Программа по патриотическому воспитанию "Я и моя Родина"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Патриотическое воспитание - это основа формирования будущего гражданина и патриота своей страны. Задача воспитания патриотических чувств очень сложна. Чтобы достигнуть определенного результата, необходим поиск современных форм общения с ребенком-дошкольником и его родителями в гражданско-нравственном направлении.

Исходя из многолетнего опыта работы, можно дать утвердительный ответ: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного "созревания". Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит от средств, форм и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок.

Программа " Я и моя Родина" предназначена для детей 6-7 лет, учитывает особенности психофизического развития детей с нарушением зрения (ограниченность чувственного познания, недостаточный запас представлений об окружающем и др.), предусматривает включение основ краеведения в воспитательно-образовательный процесс специализированной группы.

Реализация программы позволит удовлетворить потребности ребенка дошкольного возраста - в полноценном развитии как личности, поможет войти в современный мир, приобщиться к его ценностям через расширения представлений о родном городе, крае и родной стране, в которой он живет.

Цель программы: формирование высоких нравственных качеств: основ духовности, гражданственности, всестороннего развития личности.

Задачи программы:

1. Формирование гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного города, края, страны, чувства гордости за свою Родину.

2. Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

3. Расширение представлений о городах России.

4. Знакомство детей с символами родного края, страны (герб, флаг, гимн).

5. Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

6. Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

7. Формирование духовно-нравственного отношения к природе родного края и чувства сопричастности к ней.

8. Развитие познавательных и творческих способностей ребенка, элементов самостоятельности, навыков взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

9. Закрепление умения выражать в игровой и продуктивной деятельности свои знания и впечатления.

Принципы реализации программы

Содержание программы строится на основе следующих принципов патриотического воспитания детей с нарушением зрения:

1. принцип коррекционно-компенсаторной направленности (во всех видах деятельности происходит коррекция и компенсация первичного дефекта и вторичных отклонений).

2. принцип гуманизации (умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.).

3. принцип учета региональных условий, означающий пропаганду идей и ценностей не только общероссийского патриотизма, но и местного и регионального.

4. принцип дифференциации (создание оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном крае, стране с учетом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.).

5. принцип непрерывности (формирование у подрастающего поколения устойчивого интереса к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию патриотических чувств).

6. принцип интеграции (сотрудничество с семьей, библиотекой, музеем и т.п.; естественное включение краеведческого материала).

7. принцип целостности педагогического процесса (обеспечивает единство воспитания, обучения и развития).

8. принцип преемственности (патриотическое воспитание продолжается в начальной школе).

9. принцип стимулирования активности (важным этапом патриотического воспитания является их проектная деятельность, имеющая нравственную направленность). Она обеспечивает практическое применение полученных знаний (совместный поиск решения задач: сбор материала для фотоальбома из истории города, края, воспоминания старожилов, материал для мини-центра и др.).

Структура и содержание программы

Программа "Я и моя Родина" предусматривает, что в процессе освоения ребенком ее содержания осуществляется его социализация в окружающем мире, обществе. Содержательная часть программы систематизирована по тематическим блокам - их четыре (см. приложение 1 "Тематическое планирование").

В каждом месяце учебного года изучается новая тема блока.

I блок - "Я и моя семья". Чувство Родины:Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям, с восхищения тем, что видит перед собой малыш. Чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе: Эти впечатления играют огромную роль в становлении личности патриота. Задача первого блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя членом семьи, воспитанником детского сада. Ее осуществление возможно, если родители и педагоги заложат основы теплого чувства и привязанности к родной семье, искреннюю благодарность сотрудникам детского сада за их добрые сердца и теплоту души.

II блок - "Я и мой город". Изучение тем второго блока подводит дошкольника к пониманию, что их город - частица Родины. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми. Задача эта решается через познания истории города, традиций, памятных и достопримечательных мест города, проявления интереса к событиям, происходящими в городе.

III блок - "Я и мой край в котором я живу". Особым обучающим эффектом обладает третий тематический блок. Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Задача третьего блока состоит в том, чтобы помочь ребенку осознать себя жителем Амурского края.

Изучение тем второго и третьего блока позволяет воспитывать чувства собственного достоинства ребенка, как представителя своего народа, гордости за свою малую Родину; развивать познавательный интерес и навыки исследования доступных объектов окружающей действительности.

IV блок - "Я и моя Родина - Россия". Темы четвертого блока призваны сформировать у дошкольника чувства любви, гордости и патриотизма к своей Отчизне. У ребенка формируются первые представления об устройстве нашего государства, он изучает символику нашей страны, знакомится с другими городами России, со столицей нашей Родины. Осознает себя гражданином России. Быть патриотом и гражданином - это непременно быть интернационалистом. Поэтому особенно важно поддержать интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт.

Следует подчеркнуть, что для ребенка с нарушением зрения характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одному и тому же блоку лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной и той же проблеме. Таким образом, дети ежемесячно погружаются в каждый из изучаемых блоков программы "Я и моя Родина".

Сроки реализации

Курс программы "Я и моя Родина" рассчитан на работу с детьми в течение года, дети 1 раз в неделю по 20-25мин. изучают новую тему.

Формы и методы реализации

Программа реализуется в педагогическом процессе специализированной группы в организованных формах (занятия, дидактические игры, беседы, экскурсии, праздники, развлечения), а также в нерегламентированной и самостоятельной деятельности детей. По каждой теме программы проводится комплекс мероприятий.

Изучение лексических тем общеобразовательных занятий предусматривает включение в занятия задач патриотического воспитания. Некоторые темы приурочиваются к конкретным событиям и праздникам нашей страны. Началом и основой изучения каждой новой темы модели "Я и моя Родина" является беседа. В формировании у ребят основ гражданственности и патриотизма помогают также и рассказы педагога, чтение стихотворений, рассказов, пословиц и поговорок, русских народных сказок, былин, слушание музыкальных произведений (Российский гимн, "Детский альбом" П.И.Чайковского).

Зрительное восприятие и его целенаправленное развитие имеет особое значение в процессе познания окружающего детьми с дефектом зрения. Поэтому наглядный метод занимает большое место в педагогическом процессе. Это рассматривание картин, фотоснимков, иллюстраций (с видами родного города, достопримечательностями родного края, страны; с изображением лес, рек, морей, гор, животных России). Географических карт и натуральных предметов (старинные игрушки, предметы обихода, утварь), альбомов, гербариев.

Кроме этого используются такие нетрадиционные приемы, как разбор педагогических ситуаций, творческие рассказы детей, исполнение песен, встречи с интересными людьми.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что у дошкольников с нарушением зрения наблюдается неполное, отрывочное восприятие, бедность и неточность представлений, вербализм. Кроме этого для всех дошкольников свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому большое значение для патриотического воспитания имеют экскурсии: по городу, посещение учреждений социума. В программу "Я и моя Родина" включены экскурсии: по территории детского сада, по городу - "Рассматривание домов разной архитектуры", в краеведческий музей, в школу, в библиотеку, к памятникам города и другие.

Знания полученные в процессе каждой темы программы, подкрепляются различными играми: дидактическими, играми-экспериментами, сюжетно-ролевыми играми, продуктивными видами деятельности: изготовление альбомов, панно, ширм, рисование, аппликация, лепка.

Формирование патриотических чувств, проходит эффективно в тесной связи с семьей. Родители являются активными участниками педагогического процесса, оказывая помощь детям в изучении родословного древа, исследовании улиц родного города; педагогам в проведении экскурсий, совместных праздников и развлечениях.

В результате внедрения программы "Я и моя Родина", образовалась "лестница роста патриота и гражданина".

Удалось значительно повысить уровень детей о патриотизме и в конце учебного года дети знают и называют:

  • домашний адрес;
  • место работы родителей, значимость их труда,
  • свою нацию, русскую культуру, язык, традиции,
  • место проживания, город, край,
  • промышленность родного города и ее значимость,
  • символику города и края,
  • столицу нашей Родины - Москву, герб, флаг, гимн России,
  • природу родного края, страны ее флору и фауну, природоохранительные мероприятия,

 представителей других национальностей, населяющих нашу Родину, 5-6 народов, живущих на земле, их быт, традиции,

 что они являются жителями планеты Земля.

Дети испытывают все больше любовь и привязанность к родному дому - семье, матери, детскому саду; дорожат своей семьей, домом, с удовольствием идут в детский сад.

Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что только систематическая, планомерная работа и совместное воздействие таких факторов, как семья, ближайшее окружение, детский сад, объединенных в одну образовательную систему, позволяет воспитать у ребенка чувства патриотизма, гражданственности, толерантного отношения к другим нациям и народам.

Нашим детям есть чем гордиться!