Положительные и отрицательные числа. 6-й класс

Разделы: Математика

Класс: 6


Цели урока:

  • Образовательные:
    • обобщить и систематизировать знания и умения учащихся о положительных и отрицательных числах; подготовить к  восприятию последующего материала темы;
    • определить уровень усвоения знаний по данной теме, провести контроль и  уровня сформированности умений и навыков.
  • Познавательные:
    • закрепить  умения  и навыки по сложению чисел с разными знаками, умений применять и переносить свои знания в новую, нестандартную ситуацию;
    • развивать вычислительные навыки, грамотную устную математическую речь.
  • Развивающие:
    • развивать  логическое  мышление,  память, внимание;
    • развивать способности установления причинно-следственных связей, обобщения;
    • помогать овладению математической терминологией;
    • развивать творческую, речевую, мыслительную активность, используя различные формы работы;
    • развивать познавательный интерес к изучению математики посредством  применения межпредметных связей.
  •  Воспитательные:
    • способствовать воспитанию воли и настойчивости при выполнении творческих заданий, адекватной самооценки школьников.

Тип урока:урок-путешествие по сказкам Л.Кэрролла.

Оборудование:  мультимедийный проектор, ПК, экран (Приложение 1)

ХОД УРОКА

Эпиграф к уроку:

«Горят причудливо краски,
И, как не мудра голова,
Вы, всё-таки, верьте сказке,
Сказка всегда права!»

 Э. Асадов

(Приложение 1. Слайд 1)

Учитель: Сегодня, ребята, нас ожидает не совсем обычный урок. Даже можно сказать – совсем необычный. И это, я надеюсь, вы поняли из эпиграфа к нашему уроку.
Мы снова встретимся  с девочкой Алисой  из книги Льюиса Кэрролла «Алиса в Стране Чудес»  и «Алиса в Зазеркалье». И сегодня нам предстоит не простая  встреча, а целое путешествие по сказкам. И тема этого путешествия « Положительные и отрицательные числа». Итак, в путь!

(Приложение 1. Слайд 2)

Устная работа с места:  «Маленький экзамен  сестры Алисы»

Учитель: Мы с Алисой совсем уже собрались в путь, как вдруг сестра Алисы остановила  её, усадила поудобнее  под деревом и  назидательным тоном  сказала: «Что бы комфортно чувствовать себя в сказке необходимо повторить уже изученный материал по теме. Посмотрим, как ты и ребята  его усвоили.

– С какой особенной прямой мы познакомились на предстоящих уроках? (Охарактеризовать координатную прямую по рисунку)
– Если взять точку на координатной прямой, то как будет называться цифра ей соответствующая? (Координата)
– Как называются числа, стоящие на координатной прямой справа от начала координат, слева от начала координат? (Положительные числа и отрицательные числа)
– Какие числа называют противоположными? (Два числа, отличающиеся друг от  друга только знаками, называют противоположными числами.)
– Пользуясь каким предметом, предложенным Алисой, мы узнали, что возможно найти и достроить шкалу чисел отрицательными числами?  (Этот предмет – зеркало)

Учитель:Сестра Алисы осталась довольна ответами и пожелала нам счастливого пути по сказке. (Приложение 1. Слайд 3)

2. Практическая работа №1 «Задание Чёрной Королевы»

А на самом пороге сказки нас уже ожидает Чёрная Королева. Она, как всегда, торопится  и даже говорит скороговоркой.

Очень важно быстро расставить цифры по местам, – строго сказала Чёрная Королева. – Иначе Время просто утечёт, а линия высохнет и превратится в завитушку.

Учитель: О какой линии идёт речь? (О линии времени, с которой произошло знакомство на уроках истории)

Практическое задание (выполняется на моделях «линии времени» каждым учащимся)

Отметьте на «линии времени» следующие события из истории математики:

  • Книга «Начала» была написана Евклидом в І?І в. до н.э.;
  • Теория чисел зародилась в Древней Греции в V? в. до н.э.;
  • Десятичные дроби появились в Китае в І?І в.;
  • Теория отношений и пропорций была разработана в Древней Греции в ?V в. до н.э.;
  • Позиционная десятичная система счисления распространилась в странах Востока в ?C в.

– Сколько веков мы пользуемся этой системой счисления? (12 веков)
– Как на координатной прямой можно указать, что событие произошло до н.э., в н.э.? (На координатной прямой событиям до н.э. соответствуют цифры со знаком « – », а событиям н.э. соответствуют цифры со знаком «+»)

– Уф-ф! Время  не успело утечь. С моим заданием вы, кажется, справились, – выпалила Чёрная Королева. – Идите же дальше.

(Приложение 1. Слайд 4)

3. Минутка русского языка   «Назидания Грифона»

Учитель: Что это такое на нашем пути? А, это сказочный персонаж Грифон так заплясался, что чуть не свалил с ног Алису! Остановившись, наконец, он заговорил:

Моя Знакомая Телепаха так часто в разговоре коверкает слова:  Мучебники (вместо учебники), жуквы (вместо буквы), чихла (вместо числа), вылетание (вместо вычитание). Я  просто устал её поправлять. Мне бы хотелось, чтобы, вы, ребята, правильно произносили математические фразы.

(Приложение 1. Слайд 5)

Выражение – (– а) можно читать разными способами:
– число, противоположное числу минус а,
– минус минус а.
Например, предложение «если k = – 7, то – k = – (– 7)» можно прочитать так:
– если «ка» равно минус семи, то минус «ка» равно числу, противоположному минус семи,
– минус «ка» равно минус минус семи.
Правильно прочтите: – (– 86);  – 2; – (– 12,5)

4. Историческая справка  «Повествование Овцы»

(Приложение 1. Слайд 6)

Учитель: Алисе очень понравилось задание с цифрами и историческими датами, и она захотела узнать больше. Для этого нужно было лишь залезть на высокую лестницу и снять с полки нужную старинную книгу в кожаном переплёте… Книга эта находилась в комнате Овцы, которая сидела в глубоком кресле с вязанием и пялилась на Алису сквозь громадные очки.

– Похвально, что ты хочешь знать больше, – произнесла Овца. Ибо «Кто хочет ограничиться настоящим, без знания прошлого, тот никогда его не поймёт…», – сказал великий  математик Лейбниц.
– А знаешь ли ты, что не только египтяне и вавилоняне, но и древние греки не знали отрицательных чисел. Понятие отрицательного числа появляется при решении уравнений. Для производства вычислений математики того времени пользовались счётной докой, на которой числа изображались с помощью счётных палочек. Так как знаков «+» и  «–» в то время ещё не было, палочками красного цвета изображались положительные числа, отрицательные же – палочками чёрного цвета. Отрицательные числа долгое время называли словами, которые означали «долг», «недостача». Даже в VII в. В Индии положительные числа толковались как имущество, а отрицательные  – как долг.
Ещё в III в. древнегреческий математик Диофант уже работал с отрицательными и положительными числами.
Широко  использовали отрицательные  числа индийские математики. Однако, несмотря на это, В Индии относились к отрицательным числам с некоторым недоверием, считая их своеобразными, не совсем реальными. Бхаскара прямо писал: «Люди не одобряют отвлечённых отрицательных чисел…»
(Приложение 1. Слайд 7)
Посмотри в старинную книгу, и ты увидишь эту запись. Вот она.

И только в  XVII в. в  знаменитом произведении французского математика, физика и философа  Декарта «Геометрия» описывается геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел; положительные числа изображаются , как вы знаете, точками, лежащими вправо от начала 0, отрицательные – влево.
Геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел привело к более ясному пониманию природы отрицательных чисел, способствовало их признанию.

С этими словами Овца словно растворилась в воздухе, будто её и не было…

5. Практическая  работа №2  «Животные Зазеркалья» (выполняется фронтально у доски под диктовку учителя)

(Приложение 1. Слайд 8)

Учитель:Вообще в Зазеркалье Алиса встретила множество удивительных животных. С некоторыми она просто подружилась. Это были Единорог, ЗизЗаяц и КотТелок. Но общество этого животного ей  постоянно навязывала Белая Королева… Называли его…
Отметив на координатной прямой все точки с соответствующими им буквами, мы прочтём название этого удивительного животного:

О(5); Т(10); П(0); О(2); Г(– 7); У(9); П(– 1); Т(8); И(– 3); П(3)

(На доске на координатной прямой  появилось название животного «ГИППОПОТУТ»)

Учитель продолжает начатую фразу из книги:

– Ведь обычно в подобных случаях говорят «Гиппопотам», – возразила Королеве Алиса. На что та ответила: «Это там у вас Гиппопотам, а в Зазеркалье Гиппопотут»

(Приложение 1. Слайд 9)

6. Устная работа  «ТЕЦ и ТИК в затруднительном положении»

Учитель:Они стояли, обнявшись, под деревом и готовы были расплакаться. ТЕЦ, ТИК  прочла Алиса на их воротничках, затем немедленно  поинтересовалась, что  могло так расстроить братцев.

– Мы в затруднительном положении – не можем ответить на вопрос, – сказал ТИК.
– Да! не сможете ли вы нам помочь? – взмолился ТЕЦ.

Учитель: Необходимо выяснить, какие числа расположены на координатной прямой между числами:

А) – 8 и – 5;  б) – 3 и 0; в) – 2 и 2; г) – 3,6 и 4, 2; д) – 4  и 3;   е) 1  и 3?
                                                                                        5                3     7

(Приложение 1. Слайд 10)

7. Решение текстовой задачи: «Задача Белого Рыцаря»

Учитель: «Его доброе, совсем не воинственное лицо и тихий взгляд больших кротких глаз поразил Алису. «Он совсем не похож на грозного Рыцаря», – подумала она.
Жестяные латы болтались на Рыцаре как на вешалке. Какой-то деревянный короб висел у него за спиной…»
Алиса спросила о содержимом этого странного короба , на что Белый Рыцарь ответил.

– Узнать, что в коробе вы сможете легко, если решите задачу. Вот её условие.

Задача: В свой дорожный короб я уложил 24 кг снеди для воспитанников сказочного детского сада. Среди продуктов 3/8 части составили конфеты, а 1/5 остатка заняли булочки с маком и пирожные в отношении 2 : 1. Сколько килограммов каждого продукта было в коробе?

(Приложение 1. Слайд 11)

8. Творческое задание от Алисы:

Учитель: Алисе понравилось решать  задачи и она предлагает вам самим составить дома свою текстовую задачу, решить её, а так же проиллюстрировать рисунком. Это будет домашним заданием.

9. Заключительный этап урока: «Прощание с Алисой»

Исполнение одним  из учащихся песенки «Прощание с Алисой» (на мотив песни группы Биттлз)

День июльский уплыл…
Навсегда… в никуда
Он был весь унесён.
И в сплетенье теней
Лодку вижу я,
А в ней ту девочку со мной…

Припев:

Откликнись, откликнись, откликнись…
Во сне и наяву
Твоё я имя слышу
Где Алиса, где ты а-у.