Актуальность выбранной темы: дружба взаимообогащает детей: расширяет детские интересы, у них возникает желание помочь друг другу, вместе пережить радость и огорчения. Поэтому данная тема актуальна в начальной школе.
Цель: раскрыть сущность понятия «дружба», показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
I. Организация класса. Эмоциональный настрой
Звучит песня В. Шаинского «Чему учат в школе»
Крепко-накрепко дружить,
С детства дружбой дорожить
Учат в школе, учат в школе, учат в школе. (Приложение 1. Слайд 2)
II. Сообщение темы и цели занятия
– Пусть каждый из вас задумается и сам себе
ответит на вопрос: «А есть ли у меня друг?»
– Кого мы называем другом? Давайте поразмышляем
об этом. (Приложение 1.
Слайд 3)
III. Беседа о значении слова «дружба» (чтение учителем) (Приложение 1. Слайд 4)
– Что такое дружба?– спросила я у птицы.
– Это когда коршун летает вместе с синицей.
Спросила я у зверя: – Что такое дружба?
– Это когда зайцу лисы бояться не нужно.
А после спросила у девочки: – Дружба – что такое?
– Это что-то огромное, радостное, большое.
Это когда ребята все сразу, все вместе играют.
Это когда мальчишки девчонок не обижают.
Дружить должны все на свете: и звери, и птицы, и
дети.
IV. Что такое дружба? (Приложение 1. Слайд 5)
Товарищество и дружба – удивительные
отношения, возникающие между людьми. В «Толковом
словаре» В.И. Даля дано такое определение дружбы:
«бескорыстная стойкая приязнь». На первое место
ученый ставил бескорыстие. Именно оно делает
отношение между друзьями благородными и чистыми.
О дружбе размышляли во все времена. Мысли о ней
письменно и устно излагали и поэты, и писатели, и
ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне.
Например, философ Сократ говорил так: «Никакое
общение между людьми невозможно без дружбы».
V. Работа с пословицами и поговорками
– Люди сложили о дружбе много пословиц и поговорок. Какие из них вы знаете?
Дети отвечают.
– Я предлагаю вам несколько пословиц и поговорок. Но их надо собрать.
Работа в группах. На столах лежат части пословиц и поговорок. Ученики должны найти и соединить начало и конец.
Для начала доскажите:
- Не имей сто рублей, … (а имей сто друзей).
- Старый друг … (лучше новых двух).
- Один в поле … (не воин).
- Старый друг лучше новых двух.
- Друг познается в беде.
- Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
- Вместе тесно, а врозь скучно.
- Куда иголка, туда и нитка.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Все за одного, а один за всех.
- С миру по нитке — голому рубаха.
- Без беды друга не узнаешь.
- Нет друга, так ищи, а нашел так береги.
- Дружба – как стекло: сломаешь – не починишь.
- Хороший друг – отрада для души.
- Дружбу помни, а злобу забывай.
- С другом веселее при удаче, легче в беде.
Выслушиваются ответы детей.
VI. Чтение и обсуждение стихотворения «Если б капли не дружили»
М. Садовский
Если б капли не дружили,
Как тогда бы лужи жили?
Как бы реки потекли?
Где бы плыли корабли?
Если б ноты не дружили,
Как бы песню мы сложили?
Как бы птицам распевать?
Как бы солнышку вставать?
Если б люди не дружили,
Как бы мы на свете жили?
Ведь без дружбы с давних лет
Ничего на свете нет!
– Задумаемся над тем, что дружба нужна и детям, и взрослым в разных жизненных ситуациях.
– Какого друга можно назвать настоящим?
VII. Коллективная творческая работа
— На партах у вас лежат листья разного цвета. Давайте дружно напишем на листочках качества, которыми должен обладать друг и повесим листочки на дерево.
VIII. Итог урока. Правила дружбы
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не
предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих
обещаний.
6. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
Старый друг лучше новых двух.