Активизация словаря - одно из важнейших направлений словарной работы на уроках. Решение этой практической задачи осуществляется на каждом уроке русского языка и чтения. Работа со словом сложна и многообразна. Как важно научить ребят наблюдать, думать, читать, передавать мысль словом.
Практика работы показывает и подтверждает эффективность хорошо продуманной системы словарной работы, суть которой в том, чтобы слово школьником было правильно воспринято в тексте, понятно со всеми его оттенками и особенностями, входило бы в активный словарь и было употреблено самостоятельно в нужной ситуации.
В школьной практике используются различные приемы ознакомления с новыми словами и их значениями: выяснив значения путем показа картинки или макета; уточнения значения по толковому словарю; набор синонимов и антонимов (думать, мыслить, размышлять; правда - ложь); словообразовательный анализ (бесстрашный <страшный <страх); этимологический анализ ( лукавый - от лука -"изгиб", "кривизна", лукавый "криводушный"); включение нового слова в словосочетание или предложение; перевод (интернациональный - международный).
Опыт работы по развитию речи подсказывает, что шаблон и стихийность здесь недопустимы. Нужна последовательная, гибкая, постоянная работа над словом, которая планируется на каждый урок и на перспективу. С такой позиции и строиться лексическая работа на протяжении последних лет обучения детей .
Обучение грамоте - первая необходимая ступенька. В этот период необходимо обогатить речь учащихся не только количественно, но и качественно. Свою работу строим таким образом. Вначале анализируются и изучаются тексты и иллюстрации, составляются тематические словарики, продумывается система упражнений по уточнению и обогащению словаря, практически знакомящих детей с простыми случаями многозначности, омонимами, синонимами, антонимами. Выбираются из текстов слова и выражения, над которыми надо поработать. Подбираются к каждой букварной иллюстрации стихотворение и дидактический материал, располагающий богатыми возможностями для уточнения и расширения словаря учащихся. Приведем примеры некоторых фрагментов уроков.
Фрагмент I урока.
Цель: формировать умение употреблять слова в речи в точном соответствии с их значением; познакомить с омонимами в игре.
- Отгадайте загадки:
1) Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей. (нос)
2) В тетради я бываю косая и прямая. В другом своем значении я планка для черчения. И, наконец, порою в шеренгу вас построю. (линейка)
3) Я в дверях, я в замке, я и в каждой строке, я и гайку отвинчу и могу, если хочу, телеграмму передать и загадку отгадать (ключ)
- Эти слова называются омонимами.
- Как бы объяснили, что такое омонимы.
Омонимы - это слова, которые звучать одинаково, но значения имеют разные.
Приведите свои примеры слов - омонимов.
Фрагмент II урока.
Цель: уточнить значения слов, продолжить формирование элементарных понятий и усвоение соответствующих им словесных обозначений, познакомить с антонимами.
- Прослушайте загадки и отгадайте их:
1)
Я антоним к слову зной,
Я в реке, в тени густой.
И в бутылках лимонада,
А зовут меня ::.(прохлада).
2)
Я антоним к слову лето,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я ::.(зима).
Зной - прохлада; лето - зима - это антонимы.
- Как бы вы объяснили, что это за слова?
Антонимы - это слова с противоположным значением.
- Приведите свои примеры слов - антонимов.
Фрагмент III урока.
Работа по странице "Букваря".
Тема: Гласный звук [а]. буквы А, а. Уход за растениями. Знакомство с синонимами.
Цели: уяснить значение слова "букет", "цветок", познакомить с синонимами.
I. Работа по иллюстрации.
Стихи к иллюстрации.
Я без дела не сижу
Я цветочки все полью.
Расцветут они красиво
Всем на радость и на диво.
Что такое цветок? (часть растения, на котором образуется плод).
Что такое букет? (цветы сложенные вместе).
II. Знакомство с синонимами.
- Подберите близкие по значению слова к словам из стихотворения:
дело - труд, занятие, работа;
красиво - прекрасно, прелестно;
диво - изумление;
радость - веселье.
III. Самостоятельное рисование любого цветка.
- Нарисуйте цветок, который вам больше всего нравится или тот, который вы умеете рисовать.
IV. Узнавание цветка по описанию.
У полевой дорожки
У самого села,
Стоит на хрупкой ножке
Она, как снег, бела. (ромашка).
V. Нахождение в стихах слов, близких по значению.
Затерянный и одинокий,
Вблизи тропинки полевой,
Скрывался он во ржи высокой-
Осколок неба голубой. (василек).
Синонимы: тропинки - дорожки.
VI. Итоги:
- Что же такое синонимы?
Синонимы - слова, разные по звучанию, но одинаковые по значению.
- Приведите примеры синонимов.
Фрагмент IV урока.
Тема: Согласные звуки [с], [с']. Буквы С, с. В лесу.
I. Работа с иллюстрацией.
Стихотворение к иллюстрации:
В глуши зеленой и лесной,
Всегда тенистой и сырой,
Бьет из камней родник студеный
В крутом овраге под горой.
- К выделенным словам подобрать синонимы:
Родник - ключ, источник.
Студеный - холодный.
- Чем отличается родник от ручья?
- Для ответа используйте строки из стихотворения:
Бежит ручей, спешит, звенит,
Волной своей играет.
А снизу бурные ключи
В бока его толкают.
Задания, которые можно включать в уроки.
№ 1(а)
Найти синонимы:
Лукошко, корзина.
Хочешь посмотреть на лето?
В лес пускают без билета.
Там грибов, плодов и ягод
Наберешь в лукошко на год.
(б)
Ребенок, дитя;
забавы, развлечения;
хотеть, желать.
Мы летим к другим планетам,
Объявляем всем об этом.
Весь игрушечный народ
С нами просится в полет.
Даже плюшевый медведь
Хочет к звездам полететь.
И с Большой Медведицей
В синем небе встретится.
№ 2(а)
Подобрать антонимы:
Чистый - ::,
чистюля - ::,
чистота - ::,
чистить - ::
Коля с Настей на посту
Проверяют чистоту.
- Руки чистые у вас?
Если нет - не пустим в класс!
(б) Подобрать антонимы:
Имя существительное Имя прилагательное Глагол груз - застенчивый - работать - гнев - страшный - грустить - враг - подвижный - кричать -
Итак, данная работа шла по этапам, проводилась в следующей последовательности:
1) подбор близких (противоположных) по значению слов;
2) выяснения понимания детьми слов;
3) составление предложения со словом;
4) использование слов и предложений в устной речи при составлении рассказа по картинке.
Такая работа способствует обогащению и уточнению словаря, совершенствованию навыка чтения и развитию речи и создает прочную основу для последующей практики. По итогам работы составляется словарь - минимум антонимов и синонимов, который был распечатан и выдан каждому ученику для дальнейшего использования на уроках чтения и русского языка.
Тематический словарь по теме "Что такое хорошо и что такое плохо"
Синонимы: Бранить, ругать, журить Вежливо, учтиво, любезно Весело, радостно, оживленно Горевать, грустить, печалиться, тужить Жестокий, безжалостный Добросовестный, честный Задира, забияка, драчун Злой, недобрый Важничать, зазнаваться Ласковый, нежный Ложь, неправда Ленивый, нерадивый Опрятный, аккуратный, чистый Печаль, грусть, тоска, горе, боль, скорбь Плохо, скверно, дурно, худо Робкий, трусливый Хвалить, одобрять Жадный, скупой Антонимы Бледнеть - краснеть Радость - печаль Щедрый - скупой Честный - подлый Легкий - трудный Хороший - плохой
Авторы статьи.
- Давыдова Г.Ю., Ионова Т.Ю., Морозова Н.Б.
- Прохорова Е.Н., Шеина Л.М.
Список использованной литературы.
- Иванова В.А., Потиха З.А., Розенталь Д.Э. "Занимательно о русском языке". - Л., 1990.
- Кодухов В.И. "Рассказы о синонимах". - М., 1984.
- Сергеев В.Н. "Словари - наши друзья и помощники", - М., 1984.
- Ушакова О.Д. "Синонимы и антонимы", - СПб.,2007.
- Шанский Н.М. "В мире слов", М., 1985.
- Журнал "Начальная школа" №1, 1992г.,
- Журнал "Начальная школа" , №1, 2002г.