Цели урока:
- познакомить учащихся с понятием "смежные углы";
- учить определять и объяснять понятия;
- сформулировать свойство смежных углов;
- учить применять свойство смежных углов при решении задач;
- развивать культуру устной и письменной математической речи;
- создание условий для приобретения ребенком опыта обоснования и предъявления своей точки зрения;
- воспитывать коммуникабельность, настойчивость в достижении цели.
Оборудование урока: слайдовая презентация; листы с математическим диктантом, эпиграф
Эпиграф
Тот, кто не знает математики,
не может узнать никакой другой
науки и даже не может
обнаружить своего невежества.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть на уроке.
II. Актуализация знаний.
Мы продолжаем изучение геометрии. Для того, чтобы нам разобраться в следующей теме, повторим изученный материал. Напишем математический диктант (Приложение 1).
У каждого ученика на столе лист с заданием. За закрытой створкой доски работает ученик. Выполнив диктант, учащиеся в паре обмениваются работами, проводят взаимопроверку. Далее весь класс проверяет работу на доске, вносятся поправки, исправляются ошибки. После проведения проверки, учащиеся забирают свои листы и оценивают работу. Листы сдаются. Повторяется основное свойство измерения углов, которое использовалось при выполнении математического диктанта.
III. Изучение нового материала.
1. Введение понятия "Смежные углы".
В тетрадях записывается дата, тема урока. (Презентация. Слайд 1)
Постановка целей урока (учащиеся формулируют цели самостоятельно, учитель корректирует ответ)
Практическая работа.
Один ученик выполняет работу на доске, остальные учащиеся - в тетради:
Учитель:
1. Начертите прямую АВ.
2. Отметьте на прямой АВ точку О так, чтобы она лежала между точками А и В. Ответьте на вопросы: (работает весь класс)
- Какой угол получили?
- Какова его градусная мера?
- Дайте определение развернутого угла.
- Назовите стороны угла.
- По определению они являются:?
3. Между сторонами угла АОВ проведите луч ОС. Ответьте на вопросы: (работает весь класс)
- Какие еще углы получились?
- Назовите стороны каждого угла.
- Что вы можете сказать о сторонах полученных углов?
Подведем итог нашей работы. Полученные углы и называют смежными углами. А теперь, опираясь на практическую работу, дайте определение смежных углов (определение учащиеся формулируют самостоятельно).
Найдите определение в учебнике, прочитайте его, сравните с определением, которое дали вы. Дайте определение смежных углов еще раз, учитывая замечания.
2. Введение свойства смежных углов.
Учитель: Ребята, теперь, вы знаете, какие углы называются смежными. Посмотрите на ваш рисунок и подумайте, а каким свойством обладают смежные углы (учащиеся формулируют свойство, учитель корректирует ответы). Давайте докажем это свойство, опираясь на ранее изученный материал (свойство с помощью учителя доказывает ученик). Найдите это свойство с доказательством в учебнике. Прочитайте его. Повторим еще раз это свойство с доказательством. (Презентация. Слайд 2)
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель: Выполним устные упражнения на готовых чертежах. Назовите смежные углы. (Презентация. Слайд 3)
Запишите в тетрадях смежные углы. (Презентация. Слайд 4) Один ученик работает за створкой доски.
Проводится проверка выполненного задания (повторяется определение смежных углов).
Выполним устно №1 из учебника. Найдите углы, смежные с углами 30o, 45o, 60o, 90o.
Что вы должны знать при выполнении этой задачи? (повторяется свойство смежных углов).
Решим письменно задачу №3. Найдите смежные углы, если один из них в два раза больше другого.
V. Подведение итогов.
Учитель:
- какие цели были поставлены, достигли ли вы поставленных целей?
- понятен ли вам изученный сегодня материал?
- что у вас получилось лучше всего, что вызвало затруднения?
- комфортно ли вы себя чувствовали на уроке?
VI. Домашнее задание.
п.14. №4 (1). Для наиболее сильных учащихся №6 (1).