Программа духовно-нравственного воспитания и развития будущих защитников Отечества "К истокам нравственности"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Перед школами в настоящее время стоят задачи создания наиболее эффективных условий для формирования нравственного поведения учащихся. Особое значение приобретают вопросы формирования у них патриотизма, национального самосознания, гражданственности, способности оценивать и сознательно выстраивать отношение к себе, к своей семье, к другим людям, государству, Отечеству, миру. Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции. Формирование личности ребёнка, воспитание у него правильного отношения человека к явлениям действительности - это сложный педагогический процесс. В основе его лежит правильное, гармоничное развитие чувств человека. Чувство - особая форма отношения человека к явлениям действительности, обусловленная их соответствием или несоответствием потребностям личности.

Особую группу чувств составляют высшие чувства: нравственные и духовные.

Проблема нравственных отношений отнюдь не только проблема педагогов и родителей. Сегодня эта проблема касается каждого человека, кем бы он ни был он должен уметь разобраться в вопросах нравственных отношений и в вопросах нравственного воспитания, так как взаимоотношения людей не обходятся без взаимовлияний, без воспитывающего действия друг на друга. Нравственность сегодняшнего общества такой же весомый показатель цивилизации, каким является наука и техника.

В 2007 и 2008 г. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации было подчеркнуто, что "Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность: и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений".

Развитие общества явственно выявляет тенденцию нравственности играть всё более важную роль в развитии общества. Нравственность общества слагается из нравственности каждого человека. Нравственность - это общепринятые нормы общества, которые поддерживаются общественным мнением и контролируются общественной оценкой.

От того, как формируется у человека нравственные ценности, зависит взаимодействие этого человека с другими людьми, его успех в профессиональной деятельности.

Наиболее синзетивным возрастом для усвоения нравственных норм, правил выработки нравственных отношений и нравственного поведения является школьный возраст. Ребенок школьного возраста наиболее восприимчив к эмоционально-ценностному, духовно-нравственному развитию, гражданскому воспитанию. В то же время недостатки развития и воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы.

Вот почему для учителей школ важны знания основ нравственного воспитания. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества, говорится в стандартах второго поколения. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Таким образом, стандарты второго поколения определяют актуальность разработки и внедрения программы духовно-нравственного развития и воспитания личности школьника.

Большой интерес представляет опыт учителей Кадетских школ различных регионов страны, обосновавших и внедряющих педагогические условия для формирования у школьников нравственного проявления, укрепления нравственно-смысловой сферы личности, гражданина-патриота. Но как показывает практика, существует множество недостатков и проблем в организации этого процесса.

Они сводятся к следующим:

- учителя и воспитатели кадетских школ недостаточно подготовлены теоретически и практически к духовно- нравственному воспитанию.

- сама социальная ситуация в стране и в семье также могут являться барьером в развитии духовно-нравственных ценностей кадетов.

Контрасты жизненного уровня учащихся одного и того же класса разделяют учащихся в проявлениях нравственной воспитанности (воспитателю сложнее работать в этой ситуации, так как приходится нивелировать названные проблемы, что вынуждает его искать новые подходы).

Всё вышеупомянутое позволило сформулировать проблему. Она состоит в поиске новых подходов к организации духовно-нравственного воспитания кадета в сложившихся условиях модернизации образования, а так же результативных формах, методах и средствах духовно-нравственного его воспитания.

Решение данной проблемы и составляет цель нашей программы духовно-нравственного развития и воспитания будущего защитника Отечества. Предполагаем, что на уровень духовно-нравственного воспитания личности школьника оказывает влияние эффективная система, построенная на взаимосвязи традиционных форм кадетского воспитания, методов и средств духовно-нравственного воспитания, в сочетании с новыми подходами, концептуально обоснованных в стандартах второго поколения.. С этой целью коллективом нашей Кадетской школы была разработана программа нравственного воспитания кадета построенная на обращении к духовным ценностям.

"К истокам нравственности". Программа воспитания и развития будущего защитника Родины

I . Введение

Духовно-нравственное воспитание и развитие подрастающего поколения - есть важнейшее условие успешного развития нашей страны. Его сущность и содержание сформулированы в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая является методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с другими субъектами социализации - семьей, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции,

Концепция формулирует социальный заказ современной общеобразовательной школе как определенную систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними: нация, национальное государство, национальное самосознание, формирование национальной идентичности, патриотизм, гражданское общество, многообразие культур и народов, межэтнический мир и согласие, социализация, развитие, воспитание, национальный воспитательный идеал, базовые национальные ценности, духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России.

Школьная программа "К истокам нравственности" на 2011- 2015 годы разработана в соответствии с государственной программой "Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы". В основу ее легли "Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России", "Концепция федеральной подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года"

Программа "К истокам нравственности" на 2011- 2015 годы является модернизированным продолжением школьной комплексной целевой программы "Я - гражданин, патриот России", сохраняет непрерывность процесса по формированию гражданско-патриотического сознания кадета как одного из факторов духовно-нравственного воспитания личности гражданина России, будущего защитника Отечества. Программа подразумевает интеграцию с другими школьными комплексно-целевыми программами.

Программа предназначена для использования в кадетской школе. Продолжительность 5 лет (5-11 класс)

Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания будущего защитника Отечества

Целью кадетского воспитания является формирование высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина-патриота, готового служить своему Отечеству, любить его и гордиться им.

Задачи воспитания:

- способствовать развитию личностно значимых духовно-нравственных ценностей, самооценке, пониманию смысла своей жизни, моральному совершенствованию, ответственности за свои поступки, креативных способностей, профессиональной мобильности.

- развивать чувство патриотизма и гражданственности, законопослушность и дисциплинированность;

- формировать чувство гордости и глубокого уважения к символам Татарстана, России и историческим святыням Отечества, а также позитивное отношение к Вооруженным Силам Отечества, готовности к службе в армии;

- утверждать в сознании и чувствах кадетов уважение к традициям, культурному и историческому наследию своего народа, города, страны;

- развивать способности выражать, критически оценивать и отстаивать свою общественную позицию; принимать самостоятельное решение, на основе морального выбора; быть целеустремленным и настойчивым в достижении результата;

- прививать школьникам трудолюбие, бережливость, способность к преодолению трудностей;

- способствовать осознанию ценности своей жизни и жизни других людей, бережному отношению к ней; нетерпимости к влияниям, представляющим угрозу для жизни и здоровья, умениям им противодействовать и вести здоровый образ жизни.

- создавать условия для самовыражения, самореализации каждого кадета через конкретные дела нравственной, патриотической направленности; способствовать формированию мотивации к активному и ответственному участию в жизни кадетской школы;

- понимания непреходящего значения ценностей семейной жизни и ее нравственных устоев таких как, любовь, уважение к родителям, забота о младших и старших.

Содержание разделов программы

Разрабатывая программу, коллектив кадетской школы обратился к разумному, доброму, вечному, взяв за основу золотое правило нравственности: "Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе". Духовно-нравственное развитие будущего защитника Родины в рамках общего образования осуществляется в педагогическом процессе осознанного восприятия и принятия обучающимися общечеловеческих ценностей.

Программа выделяет следующие ценностные ориентации:

  • Отечество
  • культура
  • семья
  • человекознание
  • общество

I раздел. Святыня человека

"Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков". А..Пушкин.

Основная цель кадетских школ - подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на гражданском и военном поприще. Кадетские школы сегодня стали центрами патриотического воспитания. В них реализуются долгосрочные ведомственные и региональные программы патриотического воспитания, нормативные правовые акты в области патриотического воспитания, а также созданы условия для организационного, информационного, научного и методического обеспечения патриотического воспитания. Совершенствуется организация патриотического воспитания. Возросли уровень и эффективность проведения фестивалей художественного творчества, конкурсов, выставок и состязаний. Для проведения мероприятий патриотической направленности используется потенциал центров традиционной народной культуры, театров, библиотек и музеев. Возобновилось проведение военно-спортивных игр и других мероприятий, направленных на военно-патриотическое воспитание кадетов.

Долг перед Отечеством - святыня человека. От кадетских школ зависит, чтобы каждый юный гражданин дорожил этой святыней.

II раздел. Мой милый край!

В нашем разделе освещен опыт использования компонентов народной культуры русских и татарских народов.

Раздел программы включает в себя и проведение праздников Масленицы и Науруза, празднование дат, связанных с духовной жизнью народов Татарстана, и организацию поездок по святым местам, и работу библиотеки духовной и национальной литературы, и просмотр видеофильмов. Шаг за шагом пытаемся мы приближаться к духовным истокам наших предков. Основа восприятия детей - духовность: русский и татарский языки, преподаваемый широко, с любовью к живому слову; история Татарстана, проникнутая любовью и бережным отношением к прошлому своего отечества; литература, рассмотренная, поданная с позиции ее национальных духовных ценностей и идеалов.

Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, получение опыта эмоционально-чувственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения в ней, получение опыта участия в природоохранительной деятельности кадетской школы, участие в создании и реализации коллективных экологических проектах - позволяют воспитать ценностное отношение к природе, окружающей среде, к бережному и рациональному отношению к богатствам своего края. Раздел включает и это направление работы.

III раздел. Семейный альбом

"Подлинная школа воспитания сердечности, душевн6ости и отзывчивости - это семь". В.А.Сухомлинский. Направление "Семья" охватывает весь комплекс работы с родителями. Задача - добиться небезразличного участия родителей в жизни кадетской школы.

Сегодня расхождение между семьей и школой усиливаются. В семье идет переориентация на иные, ценности, дети быстрее включаются в новые идеологические установки, современного постоянно меняющегося общества, что нередко приводят к напряжению в отношениях дедов, отцов и детей. Школа продолжает защищать идеалы добра и бескорыстия, и честности. Ее нравственная программа не может меняться в зависимости; от коньюктуры и моды. Она всегда накапливала новым поколениям вечные духовные истины, которым жило человечество.

В чем состоит актуальная задача новой программы? Во взаимодействии и согласии школы с родителями и опекунами в воспитании у детей чувства чести рода, ответственности за фамилию, осознании роли семьи как части общества. В просвещении родителей в вопросах ЗОЖ, в согласовании ориентиров ребенка и родителей в построении успешной жизни. В сохранении красоты и уюта, внутренней теплоты семейной жизни, расширении опыта позитивного взаимодействия с семьей. В пересмотре классным руководителем и офицером-воспитателем собственных представлений о воспитании, осознании ответственности за педагогическое воздействие на учащихся-кадетов, непрерывном саморазвитии.

IV раздел. Я - Человек

Каждый человек, вступая на жизненный путь, естественно хочет пройти его наилучшим образом, тол есть по возможности быть счастливым и благополучным. Как правило, он руководствуется наставлениями своих родителей, друзей, учителей, воспитателей. Те, в свою очередь, хотят ли они или нет, черпают свой жизненный опыт из той культуры, в традициях которой они выросли.

Основные этические учения народов Татарстана Ислам и Христианство, вобрали в себя ценностный опыт и культуру предков передаваемый из поколения в поколения, привлекающий к себе миллионы людей. В мире, в котором много зла и несправедливости, эти великие учения человечества провозглашают любовь к ближнему, справедливость как единственное спасение от всех напастей в жизни и источник саморазвития. Учения обобщили нравственные поиски многих народов, их основу составляет чувство любви, которым должен проникнуться каждый человек к другому человеку к окружающему миру и в процессе своего развития стремиться к личностному духовно-нравственному росту.

Потребности человека взаимосвязаны: любовь является побудительной силой для достижения успеха и способствует самоутверждению ребенка в собственных глазах.

Большинство детей видят кадетскую школу местом, где можно удовлетворить эти кардинальные потребности. В системе воспитательной работы кадетской школы используется индивидуальный подход к каждому воспитаннику, как личности, хорошо осознавая, что ребенок, как цветок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Практическими задачами школа ставит выявление и развитие всех сущностных сил ребенка, внушение каждому воспитаннику сознание собственной неповторимости, побуждение его к самовоспитанию, к тому, чтобы стать творцом самого себя и своих обстоятельств. В программу с этой целью включены круговые беседы, арттерапии, игровые тренинги, положительные эмоциональные установки, которые приходят на помощь нашим питомцам в самосознании, самоопределении личности.

V раздел. Я выбираю этот мир

"Великая духовная потребность участвовать в управлении страной не может быть воспитана в человеке в один день, и если в ребенке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появиться у взрослого человека". Томас Манн

Эффективность воспитательной деятельности Кадетской школы сегодня во многом зависит от опоры педагогов на организацию детей, кадетское соуправление, которое регулирует общественную жизнь кадетов.

Главной заслугой обновленного Кадетского совета станет утверждение в кадетах убеждения, веры в продвижении России по пути гражданского общества открытого миру. В этом направлении работы школьная комплексная программа "К истокам нравственности" интегрирована с программой Кадетского соуправления "Патриот".

Природа позаботилась о ресурсе нашего здоровья, снабдив нас от рождения структурной (на клеточном уровне) и сенсорной (на уровне органов чувств) системами саморегуляции и поддержания жизни. Однако по мере взросления состояние нашего здоровья всё более зависит от того, как мы распоряжаемся природным даром, как мы можем, развивая наши возможности, уравновешивать их с изменяющимися факторами окружающей среды, какой мы избираем образ жизни и избираем ли здоровый образ жизни.

В решении проблемы профилактики наркотизации и формировании культуры здорового образа жизни у кадетов, программа интегрирована со школьной комплексно-целевой программой "Здоровье".

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3