Цель: Формирование основ музыкальной культуры через музыку и литературу (на примере поэмы А.С. Пушкина и М.И.Глинки "Руслан и Людмила")
Задачи:
Образовательные:
- Раскрыть взаимосвязь музыки и литературы.
Развивающие:
- Способствовать развитию речи и мышления обучающихся.
- Развивать умение составлять характеристику литературному герою, и герою музыкального произведения.
Воспитательные:
- Формирование эстетической культуры.
- Формирование ценностных положительных качеств личности.
Ход урока
Приветствие: Здравствуйте ребята.
Сегодня на уроке, мы с вами рассмотрим очень интересное явление в области искусства. Помогут познакомиться м ним музыка и слово.
А для этого мы побываем в музыкальном театре. Представьте:
(Экран. Начало оперы)
Занавес закрыт. Зрители рассаживаются, оркестранты настраивают свои инструменты. Постепенно гаснут люстры. Появляется дирижер, и мы слышим музыку.
(зв. Увертюра)
- Прозвучало вступление к музыкальному спектаклю, как называется это вступление? (увертюра)
- Куда ведет нас музыкальное произведение - в сказку, в драматическое произведение, а может в музыкальное?
- Какой композитор написал эту увертюру?
- Почему мы не можем ответить? (потому что звучала только музыка)
- А может поможет слово?
Читаем "У лукоморья"
А.С.Пушкин поэма "Руслан и Людмила"
Экран портрет А.С.пушкина
Почему Пушкин назвал эту поэму Руслан и Людмила?
(ответ:::)
Кто такой Руслан?
Экран портрет Руслана
Ответ: Руслан - Князь, рыцарь, витязь, богатырь.
Какой он?
Ответ: добрый, честный, благородный, верный.
Кто такая Людмила?
Экран портрет Людмилы
Ответ: дочь Светозара, невеста, девушка.
Какая она?
Ответ: добрая, честная, верная, преданная.
Так охарактеризовал А.С.Пушкин Руслана и Людмилу своим поэтическим языком - словом.
Экран портрет М.И.Глинки
А М.И.Глинка, русский композитор, который знал Пушкина лично, изобразил главных героев своим языком - языком музыки.
Как называется музыкально - театральное произведение, где главным является музыка? (Опера)
Как называется песня в опере? Ария
(Звучат: Арии Руслана и Людмилы) - отрывок из оперы.
Мы прослушали две арии. Характер музыки Руслана - какой?
Ответ: Музыка Руслана величественная, озвучивает инструмент - виолончель.
Характер музыки Людмилы какой?
Ответ: музыка жизнерадостная, веселая, легкая, напевная, певучая, радостная, озвучивает скрипка.
Сравнение: образ, созданный музыкой и образ, созданный словом - (общие ответы)
Они живут в мире добра, света, радости, любви.
Но вдруг меркнет свет, гремит гром, похищение Людмила таинственной силой.
Что это за сила? (Сила зла - образ Черномора)
Что он сделал? Принес горе.
Черномор - он какой? (Злой, жадный, жестокий, хитрый)
Представьте, вы художники по костюмам. Каков будет ваш Черномор?
(словесное описание) Горбатый, уродливый карлик с огромной бородой, которую несут на подушках арапчата.
А сейчас мы послушаем, как его изобразил глинка языком музыки.
Звучит марш Черномора.
Какой жанр избирает композитор? МАРШ. Удивительный яркий, красочный.
В каком регистре звучит этот марш?
То низкий, то высокий.
Какие инструменты использовал Глинка?
Духовые или шумовые - колокольчики, тарелки, ударные.
Они усиливают сказочность Черномора. Музыка грозная, устрашающая, резкая, неприятная.
Она напоминает игрушечный марш. Музыка рисует грозного и в то же время причудливого. Создает впечатление, что КАРЛИК изо всех сил старается казаться МОГУЧИМ, хотя в действительности он тщедушен и смешон.
А вы знаете, что М.И.Глинка не дает Черномору слово. Он не поет арию. Он немой. Это новаторство Глинки. Вспомните, в поэме Пушкин тоже не давал слово Черномору.
Как вы думаете, заслуживает Черномор наказания?
А как складывается судьба Черномора в поэме? Да Руслан прощает его.
Какие качества проявил Руслан? МИЛОСЕРДИЕ
Скажите а вы хотели бы походить на Черномора?
Что вам не нравиться у него?
Кто вам нравиться? Почему?
Опера заканчивается ликующим финалом. Народ прославляет Русь, любовь к Родине.
Слушаем финал.
Вы прочитали поэму А.С.Пушкина "Руслан и Людмила", а сегодня мы прослушали фрагменты из оперы.
Музыка повлияла на наши образы?
Ответ: Мы ярче увидели образы, почувствовали их настроение, черты характера. Музыка обогатила наше представление об образе героев поэмы А.С.Пушкина. Эта музыка воспевает жизнь, утверждает победу над злом.
Итак наш урок подходит к концу, напишите к следующему уроку свои отзывы о музыкальных героях.
Я надеюсь, что вы вместе с родителями прослушаете эту оперу или посмотрите видеоспектакль.
До свидания.