Созвучие муз. 5-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 5


Цель: Формирование основ музыкальной культуры через музыку и литературу (на примере поэмы А.С. Пушкина и М.И.Глинки "Руслан и Людмила")

Задачи:

Образовательные:

  • Раскрыть взаимосвязь музыки и литературы.

Развивающие:

  • Способствовать развитию речи и мышления обучающихся.
  • Развивать умение составлять характеристику литературному герою, и герою музыкального произведения.

Воспитательные:

  • Формирование эстетической культуры.
  • Формирование ценностных положительных качеств личности.

Ход урока

Приветствие: Здравствуйте ребята.

Сегодня на уроке, мы с вами рассмотрим очень интересное явление в области искусства. Помогут познакомиться м ним музыка и слово.

А для этого мы побываем в музыкальном театре. Представьте:

(Экран. Начало оперы)

Занавес закрыт. Зрители рассаживаются, оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры. Появляется дирижер, и мы слышим музыку.

(зв. Увертюра)

  • Прозвучало вступление к музыкальному спектаклю, как называется это вступление? (увертюра)
  • Куда ведет нас музыкальное произведение - в сказку, в драматическое произведение, а может в музыкальное?
  • Какой композитор написал эту увертюру?
  • Почему мы не можем ответить? (потому что звучала только музыка)
  • А может поможет слово?

Читаем "У лукоморья"

А.С.Пушкин поэма "Руслан и Людмила"

Экран портрет А.С.пушкина

Почему Пушкин назвал эту поэму Руслан и Людмила?

(ответ:::)

Кто такой Руслан?

Экран портрет Руслана

Ответ: Руслан - Князь, рыцарь, витязь, богатырь.

Какой он?

Ответ: добрый, честный, благородный, верный.

Кто такая Людмила?

Экран портрет Людмилы

Ответ: дочь Светозара, невеста, девушка.

Какая она?

Ответ: добрая, честная, верная, преданная.

Так охарактеризовал А.С.Пушкин Руслана и Людмилу своим поэтическим языком - словом.

Экран портрет М.И.Глинки

А М.И.Глинка, русский композитор, который знал Пушкина лично, изобразил главных героев своим языком - языком музыки.

Как называется музыкально - театральное произведение, где главным является музыка? (Опера)

Как называется песня в опере? Ария

(Звучат: Арии Руслана и Людмилы) - отрывок из оперы.

Мы прослушали две арии. Характер музыки Руслана - какой?

Ответ: Музыка Руслана величественная, озвучивает инструмент - виолончель.

Характер музыки Людмилы какой?

Ответ: музыка жизнерадостная, веселая, легкая, напевная, певучая, радостная, озвучивает скрипка.

Сравнение: образ, созданный музыкой и образ, созданный словом - (общие ответы)

Они живут в мире добра, света, радости, любви.

Но вдруг меркнет свет, гремит гром, похищение Людмила таинственной силой.

Что это за сила? (Сила зла - образ Черномора)

Что он сделал? Принес горе.

Черномор - он какой? (Злой, жадный, жестокий, хитрый)

Представьте, вы художники по костюмам. Каков будет ваш Черномор?

(словесное описание) Горбатый, уродливый карлик с огромной бородой, которую несут на подушках арапчата.

А сейчас мы послушаем, как его изобразил глинка языком музыки.

Звучит марш Черномора.

Какой жанр избирает композитор? МАРШ. Удивительный яркий, красочный.

В каком регистре звучит этот марш?

То низкий, то высокий.

Какие инструменты использовал Глинка?

Духовые или шумовые - колокольчики, тарелки, ударные.

Они усиливают сказочность Черномора. Музыка грозная, устрашающая, резкая, неприятная.

Она напоминает игрушечный марш. Музыка рисует грозного и в то же время причудливого. Создает впечатление, что КАРЛИК изо всех сил старается казаться МОГУЧИМ, хотя в действительности он тщедушен и смешон.

А вы знаете, что М.И.Глинка не дает Черномору слово. Он не поет арию. Он немой. Это новаторство Глинки. Вспомните, в поэме Пушкин тоже не давал слово Черномору.

Как вы думаете, заслуживает Черномор наказания?

А как складывается судьба Черномора в поэме? Да Руслан прощает его.

Какие качества проявил Руслан? МИЛОСЕРДИЕ

Скажите а вы хотели бы походить на Черномора?

Что вам не нравиться у него?

Кто вам нравиться? Почему?

Опера заканчивается ликующим финалом. Народ прославляет Русь, любовь к Родине.

Слушаем финал.

Вы прочитали поэму А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", а сегодня мы прослушали фрагменты из оперы.

Музыка повлияла на наши образы?

Ответ: Мы ярче увидели образы, почувствовали их настроение, черты характера. Музыка обогатила наше представление об образе героев поэмы А.С.Пушкина. Эта музыка воспевает жизнь, утверждает победу над злом.

Итак наш урок подходит к концу, напишите к следующему уроку свои отзывы о музыкальных героях.

Я надеюсь, что вы вместе с родителями прослушаете эту оперу или посмотрите видеоспектакль.

До свидания.