Интегрированный урок (русский язык + логопедия) в 4-м классе по теме "Знатоки русского языка" (урок-повторение)

Разделы: Логопедия


Цели:

1) повторить части речи (глагол, прилагательное, существительное);

2) закрепить правописание безударных гласных в корне слова;

3) расширить словарный запас прилагательных и глаголов по теме “Осень”;

4) совершенствовать навык составления распространенных предложений;

5) упражнять в морфологическом анализе;

6) развивать внимание, память;

7) воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: проектор, экран, мультимедийные технологии.

Ход урока

Учитель-логопед. Ребята, обратите внимание, что написано (слайд № 1. Презентация).

“Мой верный друг! Мой царь!
Мой раб! Родной язык!”.

Так охарактеризовал поэт Валерий Брюсов прекрасный образ родного языка.

Учитель. А узбекская поэтесса Этебор Ахуновна пишет: (слайд № 2)

“На столе моем – книги,
Много радостных книг!
Их открыл мне учитель –
Мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний –
Ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром
Я на том языке”.

Учитель-логопед. Я верю, что здесь собрались верные друзья русского языка.

И я предлагаю вам сыграть в игру “Знатоки русского языка”. (Слайд № 3)

Против вашей команды 4 “А” класса играет команда 4 “Б” класса. Они приготовили для вас задания.

Каждое правильно выполненное задание оценивается определенным количеством баллов.

Если вы задание выполнили неправильно, то баллы засчитываются игрокам команды 4 “Б” класса.

Итак, приготовились! Игра начинается!

Звучит гонг.

1 раунд “Разминка”

(Слайд № 4)

Учитель-логопед. Против Знатоков играет Тверскова Ксюша. Она приготовила для вас много интересных вопросов. Каждый верный ответ оценивается 1 баллом.

1) Сколько гласных звуков в русском языке: (слайд № 5).

а) 6

б) 10

в) 0

г) 33

2) Часть речи, которая обозначает действие предмета? (Слайд № 6)

а) прилагательное

б) существительное

в) глагол

г) местоимение

3) Назовите однокоренное существительное к прилагательному “богатый” (человек). (Слайд № 7)

а) крутой

б) богач

в) мафиози

г) бизнесмен

4) Назовите глаголы (слайд № 8)

а) ходить

б) ходьба

в) ходовой

г) ход

5) Как правильно сказать? (У человека). (Слайд №9)

а) нет зубов

б) нет зуб

в) нет зубьев

г) нет зубев

6) Поставьте существительное “дело” в родительный падеж множественного числа. (Слайд № 10)

а) дел

б) делов

в) дела

г) делах

7) Подберите прилагательное к существительному “тюль”. (Слайд № 11)

а) кружевная

б) кружевной

в) кружевное

г) кружевные

Молодцы!

Подведение итогов.

Звучит гонг.

2 раунд

(Слайд № 12)

Учитель. Против знатоков играет Кривцова Юля. (Слайд № 13)

Я страшное дело, какой деловой!
В любые дела ухожу с головой.
Задачи решаю, на скрипке играю
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю и хлеб покупаю
На стадионе голы забиваю.
Укроп поливаю, кусты подстригаю
И чисто – пречисто весь двор подметаю.
Дорожки в саду я песком посыпаю
А после работы в тени отдыхаю.

О какой части речи говорится в этом предложении? (О глаголе)

Блиц-опрос:

Что такое глагол?

Как изменяются глаголы?

А сейчас внимание, задание, которое оценивается в 5 баллов.

1. Прочитать текст. Найти глаголы. Определить время.

У каждого ученика текст.

В осеннем лесу ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему качать деревья. Ветер подхватывает листья. Они летят по всему лесу. Солнце освещает яркие деревья. Лес пахнет грибами.

2. Найденные глаголы поставить сначала в будущее время, а затем в прошедшее.

Поведение итогов.

Звучит гонг.

3 раунд

(Cлайд №14)

Учитель-логопед. Против знатоков играет Жуков Ваня. (Cлайд №15)

Безударный – хитрый гласный
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье
Чтоб развеять все сомненья.

Так как же проверить безударный гласный в корне слова?

(Ответы учеников)

Игра “Пирамида”

(Cлайд № 16)

л.са

п.сать

в.ртел

см.треть

изб.жать

погл.зеть

Вставьте безударные гласные в корне и докажите правильность своего выбора.

Каждое слово оценивается 1 баллом.

Записать по памяти в тетради все слова.

Верное выполненное задание оценивается в 3 балла.

Подведение итогов.

Звучит гонг.

4 раунд

(Слайд № 17)

Учитель-логопед. Прежде, чем продолжить выполнять задание, давайте поиграем в игру “Снежный ком”.

Дети становятся в круг. По очереди подбирают слова на заданную тему.

Подберите прилагательные к слову “Осень”, “листья”.

Примерные ответы:

Осень (какая?): ранняя, поздняя, золотая, дождливая, холодная, сухая, солнечная, пестрая, красивая.

Листья (какие?): разноцветные, золотые, пестрые, багряные, яркие, желтые, сухие, шуршащие.

Дожди осенние (какие?): моросящие, холодные, частые, мелкие, затяжные.

Подберите глаголы к слову “дожди”.

Дождь что делает?: идет, моросит, покрапывает, льет, поливает.

Продолжаем игру.

Учитель. Против знатоков играет Гогидзе Нино. (Слайд № 18)

Ребятам раздаются карточки, на которых записаны слова, в которых нужно зачеркнуть слово “море” и получить ключ к следующему заданию.

(Осень, листья, ветер, дожди, птицы).

оморесемореньморе

лиморесморетьмореяморе

вморееморетеморер

доморежморедмореиморе

птиморецмореыморе

Эти слова записываются на доске.

Детям предлагается с каждым из данных слов и словами, которые подбирали в игре “Снежный ком” составить распространенные предложения и из полученных предложений составить рассказ.

Затем полученный рассказ зачитывается.

Подведение итогов.

Учитель-логопед. Итак, наша игра окончена со счетом … Спасибо всем за активную игру. Успехов вам. А мы еще хотим вам что-то сказать (слайд № 19).

Корень в слове молодой

Суффикс в слове косцы

Окончание в слове травы

Молодцы!