшей группе и, сидя в клетке, не знает, какие птицы живут в нашем краю, как они называются и чем отличаются друг от друга. Поэтому я принесла его к нам в гости. Мы сегодня будем говорить о птицах нашего края.

- Дети, с каким временем года мы недавно с вами распрощались? (с зимой).

- А, как вы думаете, почему зимой мало птиц? (Холодно, нет насекомых, которыми питаются некоторые виды птиц - насекомоядные).

- А куда делись птицы? (Улетели на юг, туда, где много корма).

- Как называются птицы, которые осенью улетают на юг? (Перелётные птицы).

- Каких перелётных птиц вы знаете? Ответы детей.

- Уточнение воспитателя: "С наступлением холодов осенью начинается перелёт птиц. Первыми улетают насекомоядные птицы, позднее всех улетают водоплавающие. Почему?

(Замерзают реки и озёра).

- Дети, выберите карточки, на которых изображены перелётные птицы. (Вызываю одного ребёнка для выполнения задания у доски).

- Молодцы! Каких птиц вы нашли? (Перелётных).

- А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (зимующие).

- Каких вы знаете, зимующих птиц? (Ответы детей: сорока, ворона, галка, воробей, голуби, дятлы).

- Да, правильно. Эти птицы зимующие, потому что никуда от нас не улетают, они зимуют в наших краях.

- Чем питаются зимующие птицы? (Плодами деревьев: яблони, рябины; семенами растений).

- А как вы думаете, где живут эти птицы?

- Как, заботится о них человек? (Устраивает кормушки, подкармливает птиц).

- А сейчас, найдите карточки с зимующими птицами и поставьте их во второй ряд. (Спрашиваю у отдельных детей, каких птиц отбирают).

- Дети, Кирюша нам принёс загадку, которую никак не мог отгадать. Послушайте её.

"Чернокрылый, красногрудый,
И зимой найдёт приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут!" (Снегирь).

- Объясните, почему снегирь так называется?

Его название произошло от слова "снег", потому что птица прилетает на первый снег.

- Ребята, снегирь это кочующая птица. С наступлением холодов на Севере перекочевывают к нам в леса снегири, свиристели. Это кочующие птицы. Они называются так потому, что отлетают на небольшие расстояния.

- А, почему они перекочевывают в наши края? (Они привыкли жить в холоде и находят у нас пищу - ягоды, семена).

Обобщение воспитателя: "Синицы у нас зимуют (человек их подкармливает салом), а потом они улетают (кочуют) в тайгу. Снегири и свиристели - обитатели Севера".

- Разместите кочующих птиц в третий ряд.

- Дети, сейчас мы каждую группу птиц обозначим условным значком. Мы с вами уже знаем все буквы и обозначим буквами.

- С какого звука начинается слово "перелётные"? (Со звука "П".) Обозначим эту группу птиц буквой "П". (Расставляю сама знаки у доски или прошу ребёнка).

- С какого звука, начинается слово "Зимующие"? (Со звука "З" - обозначим этих птиц буквой "З").

- С какого звука, начинается слово "Кочующие"? (Со звука "К"). Обозначим этих птиц буквой "К". (Обобщающее понятие "Птицы", обозначаю силуэтом, изображающей птицу).

Физминутка:

(в свободном пространстве размещены кубы с буквами, обозначающими группы птиц).

- Сейчас мы поиграем в игру "В каком доме живёт птица?". Кубы - это домики для птиц. На них написаны условные знаки - буквы "П", "З", "К".

- Как вы думаете, что обозначают эти буквы?

- Правильно, это домики для птиц: кочующих, зимующих и перелётных.

- Правило: "Я показываю птицу, а вы "летите" к тому домику, где живёт эта птица".

Игровое превращение детей в птиц: "Повернись, повернись, в птицу превратись!".

Проводится игра и обратное превращение "птиц" в детей.

Дети садятся за столы.

- Дети, мы уже разделили всех птиц нашего края на три группы. Назовите их.

- А теперь давайте построим на доске графическую схему "Птицы", для этого выберем по две птицы из каждой группы(2 зимующие птицы, 2перелётные птицы, 2 кочующие), обозначим их буквами.

Показ воспитателя, затем приглашаю к доске детей. Когда будут обозначены все группы птиц, подвожу детей к обобщающему понятию "Птицы" и ставлю условный знак и соединяющие линии. (Схема строится снизу).

- Дети, как вы думаете, можем ли мы внести в эту схему Кирюшу?

- К какой группе птиц, он относится? (Он относится к птицам жарких стран, поэтому мы можем в схеме поставить дополнительную точку).

- Дети, у вас на столах есть картинки с изображением птиц, условные обозначения - буквы и полоски. Распределите птиц на группы и составьте свою схему "Птицы". А птицы, помогут вам справиться с заданием. (Звучит аудиокассета с голосами птиц).

Самостоятельная деятельность детей, во время которой помогаю детям вопросами, поощряю тех, кто быстро справился.

- Молодцы! Все дети хорошо справились.

- А сейчас поиграем в игру "Угадай-ка"!

"Положили дети в птичью кормушку ветку сушеной рябины, крошки хлеба, кусочки сала, насыпали пшеницу, горох. Прилетела стайка маленьких сереньких птичек, сразу начала клевать крошки хлеба. К ним подлетели желтогрудые птицы - поклевали сала. Остались только ягоды".

- Какие это были птицы?

- Как вы догадались?

- Какие ещё птицы могут прилететь на кормушку?

- Что нужно делать, чтобы детей назвали друзьями птиц?

Ребята, попугай Кирюша благодарит вас за то, что узнал много нового и интересного. Он принёс вам в подарок небольшие сувениры - эмблемы "Друзья птиц". А мы Кирюше подарим схему, которую составили о птицах нашего края.

Схема "Птицы".

Литература.

1. Белая К. Ю. "Как обеспечить безопасность дошкольников". Методическое пособие. М., "Просвещение", 2000.

2. "Большая энциклопедия для дошкольников", "ОЛМА-ПРЕСС", 1999.

3. Грехова Л.И. "В союзе с природой". Учебно-методическое пособие. Москва-Ставрополь, "Илекса" - "Сервисшкола", 2000.

4. "Наблюдаем птиц". Серия "Юный натуралист", "АСТ-ПРЕСС", 1997.

5. Программа "Развитие" ред. Л. А. Венгер, Москва 2000.