Цели:
Коррекционно-образовательные
- закрепление знаний об артикуляционных особенностях звука [ш];
- закрепление понятия "согласный звук";
- формирование навыков звукового анализа и синтеза двусложных слов типа "ка-ша";
Коррекционно-развивающие
- упражнение в правильном произношении звука изолированно, в слогах, в словах и в предложениях;
- развитие артикуляционной моторики путем выполнения артикуляционной гимнастики;
- развитие фонематического восприятия и фонематического слуха;
- развитие речеслухового внимания, мышления, памяти, мелкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные
- воспитание желания говорить красиво, правильно.
- активация словаря: звук согласный, глухой, твердый, символ.
Предварительная работа:
- работа по развитию просодической стороны речи;
- артикуляционные упражнения;
- постановка звука [ш];
- игры и упражнения на развитие фонематического слуха;
- обучение анализу прямых слогов типа - ша.
Оборудование: мягкая игрушка - "заяц", символы звуков, карандаш, фишки, предметные картинки на заданный звук, дидактическая игра "Логопедическое лото", дидактический столик с песком и наполнителями (пластмассовые кубики с буквами, макет кастрюли, ложка), фотографии с изображением событий в группе.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед. Посмотри, к нам сегодня в гости из леса прискакал зайчишка-трусишка.
Из-под ёлки спозаранку
Выбегает на полянку
Длинноухий шалунишка,
Зайка беленький, трусишка.
Он зверушек сторонится.
Зайка всех всегда боится.
II. Сообщение цели занятия (психогимнастика).
Когда зайчик к нам скакал по лесу, он прислушивался, а лес шумел:
ш-ш-ш - (зайчишка насторожился),
ш-ш-ш - (трусишка испугался),
но тут ветки тихо "зашептали" ш-ш-ш - и зайчишка-трусишка успокоился.
Какие звуки в шуме леса ты слышал?
Ребенок. Звук - ш-ш-ш.
Логопед. Сегодня зайчишка будет помогать тебе произносить этот звук.
Ш. Артикуляционная гимнастика.
Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, давай выполним гимнастику для языка, а зайчишка будет наблюдать за нами.
"Лягушка-хоботок"
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я как лягушка,
А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
"Лопаточка"
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
"Чашечка"
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка.
"Вкусное варенье"
"Фокус"
IV. Звукокоподражание.
Давай подуем теплым воздухом на ладони, погреем их.
Произносим ш-ш-ш на одном дыхании.
V. Артикуляция и характеристика звука [ш].
В каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [ш]? (губы округлены и выдвинуты вперед).
Где находится язычок? (Широкий язык поднят вверх, боковые края язык прижимаются к верхним зубам).
Воздух встречает преграду? (Да)
Значит, звук [ш] какой? Согласный или гласный? (согласный)
Проверяем: "колокольчик" в горлышке звенит или нет? (нет)
Значит, звук [ш] какой? (глухой)
Он еще всегда твердый.
Каким символом обозначим звук [ш]? (синим квадратом без колокольчика).
VI. Упражнение на развитие фонематического слуха.
Поиграем в игру "Слушай внимательно, выполняй старательно"
"Услышишь звук [ш] - подними символ"
та, ша, ак, шу, ама, ос, уш, ошка.
VII. Автоматизация звука в слогах.
а) повтори слог - аш столько раз, сколько раз я хлопну в ладоши;
б) повтори слог - аша столько раз, сколько раз я отстучу карандашом по столу;
в) повтори слог - ашма столько раз, сколько я выложу фишек;
VIII. Закрепление произношения звука [ш] в словах.
Зайчишка принес с собой картинки. Давай их посмотрим и назовем.
Ребенок произносит слова по картинкам, в названии которых есть звук [ш]
(шапка, шуба, шина, машина, бабушка, дедушка, подушка, мыши, камыши)
Физкультминутка.
Зайчишка устал сидеть, он хочет поиграть с тобой.
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит:
Вот так, вот так.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Вот так, вот так.
X. Звуковой анализ и синтез слова "каша".
Зайчишка пришел из леса, принес тебе картинки, поиграл с тобой, утомился, давай угостим его чем-нибудь.
- дидактическая игра "Угостим зайку обедом"
В песочнице приготовлен макет кастрюли без дна. Логопед предлагает ребенку ложкой помешать то, что варится в этой кастрюле. Мешать нужно тщательно, чтобы еда получилась вкусная. В результате помешивания появляются кубики с буквами, закопанные в песок. Из кубиков ребенок составляет слово "каша".
- назови 1-й звук, 2-й, 3-й,4-й.
- какое слово получилось? (каша)
- сколько звуков в этом слове? (4)
- выложи схему этого слова с помощью символов.
XI. Закрепление произношения звука [ш] в чистоговорках.
Зайчишка сыт, доволен и снова готов играть, он просит повторить за ним:
- Ша-ша-ша - ах, как каша хороша!
- Шу-шу-шу - морковь я в кашу покрошу.
- Ши-ши-ши - ешьте кашу, малыши.
XII. Автоматизация звука [ш] в предложениях.
Тебе понравилось играть с зайчишкой? Он скоро снова уйдет к себе в лес. Расскажи ему немного о нашей группе по фотографиям, которые у нас есть. Он в лесу расскажет обо всем и тогда другие звери тоже захотят прийти к нам в гости.
Ребенок по фотографиям составляет предложения.
- У нас в группе много игрушек.
- Мы строим гараж для машин.
- Миша и Даша играют в шашки.
- На занятиях мы пишем буквы.
XIII. Подведение итогов занятия.
Какой звук мы сегодня чаще других произносили? ([ш]).
Артикуляция, характеристика звука.
Кто был у нас сегодня в гостях? ("Зайчишка-трусишка")
XIV. Оценка работы ребенка.