Статья открывает возможности развития связной речи по средством использования сказок. Разработан материал по возрастным этапом. К каждому возрасту подобраны и разработаны сказки. Приложен конспект постановки сказок, которые помогают ввести детей в удивительный мир сказки
Сказка в развитии речи детей.
Сказка вносит разнообразие в жизнь ребёнка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учит играя.
Особенность сказки состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии согласованности с успешным овладением грамотной и связной речью. Сказка - интегративная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество, регулирование ребёнком собственных эмоциональных состояний.
К сожалению, сегодня у многих детей к пяти годам уровень речевого развития ниже положенной нормы. Уровень передачи эмоциональных состояний недоразвит, артистические способности, интонирование, восприятие различных оттенков речи не соответствует взрослому.
А сказка является отличным средством устранить все эти проблемы. Сам процесс игры в сказку тесно связано со всеми разделами программы, в которые входит и развитие речи детей дошкольного возраста. Игра в сказку - способствует активизации разных сторон речи детей:
- Словаря;
- Грамматического строя;
- Диалогической и монологической речи;
- Совершенствованию звуковой стороны речи.
Изучив программы авторов : 6) О.А. Шороховой "Играем в сказку",
1) М.А. Васильевой "Программа воспитания и обучения в детском саду",
2) Г.Я. Затулиной "Программа воспитания в детском саду",
3) О.С. Ушаковой "Развитие речи и творчества дошкольников",
4) Р.И. Габовой "Методика обучения пересказу детей старшего дошкольного возраста",
5) А.М. Бородич "Методика развития речи детей",
6) О.А. Шороховой "Играем в сказку". Проконсультировавшись с методистом, логопедом и музыкальным работником детского сада поставила цель: организовать работу по развитию словесного творчества детей, обучать составлению репродуктивно - творческих импровизаций по содержанию знакомых сказок и их драматизации. Создать благоприятную психологическую атмосферу. Обеспечению рациональных условий пространства и времени, а так же по использованию игровых методов, направленных на развитие связной речи с учётом таких характеристик личности, как активность, самостоятельность, произвольность, эмоциональная устойчивость, творчество.
Задачи:
- Образовательная: Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный педагогом вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринуждённую беседу.
- Воспитательная: воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, заниматься сообща; стремление радовать близких поступками. Формировать умение оценивать свою работу, воспитывать привычку работать старательно. Формировать доброжелательное и уважительное отношение к сверстникам.
- Развивающая: развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незнакомым сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенному воспитателем. Развивать умение изображать мимикой и жестами состояние героев сказки.
Развитие связной речи старших дошкольников в программе осуществляю через разнообразные формы организации занятий. На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать сказки и небылицы. Занятия по ознакомлению с художественной литературой вырабатывают у детей художественный вкус, развивают воображение, а также умение чувствовать и понимать выразительные средства родного языка.
В систему развития связной речи разделила на 4 этапа:
- I Этап. "Рассказывание";
- II Этап. "Пересказывание";
- III Этап. "Играем в сказку";
- IV Этап. "Сочинялки".
На каждом из этапов работы по развитию связной монологической речи особое внимание уделяю обучению пересказыванию, поскольку этот вид деятельности является основополагающим для овладения детьми навыками самостоятельного рассказывания.
В своей работе по развитию речи использую словесные игры Карусели", "Качели", "Ладушки", "У медведя дом большой" и т.д.; пересказ от лица литературного героя, словесное рисование, психогимнастику: "Дятел", "Молоточки", "Петрушка", "По кочкам" и т.д. пальчиковые игры: "Моя семья", "Зайчики", "Лодочка", "Ребята". Несмотря на технический прогресс, дети все-таки тянутся к таинственному миру сказок. Ведь сказка не только будит воображение, помогает творить, но и обогащает жизнь положительными эмоциями, объединяет людей. Дети растут и им всё интереснее принимать участие в театрализованных играх.
Распределила сказки по возрастным этапом:
Вторая младшая группа:
- "Курочка ряба"
- "Репка"
- "Колобок"
Средняя группа
- "Репка"
- "Колобок"
- "Теремок"
- "Три медведя"
Старшая группа:
- "Лиса и журавль"
- "Кукушка"
- "Пузырь, Соломинка и Лапоть"
- "Заюшкина избушка"
- "Кот, Петух и Лиса"
Подготовительная группа:
- "Кот, Петух и Лиса"
- "Старуха Таал-Таал"
- "Айога"
- "Заюшкина избушка"
- "Муха-цокотуха"
"Репка"
- Конспект занятия во II младшей группе для логопедов кустового семинара
- "Лексика и грамматика - основа связной речи"
Цель:
- привлечь внимание и интерес ребёнка к совместному занятию,
- настроить на активную работу, помочь сбросить психическое и
- физическое напряжение, формировать правильное речевое дыхание,
- развивать выразительность речи.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I часть:
Воспитатель: В прошлый раз мы с вами были в деревне, у бабушки. Что - же мы видели в деревне, у бабушки?
Дети: Корову, собаку, кошку и т.д.
Воспитатель: Дети, как собака лаяла? (щенка, кошку, котёнка, мышки)
Дети: (имитируют голоса животных)
Воспитатель: Сегодня ребята мы с вами пойдём на огород.
(Пальчиковая гимнастика "Репка")
Вышли дети в огород
А в огороде репка
Репка крепкая,
Вылезай ты репка
Из родимой грядки
Не играй ты в прятки.
Репка выросла большая - пребольшая.
Тянем - потянем
Вытянуть не можем.
Ох, какая репка
Выросла у нас.
Пальчиками ходят по колено
Зажимают в кулак
Кулак закрывают левой рукой.
Пальчики раскрывают
Грозят пальчиком
Разводят руками в сторону.
Имитируют
Вытирают пот
II часть: Играем в сказку (Распределение ролей)
Воспитатель: Посадил дед репку, поливал, ухаживал. (Дед копает землю, садит семечко)
Ребёнок:
Дед ходит вокруг репки.
Дед.
Ах! Какая репка выросла у нас!
Бабка, выходи помочь!
Бабка.
Я помочь всегда не прочь.
Ах! Какая репка выросла у нас!
Все.
Вылезай ты, репка,
из родимой грядки.
Тянем - потянем ,
вытянуть не можем!
Бабка.
Внучка, выходи помочь!
Внучка.
Бегу, бегу, помогу!
Помогать вам всем хочу!
Все.
Вылезай ты, репка,
Из родимой грядки.
Тянем - потянем,
Вытянуть не можем!
Внучка.
Жучка! Выходи помочь!
Жучка.
Гав, гав, гав!
Чем могу, помогу!
Все.
Вылезай ты, репка,
Из родимой грядки.
Тянем - потянем,
Вытянуть не можем!
Жучка.
Кошка, выходи помочь!
Кошка.
Терпеть репку не могу,
А, работать помогу!
Все.
Вылезай ты, репка,
Из родимой грядки.
Тянем - потянем,
Вытянуть не можем!
Кошка.
Мышка, выходи помочь!
Мышка.
Я, мышонок - силачонок,
Репку вытяну спросонок!
Ах, какая репка выросла у нас!
Все.
Вылезай ты, репка,
Из родимой грядки.
Тянем - потянем,
Вытянули репку!
(все вокруг репки)
Хоть большая репка,
хоть сидела крепко,
да работали мы дружно,
и лентяев нам не нужно!
Би - би - би, би - би - би.
А, теперь мы все и дед
везём репку на обед.
III часть. Итог.
Воспитатель: Вот и побывали мы в деревне. И сказку поиграли. Вам понравилась сказка? Кто из героев из сказки вам по душе? Почему? А хотел бы ты кем - то ещё быть?
Дети: (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, дети. Сегодня все хорошо поиграли. В следующий раз поменяемся ролями.